Файл: "Структура мотивации персонала с учетом специфики организации (на базе кгп на пхв "Психиатрический диспансер г. Семей)".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Теоретические вопросы изучения мотивации персонала с учетом специфики организации




1.1 Понятие и подходы к изучению мотивации в современной организационной психологии




Поведение личности представляет собой наиболее широкое понятие, чем понятие активности личности и её деятельности. В широком смысле под поведением часто понимают совокупность различных поступков человека, которые основаны на осуществлении определенных замыслов и целей. В психологии, поведение является формой взаимодействия личности с окружающим миром, основа которого отражена в потребностях. Поведение личности отличается сознательностью, направленностью, активностью и произвольностью. Изучение мотивации является одним из важных направлений в психологии, поэтому при существовании различных психологических подходов мотивация определяется авторами по-разному и имеет долгую историю развития. Значительный вклад в изучение проблемы мотивации внесли и продолжают вносить достижения психологии, в рамках которой проводились исследования механизма развития потребности, мотива, стимула, воли, цели и др. в человеческой деятельности. Каждое направление вносило свои коррективы в исследование феномена мотивации1. Например, школа психоанализа, а также такие направления, как психофизиология, этология, благодаря которым возникло новое понимание мотивации в целом, и потребности в частности, определили то, что человеку, также как и животному, присущи природные инстинкты, которые не просто направляют его действия, но и становятся основой его деятельности. Бихевиористы отмечали врожденный характер поведенческих реакций, связав инстинкт и потребность, тем самым признавая неактуальность понятия. В дальнейшем активное исследование мотивации проходило в русле таких направлений, как гуманистическая, гештальт-психология, когнитивная психология, где основной акцент делался именно на личностных особенностях поведения индивида, обусловленных сознанием, либо психическим развитием человека, отмечая важную особенность субъекта в осмысленности своих действий. Исследователи данных направлений не замыкали свои воззрения на потребностях, для них равнозначно важно было проследить особенность развития потребностей в деятельности на уровне мотивации, механизмы принятия решений, механизм постановки цели, роль и значение волевого акта в деятельности, что вносило понимание мотивации как динамического образования, зависимого от ситуации и индивидуальных желаний субъекта.
В настоящее время наиболее активно в исследовании мотивации развивалась интегральная психология, объединяющая накопленный опыт и учитывая проблемы предшествующих направлений, что способствовало попытке создания общих концептуальных подходов. При этом следует учесть, что на всем протяжении исследований феномена мотивации формировалось различное понимание ее содержания, но вполне очевидным в большинстве позиций было признание за мотивацией тех механизмов, которые стоят у истоков начала деятельности. Основными направления изучения проблемы мотивации стали те, что были сформированы в трудах З. Фрейда, К. Левина, У. Джеймса, Э. Торндайка, И.П. Павлова и других.
Сам термин «мотивация» был применен А. Шопенгауэром в своей статье, поэтому позже понятие мотивации стало употребляться в рамках психологии для понимания активности и действий личности2.

С точки зрения психоанализа, а именно в работах З. Фрейда мотивация объяснялась через бессознательные механизмы психики, связанные с влечениями, требующими удовлетворения. При этом, как отмечал сам автор, в первую очередь будут удовлетворены именно самые важные потребности, которые и побуждают личность к действиям.

При появлении теории потребностей А. Маслоу, мотив был обусловлен потребностями, а в рамках трудов автора была создана пирамида потребностей, внизу которой находятся базовые физиологические потребности, а на самом верху те, что связаны с самоактуализацией и реализацией своих духовных и нравственных ценностей.

В бихевиоризме поведение личности объясняется за счет схемы «стимул-реакция», поэтому мотивация не считалась побуждением к действию, поскольку важную роль играет именно реактивность организма, которая влияет на особенности проявления ответной реакции на воздействующий раздражитель.

После второй половины ХХ в. были образованы новые теории мотивации, в которых главная роль была отведена сознанию при выборе поведения. Данные когнитивные теории повлияли на формирование новых понятий, таких как жизненные цели, социальные потребности, боязнь неудачи, ожидание успеха и т.д. Многие представители такого подхода установили, что мотивация обуславливает направленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, которая в свою очередь связана с достижением конкретной цели3

.

Р.С. Немов определял мотивацию как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность»4.

Е.О. Валеева отмечает, что мотивация и мотив являются взаимосвязанными и взаимозависимыми психологическими структурами, поскольку мотивы действия личности сами по себе вторичны и базируются на определенной мотивации. Также автор приходит к выводу, что влияние на мотивацию можно осуществлять через формирование ряда мотивов. Сами по себе мотивы при этом больше связаны с действиями, а мотивация с деятельностью. Данные выводы автор приводит как теоретические, поскольку обоснования с практической стороны такой взаимосвязи нет5.

