Файл: "Структура мотивации персонала с учетом специфики организации (на базе кгп на пхв "Психиатрический диспансер г. Семей)".doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические вопросы изучения мотивации персонала с учетом специфики организации
1.1 Понятие и подходы к изучению мотивации в современной организационной психологии
1.2 Причины и признаки понижения мотивации в организации
1.3 Психологические условия стабилизации мотивации организации
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации персонала с учетом специфики организации
2.2 Изучение особенностей мотивации персонала с учетом специфики организации
2.3 Анализ результатов исследования
Глава 1. Теоретические вопросы изучения мотивации персонала с учетом специфики организации
1.1 Понятие и подходы к изучению мотивации в современной организационной психологии
Поведение личности представляет собой наиболее широкое понятие, чем понятие активности личности и её деятельности. В широком смысле под поведением часто понимают совокупность различных поступков человека, которые основаны на осуществлении определенных замыслов и целей. В психологии, поведение является формой взаимодействия личности с окружающим миром, основа которого отражена в потребностях. Поведение личности отличается сознательностью, направленностью, активностью и произвольностью. Изучение мотивации является одним из важных направлений в психологии, поэтому при существовании различных психологических подходов мотивация определяется авторами по-разному и имеет долгую историю развития. Значительный вклад в изучение проблемы мотивации внесли и продолжают вносить достижения психологии, в рамках которой проводились исследования механизма развития потребности, мотива, стимула, воли, цели и др. в человеческой деятельности. Каждое направление вносило свои коррективы в исследование феномена мотивации1. Например, школа психоанализа, а также такие направления, как психофизиология, этология, благодаря которым возникло новое понимание мотивации в целом, и потребности в частности, определили то, что человеку, также как и животному, присущи природные инстинкты, которые не просто направляют его действия, но и становятся основой его деятельности. Бихевиористы отмечали врожденный характер поведенческих реакций, связав инстинкт и потребность, тем самым признавая неактуальность понятия. В дальнейшем активное исследование мотивации проходило в русле таких направлений, как гуманистическая, гештальт-психология, когнитивная психология, где основной акцент делался именно на личностных особенностях поведения индивида, обусловленных сознанием, либо психическим развитием человека, отмечая важную особенность субъекта в осмысленности своих действий. Исследователи данных направлений не замыкали свои воззрения на потребностях, для них равнозначно важно было проследить особенность развития потребностей в деятельности на уровне мотивации, механизмы принятия решений, механизм постановки цели, роль и значение волевого акта в деятельности, что вносило понимание мотивации как динамического образования, зависимого от ситуации и индивидуальных желаний субъекта.
В настоящее время наиболее активно в исследовании мотивации развивалась интегральная психология, объединяющая накопленный опыт и учитывая проблемы предшествующих направлений, что способствовало попытке создания общих концептуальных подходов. При этом следует учесть, что на всем протяжении исследований феномена мотивации формировалось различное понимание ее содержания, но вполне очевидным в большинстве позиций было признание за мотивацией тех механизмов, которые стоят у истоков начала деятельности. Основными направления изучения проблемы мотивации стали те, что были сформированы в трудах З. Фрейда, К. Левина, У. Джеймса, Э. Торндайка, И.П. Павлова и других.
Сам термин «мотивация» был применен А. Шопенгауэром в своей статье, поэтому позже понятие мотивации стало употребляться в рамках психологии для понимания активности и действий личности2.
С точки зрения психоанализа, а именно в работах З. Фрейда мотивация объяснялась через бессознательные механизмы психики, связанные с влечениями, требующими удовлетворения. При этом, как отмечал сам автор, в первую очередь будут удовлетворены именно самые важные потребности, которые и побуждают личность к действиям.
При появлении теории потребностей А. Маслоу, мотив был обусловлен потребностями, а в рамках трудов автора была создана пирамида потребностей, внизу которой находятся базовые физиологические потребности, а на самом верху те, что связаны с самоактуализацией и реализацией своих духовных и нравственных ценностей.
В бихевиоризме поведение личности объясняется за счет схемы «стимул-реакция», поэтому мотивация не считалась побуждением к действию, поскольку важную роль играет именно реактивность организма, которая влияет на особенности проявления ответной реакции на воздействующий раздражитель.
После второй половины ХХ в. были образованы новые теории мотивации, в которых главная роль была отведена сознанию при выборе поведения. Данные когнитивные теории повлияли на формирование новых понятий, таких как жизненные цели, социальные потребности, боязнь неудачи, ожидание успеха и т.д. Многие представители такого подхода установили, что мотивация обуславливает направленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, которая в свою очередь связана с достижением конкретной цели3
.
Р.С. Немов определял мотивацию как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность»4.
Е.О. Валеева отмечает, что мотивация и мотив являются взаимосвязанными и взаимозависимыми психологическими структурами, поскольку мотивы действия личности сами по себе вторичны и базируются на определенной мотивации. Также автор приходит к выводу, что влияние на мотивацию можно осуществлять через формирование ряда мотивов. Сами по себе мотивы при этом больше связаны с действиями, а мотивация с деятельностью. Данные выводы автор приводит как теоретические, поскольку обоснования с практической стороны такой взаимосвязи нет5.
К настоящему времени сложилось множество теорий мотивации и стимулирования труда работников предприятий. Данные теории являются мультидисциплинарными и находятся на стыке психологии, менеджмент и экономики (таблица 1).
