Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

деловые, массовые коммуникации. Согласно словарю, «манипуляция - коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия» [9, c. 368]. Мнение по вопросу приемлемости такого способа взаимодействия в научных кругах неоднозначно. Некоторые представители бихивиаристического направления (Д. Франке, Д. Карнеги и др.) придерживаются точки зрения, что манипуляции являются заменой более грубых методов достижения целей и поэтому они необходимы для общества. Представитель же гуманистической психологии (Э. Штостром) говорит о том, что манипулировать людьми может только личность неблагополучная, которая стремится к управлению окружающими и собой, относясь к людям как к вещам. Рассмотрением вопросов детских манипуляций занимался А. Адлер. Он называл такое поведение псевдокомпенсацией собственной неполноценности и, в традициях психоанализа, утверждал, что формируется оно так же в раннем детстве, под влиянием семейного окружения. В определенные моменты (например, болезнь, неудача в чем-либо и др.) ребенок начинает замечать более снисходительное отношение к своей персоне со стороны окружающих его взрослых. Малыш начинает ощущать собственную неполноценность, сопоставлять причины этому и достаточно быстро находит точки влияния на семью. Такая модель поведения закрепляется в сознании, ребенок перестает
опираться на собственные силы и у него появляется иллюзия, что это единственно возможная модель поведения во

взаимоотношениях с социумом, он начинает использовать манипуляции и вне родственного круга.

И застенчивость, и агрессия, и манипуляции – неконструктивные и даже разрушительные для личности модели поведения. Поэтому особое внимание нужно уделять развитию конструктивного ассертивного поведения. А с какого возраста оптимально начинать обучение ассертивности?

Представитель психоаналитического направление Э. Эриксон в своей концепции говорил о том, что именно младший школьный возраст очень важен в процессе становления личности в целом за счет формирования ее черт. В этот период происходит приобщение человека к трудовым отношениям в обществе. И если положительное протекание стадии социализации в младшем школьном возрасте приводит к дальнейшей способности действовать продуктивно и понимать собственные компетенции; то отрицательные моменты будут способствовать развитию комплекса неполноценности. В этом возрасте у ребенка активно развивается самоосознание, мотивационно-потребностная сфера, личностная рефлексия, самоконтроль, произвольность. З. Фрейд называл младший школьный возраст латентной стадией и утверждал, что в этот период закладываются нормы и правила поведения. Б. Ф. Скиннер отвергал идею о том, что человеческим поведением управляют силы, которые находятся внутри самой личности. Он называл психические процессы трудными для понимания и изучения, так как не доступны для объективного исследования. Скиннер говорил о том, что все внутри личностные проявления, в том числе мотивы и черты, можно описать

при помощи поведенческой (внешней) терминологии стимул и подкрепление. Поведение человека полностью зависит от внешних проявлений среды: те действия, которые приносят желаемый, либо помогают избежать не желаемый результат, человек выполняет чаще. Скинер называл это позитивным либо негативным подкреплением. А те действия, которые приводят к негативному результату (наказание), либо отдаляют от желаемого (угасание), человек выполняет реже. Причем если подкрепление есть,

поведение сохраняется, как только подкрепление исчезает, поведение меняется. Для формирования новых поведенческих реакций, нужно сначала уловить ту, которая грубо напоминает желаемую, и подкрепить ее. И со временем, при условии регулярности у индивида формируется новая реакция. Именно так, по мнению Скиннера, можно в любом возрасте выработать черты личности, например, уверенность в себе.

Основоположник теории черт личности, гуманист Г. Олпорт выступал в оппозиции к психоанализу и бихевиоризму. Он был сторонником мнения, что базовые личностные характеристики в большей степени обусловлены биологической наследственностью, о чем впервые заговорил еще А. Маслоу. Представитель гуманистической психологии говорил о том, что по природе своей человек добр либо нейтрален, в нем нет первичного зла [29, с. 17]. Но Г. Олпорт так же указывал на важность социального окружения, которое играет в становлении черт личности существенную роль. Такого же мнения придерживался и представитель когнитивного направления А. Бандура, утверждая, что ребенок наблюдает и повторяет то, что делает его окружение. Г.
Олпорт определил, что «личность это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление» [38, с. 7] и говорил о возрастном, более позднем формировании черт личности в противовес психоанализу, утверждающему, что личность зарождается в первые годы рождения ребенка. Г. Олпорт занимался изучением различных компонентов личности. В своей работе

«Становление личности» он выделил ряд базовых личностных конструктов – общих личностных черт, лежащих в основе поведения человека и личностных диспозиций (некоторых индивидуальных черт). Период младшего школьного возраста Г. Олпорт назвал «рациональный фактор». Ребенка он рассматривал в этом возрасте как рационального борца, который уже умеет ставить цели и занимается планированием способов решения поставленных перед ним жизненных задач с возрастающей самостоятельностью самооценки, именно в

этот период развиваются рефлексия и формальное мышление, ребенок приобретает способность справляться с требованиями реальности.

Ряд авторов (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, С. Хартер, Захарова, Л. Ф. Обухова, К. Н. Поливанова и другие), так же исследовавших психологическое развитие в младшем школьном возрасте отмечают новообразования, которые начинают свое формирование в этот период. Это личностная рефлексия, произвольность поведения и познавательных процессов, внутренний план действий, самооценка и самоконтроль, внутреннее смысловое отношение, формирование когнитивного компонента самооценки, Я-концепция становится более реалистичной, развивается социальное познание.

Основываясь на этих умозаключениях, можно
предположить, что именно в этот период (период младшего школьного возраста) становления личности важно заложить фундамент формирования навыков ассертивного поведения.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18