К настоящему времени сложилось множество теорий мотивации и стимулирования труда работников предприятий. Данные теории являются мультидисциплинарными и находятся на стыке психологии, менеджмент и экономики (таблица 1).
Таблица 1

Классификация теорий мотивации и стимулирования труда работников предприятий

Объект основного

внимания теорий

Теория

Автор

Год создания

Потребности работников

Иерархия (пирамида) потребностей

А.Г. Маслоу

1954

Теория потребностей и принцип разочарования-регрессии

К.П. Алдафер

1972

Теория приобретенных потребностей

Д.К. Макклелланд

1985

Теория двух факторов

Ф.И. Герберг

2003

Внешние факторы

Теория усиления

Б.Ф. Скиннер

1953


Внутренние факторы

Теория справедливости

Дж.С. Адамс

1963

Теория ожиданий

В.Г. Врум

1964

Теория установления уели

И.А. Локки и

Г.П. Лэтхем

1990

Управленческие

аспекты

Теория научного управления

Ф.В. Тейлор

1911

Теория X и Теория Y

Д. Макгрегор

1957

Теория Z

В.Г. Оучи

1981



Выделим основные подходы к исследованию мотивации. Первый подход трактовал человека как высшее животное. Развитие интеллекта у человека имеет предпосылки у животных, что свидетельствовало о зачаточных формах интеллекта у последних6. Таким образом, были начаты исследования поведения животных. И.П. Павлов и Э. Торндайк оказали наибольшее влияние на разработку данного подхода. Одно из основных направлений, сложившихся в рамках данного подхода, - это психология научения, которая представлена К. Халлом, О. Маурером, К. Спенсом, а также Э. Толменом.

Второй подход. Если между человеком и животным имеются общие биологические корни, то инстинктивные тенденции, обычно приписываемые животным, имеют место и у человека. Данное положение было реализовано в двух направлениях. Одно направление – это теория инстинкта В. Макдаугала, который при изучении человеческого поведения во главу угла поставил понятие «инстинкт» (данное понятие еще вводил еще У. Джеймс). Но Макдаугал стал толковать инстинкт расширительно и включил познавательные, эмоциональные, поведенческие, побудительные компоненты в его структуру. Кроме того, позже он стал понимать инстинкт (уже под названием «склонность») как форму целенаправленной активности. Взгляды Макдаугала об инстинкте нашли свое развитие в «психогидравлических» моделях мотивации этологов (К. Лоренц, Н. Тинберген и др.).

Второе направление, принадлежащее рассматриваемому подходу, - это исследование собственно человеческой мотивации (динамические теории мотивации). На разработку этого направления оказали влияние взгляды З. Фрейда, который искал источник человеческой активности в бессознательных влечениях. Кроме Фрейда, Н. Ах и К. Левин внесли заметный вклад в разработку данной проблемы7. Если Ах постулировал влияние неосознаваемых «детерминирующих тенденций» на мыслительный процесс, то Левин обосновывает наличие мотивационных тенденций, детерминирующих актуальное поведение. В рамках этого направления сложились три основные линии исследований человеческой мотивации:

1. Исследование мотивации в рамках теории личности;

2. Ориентация на факторы ситуации при исследовании мотивации;

3. Исследование мотивации как взаимодействия «личность – ситуация».

Третий подход – наличие внутривидовой изменчивости как фактора, способствующего приспособлению к среде, - положение, которое подтолкнуло к исследованию индивидуальных различий.

Вначале это были исследования, проведенные для измерения индивидуальных различий у людей Ф. Гальтоном, А. Бине, Л. Терменом и др. При исследовании это положение было реализовано в трудах Г. Мюррея, Д.М. Кеттелла и др. Однако теоретические позиции, из
которых исходят эти авторы, в целом относятся к направлению исследования человеческой мотивации, к примеру теория мотивации Мюррея имеет истоки во взглядах Фрейда и Левина.

В отечественной психологии существуют основные линии развития представлений о мотивации и о психологической детерминации. Эти представления имеют в своем развитии два качественно разнородных подхода. Первый период – это развитие до становления марксистской психологии. Основное влияние на исследование детерминации поведения оказали работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского8.

При разработке этой проблемы в данном направлении был реализован принцип реалистического мировоззрения. Сеченов в своем учении о сигнальной регуляции объяснил совершение организмом приспособительных действий в связи с изменением внешних условий. Другая сторона, важная для объяснения детерминации поведения, - это способность организма усваивать и сохранять выработанные действия. Эта идея была разработана в учении И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Второй период – это развитие отечественной психологии в рамках марксистской методологии. При разработке проблемы психологического детерминизма человеческой деятельности было использовано учение классиков марксизма-ленинизма о социально-исторической детерминации психики, тем самым была преодолена естественно-натуралистическая трактовка человека.

Возникло несколько направлений развития представлений о мотивации в рамках общей марксистской методологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев – первая, С.Л. Рубинштейн – вторая, В.И. Мясищев – третья, Д.Н. Узнадзе – четвертая линия). В отечественной психологии большое внимание уделялось проблеме детерминированности деятельности субъекта. Сознанию отводилась регулирующая роль, а деятельность рассматривалась как условие формирования сознания. С.Л. Рубинштейн писал, что основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности заключается в единстве их взаимности и взаимообусловленности. Деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов, свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения9.

Включение сознания в детерминацию человеческой деятельности порождает специфический тип детерминации. Сознание включается в детерминацию деятельности в качестве ее существенного компонента. «Детерминация через мотивацию – это детерминация через значимость явлений для человека» - утверждал Л.С. Рубинштейн в работе «Проблемы общей психологии». На этом уровне детерминация деятельности характеризуется сознательностью и произвольностью. Ядро субъекта составляют осознанные побуждения – мотивы сознательных действий, причем в роли мотивирующего фактора могут выступать разные значимые явления в жизни человека.