Файл: Теоретические основы организации дистанционного банковского обслуживания 5.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации дистанционного банковского обслуживания
1.1. Понятие и содержание дистанционного банковского обслуживания
1.2. Виды услуг дистанционного банковского обслуживания и технология их предоставления.
1.3. Системы дистанционного банковского обслуживания и их особенности
Глава 2. Анализ дистанционного обслуживания клиентов в российских банках
2.1. Особенности развития дистанционного банковского обслуживания в России на современном этапе
2.2. Анализ преимуществ использования дистанционного банковского обслуживания
2.3. Классификация и содержание рисков дистанционного банковского обслуживания
Глава 3. Развитие систем дистанционного банковского обслуживания
3.1. Пути совершенствования дистанционного обслуживания клиентов российских банков
Преимущества цифровой трансформации в банковской сфере многочисленны и варьируются в зависимости от задач и целей организации. Тем не менее, есть некоторые общие преимущества, которые большинство банков увидят, когда решат пойти по пути цифровизации. Ниже приведены некоторые из самых больших преимуществ, которые банки могут получить в результате цифровой трансформации.
1. Консолидация данных, приложений и процессов: цифровая трансформация позволяет банкам перейти от своих различных устаревших систем, которые часто представляют собой набор различных инструментов, объединенных воедино и плохо обменивающихся данными, к централизованной системе. Это дает несколько преимуществ: общий технологический стек банка уменьшается по размеру и сложности, что упрощает и удешевляет его обслуживание, данные стандартизированы по всей организации в глобальном масштабе, повышается точность данных и устраняется необходимость в трудоемких процессах.
2. Упрощение процессов составления и использования отчётности: благодаря цифровым технологиям данные не только консолидируются, но и становятся доступными в режиме реального времени, что значительно меняет подход банков к отчетности. Банки могут отслеживать и быстро реагировать на изменения, раньше выявлять проблемы. Цифровые технологии позволяют составлять отчетность в понятной и удобной форме для высшего руководства, например, при помощи мгновенной фильтрации и вычленения только необходимых данных, что ранее традиционно требовало больших затрат времени. Кроме того, поскольку на составление отчетов тратится меньше времени, больше времени можно посвятить анализу и стратегии. Это дает банкам возможность перевести сотрудников, чьи роли в основном сосредоточены на составлении отчетов, на роли, в большей степени основанные на анализе, которые могут принести большие преимущества бизнесу.
3. Обеспечение соответствия деятельности требованиям нормативных актов: цифровая трансформация облегчает банкам соблюдение нормативных требований. Современные функции, такие как автоматический аудит, позволяют сотрудникам тратить меньше времени на аудит. Данные могут быть стандартизированы и автоматически загружены в систему управления финансами из других приложений, что снижает вероятность человеческой ошибки. Программы бухгалтерского учета, расчета заработной платы, расчета обязательных резервов возможно в максимально короткие сроки обновить в соответствии с изменениями требований нормативных актов (отдельные программы получают автоматические обновления, в связи с чем сотрудникам Банка не нужно беспокоиться об отслеживании изменений в законодательстве).
4. Улучшение аспектов найма и управления персоналом: банки могут легко находить новые таланты, используя мобильные технологии, автоматизировать аспекты процесса собеседования и быстрее нанимать новых сотрудников. Современные HR-системы также дают более четкое представление о производительности сотрудников и помогают планировать преемственность, а также позволяют сотрудникам банка самостоятельно решать многие основные HR-задачи и вопросы, экономя время сотрудников HR. Возможно, самым большим преимуществом цифровой трансформации HR является то, что современные HR-системы позволяют отделам кадров банков лучше согласовывать потребности в кадрах с общими организационными целями. Это более активный подход к найму и управлению талантами, который может сэкономить банкам время и деньги, одновременно повышая их конкурентоспособность.
5. Расширение аналитических возможностей. Современные системы обработки больших массивов данных позволяют с большей достоверностью предсказывать будущие тенденции и разрабатывать наиболее реалистичные прогнозы развития, а также проводить более достоверные стресс-тесты в различных возможных сценариях, от незначительных потрясений до глобального экономического кризиса.
6. Более быстрая работа и меньшее время ожидания. Системы обработки больших данных с микросервисной архитектурой обеспечивают быструю и безопасную обработку транзакций, благодаря современным технологиям проведение многих операций требует не несколько дней, как еще несколько лет назад, а считанные секунды.
7. Повышенная безопасность: хотя утечка данных и подверженность кибератакам одни из самых больших рисков цифровой трансформации, в настоящее время они неизбежны для всех банков, особенно для тех, кто сопротивляется переходу к «цифре». Если бизнес выделяет достаточно ресурсов на обеспечение информационной безопасности и заключает соглашение с передовыми поставщиками технологий в данной сфере, то используемые новейшие технологии шифрования и передачи данных позволят финансовой организации обеспечить как никогда высокий уровень безопасности.
8. Персонализированные предложения: цифровая трансформация банковских и финансовых услуг позволила банкам предлагать именно то, что нужно клиентам.
Вместо догадок финансовые учреждения начали формулировать свои продукты и предложения в соответствии с ежедневными расходами клиентов, и это, безусловно, одно из самых больших преимуществ цифрового банкинга для его пользователей.