Таблица 1
Классификация теорий мотивации и стимулирования труда работников предприятий
Объект основного внимания теорий | Теория | Автор | Год создания |
Потребности работников | Иерархия (пирамида) потребностей | А.Г. Маслоу | 1954 |
Теория потребностей и принцип разочарования-регрессии | К.П. Алдафер | 1972 | |
Теория приобретенных потребностей | Д.К. Макклелланд | 1985 | |
Теория двух факторов | Ф.И. Герберг | 2003 | |
Внешние факторы | Теория усиления | Б.Ф. Скиннер | 1953 |
Внутренние факторы | Теория справедливости | Дж.С. Адамс | 1963 |
Теория ожиданий | В.Г. Врум | 1964 | |
Теория установления уели | И.А. Локки и Г.П. Лэтхем | 1990 | |
Управленческие аспекты | Теория научного управления | Ф.В. Тейлор | 1911 |
Теория X и Теория Y | Д. Макгрегор | 1957 | |
Теория Z | В.Г. Оучи | 1981 |
Выделим основные подходы к исследованию мотивации. Первый подход трактовал человека как высшее животное. Развитие интеллекта у человека имеет предпосылки у животных, что свидетельствовало о зачаточных формах интеллекта у последних6. Таким образом, были начаты исследования поведения животных. И.П. Павлов и Э. Торндайк оказали наибольшее влияние на разработку данного подхода. Одно из основных направлений, сложившихся в рамках данного подхода, - это психология научения, которая представлена К. Халлом, О. Маурером, К. Спенсом, а также Э. Толменом.
Второй подход. Если между человеком и животным имеются общие биологические корни, то инстинктивные тенденции, обычно приписываемые животным, имеют место и у человека. Данное положение было реализовано в двух направлениях. Одно направление – это теория инстинкта В. Макдаугала, который при изучении человеческого поведения во главу угла поставил понятие «инстинкт» (данное понятие еще вводил еще У. Джеймс). Но Макдаугал стал толковать инстинкт расширительно и включил познавательные, эмоциональные, поведенческие, побудительные компоненты в его структуру. Кроме того, позже он стал понимать инстинкт (уже под названием «склонность») как форму целенаправленной активности. Взгляды Макдаугала об инстинкте нашли свое развитие в «психогидравлических» моделях мотивации этологов (К. Лоренц, Н. Тинберген и др.).
Второе направление, принадлежащее рассматриваемому подходу, - это исследование собственно человеческой мотивации (динамические теории мотивации). На разработку этого направления оказали влияние взгляды З. Фрейда, который искал источник человеческой активности в бессознательных влечениях. Кроме Фрейда, Н. Ах и К. Левин внесли заметный вклад в разработку данной проблемы7. Если Ах постулировал влияние неосознаваемых «детерминирующих тенденций» на мыслительный процесс, то Левин обосновывает наличие мотивационных тенденций, детерминирующих актуальное поведение. В рамках этого направления сложились три основные линии исследований человеческой мотивации:
1. Исследование мотивации в рамках теории личности;
2. Ориентация на факторы ситуации при исследовании мотивации;
3. Исследование мотивации как взаимодействия «личность – ситуация».
Третий подход – наличие внутривидовой изменчивости как фактора, способствующего приспособлению к среде, - положение, которое подтолкнуло к исследованию индивидуальных различий.
Вначале это были исследования, проведенные для измерения индивидуальных различий у людей Ф. Гальтоном, А. Бине, Л. Терменом и др. При исследовании это положение было реализовано в трудах Г. Мюррея, Д.М. Кеттелла и др. Однако теоретические позиции, из
которых исходят эти авторы, в целом относятся к направлению исследования человеческой мотивации, к примеру теория мотивации Мюррея имеет истоки во взглядах Фрейда и Левина.
В отечественной психологии существуют основные линии развития представлений о мотивации и о психологической детерминации. Эти представления имеют в своем развитии два качественно разнородных подхода. Первый период – это развитие до становления марксистской психологии. Основное влияние на исследование детерминации поведения оказали работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского8.
При разработке этой проблемы в данном направлении был реализован принцип реалистического мировоззрения. Сеченов в своем учении о сигнальной регуляции объяснил совершение организмом приспособительных действий в связи с изменением внешних условий. Другая сторона, важная для объяснения детерминации поведения, - это способность организма усваивать и сохранять выработанные действия. Эта идея была разработана в учении И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Второй период – это развитие отечественной психологии в рамках марксистской методологии. При разработке проблемы психологического детерминизма человеческой деятельности было использовано учение классиков марксизма-ленинизма о социально-исторической детерминации психики, тем самым была преодолена естественно-натуралистическая трактовка человека.
Возникло несколько направлений развития представлений о мотивации в рамках общей марксистской методологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев – первая, С.Л. Рубинштейн – вторая, В.И. Мясищев – третья, Д.Н. Узнадзе – четвертая линия). В отечественной психологии большое внимание уделялось проблеме детерминированности деятельности субъекта. Сознанию отводилась регулирующая роль, а деятельность рассматривалась как условие формирования сознания. С.Л. Рубинштейн писал, что основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности заключается в единстве их взаимности и взаимообусловленности. Деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов, свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения9.
Включение сознания в детерминацию человеческой деятельности порождает специфический тип детерминации. Сознание включается в детерминацию деятельности в качестве ее существенного компонента. «Детерминация через мотивацию – это детерминация через значимость явлений для человека» - утверждал Л.С. Рубинштейн в работе «Проблемы общей психологии». На этом уровне детерминация деятельности характеризуется сознательностью и произвольностью. Ядро субъекта составляют осознанные побуждения – мотивы сознательных действий, причем в роли мотивирующего фактора могут выступать разные значимые явления в жизни человека.