Рисунок 12 – Препятствия,: с которыми сталкиваются российские компании при внедрении инновационных технологий: по результатам опроса, проведенного аудиторской компанией КМПГ33
Рассмотрим каждую из этих проблем подробнее:
-
Недостаточная зрелость процессов/низкий уровень автоматизации.
По мнению экспертов Forbes45F, одной из важных причин, по которой компании терпят неудачу при цифровой трансформации, является использование устаревших технологий для достижения целей трансформации. Большинство проблем возникают, когда финансовая компания пытается интегрировать инновации в существующие бизнес-процессы, надеясь снизить затраты на преобразование. Неполный переход на передовые технологии приводит к несогласованности между подразделениями и сложностям в процессах принятия решений. Это создает серьезные барьеры для дальнейшего цифрового развития.
-
Отсутствие компетенций (управленческого персонала).
Для успешной реализации цифровых инициатив необходимы сильные лидерские качества и современные практики управления. Финансовые компании часто сталкиваются с неготовность высшего менеджмента пересматривать бизнес-модель, бизнес-процессы, организационную структуру, когда речь идет о цифровом развитии.
Четкое видение направления развития менеджментом является отправной точкой для успеха. Нежелание адаптироваться к изменениям в управлении бизнесом и вводить новые требования на всех структурных уровнях — одна из главных причин провала столь многих громких цифровых трансформаций.
-
Низкий уровень ИТ-грамотности сотрудников.
По данным PWC47F, 80% финансовых компаний считают, что нехватка навыков у сотрудников серьезно снижает их способность к инновациям. Отсутствие ИТ-навыков, в свою очередь, создает зависимость банков от ИТ-специалистов.
-
Отсутствие необходимой инфраструктуры.
С данной проблемой в особенности сталкиваются региональные банки, по мнению которых, цифровая трансформация нецелесообразна в связи с невосприимчивостью к данным изменениям клиентов в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
-
Отсутствие достаточного бюджета.
По оценкам Harvard Business Review49F, из 1,3 трлн дол., потраченных компаниями на цифровую трансформацию в 2018 году, 900 млрд дол. были потрачены впустую..
Таким образом, хотя темпы цифровой трансформации банковской системы России уже соответствуют общемировым, для наиболее эффективного протекания данного процесса необходимо устранение определенных проблем.
Для обеспечения мониторинга, анализа и управления рисков необходимо создание системы управления рисками, включающей:
-
Иерархическое распределение действий по управлению
финансовыми рисками (таблица 12). Управление финансовыми рисками должно осуществляться генеральным директором, а также специалистами отдела планирования и финансового отдела.
Таблица 12
Иерархическое распределение действий по управлению финансовыми рисками ДБО
Уровень | Пользователь | Осуществляемые действия | | ||||
| информации | | | | | | |
Стратегический | Генеральный | Принятие | | решений | по управлению | ||
| директор | стратегическими рисками. | Оценка | ||||
| | эффективности методов управления | |||||
| | рисками. | | | | | |
| | | | | | ||
Тактический | Специалист отдела | Принятие | | решений | по управлению | ||
| планирования | тактическими рисками. Подготовка | |||||
| | отчета по финансовым рискам. | |||||
| | | | | |||
Оперативный | Специалист | Сбор | исходной | информации, | |||
| финансового | обработка | информации, | анализ | |||
| отдела | рисков. | | | | | |
| | | | | | |
Разработку документации, регламентирующей процессы идентификации, анализа и методы управления финансовыми рисками, а также отчетность по полученным результатам.
Условно процесс разработки документа можно разделить на следующие этапы:
1) Принятие решение о разработке документа. Этап заключается в инициации разработки документа и назначении ответственного лица и сроков выполнения поставленной задачи путем выпуска распоряжения от лица генерального директора.
2) Разработка проекта документа. Основной и самый трудоемкий этап, в который входит анализ нормативной документации и определение назначения документа и области его применения. На данном этапе в организации появляется понимание широты охвата документа, в данном случае именно на этом этапе было принято решение о том, что документированная процедура «Управление документацией» будет распространяться не только на финансовые документы (как то, баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о банковских операциях, выписки), а также и на корреспонденцию и на конструкторскую и технологическую документацию.
Помимо этого, на данном этапе ведется разработка документа как такового, описываются процессы взаимодействия сотрудников организации с документацией, на этапах ее разработке, изучения, согласования, актуализации и т.д.
При этом описание процессов происходит как в письменной, так и в графической формах, а оформление осуществляется на основании электронных шаблонов документов.
3) Согласование проекта документа. На этом этапе с документом ознакамливаются все сотрудники организации, на деятельность которых может повлиять данный документ.
-
Утверждение документа и ввод в действие. На данном этапе проект документ проходит процесс утверждения перед тем, как войти в перечень документации на предприятии. -
Доведение документа до заинтересованных лиц. После утверждение с документом должны быть ознакомлены все сотрудники компании, так как его утверждение означает обязательное применение.
-
Размещение документа на сервере организации. С целью обеспечения доступности данного документа, конечным этапом процессе является размещение документа на сервере [12].
Учитывая этапы разработки документа и необходимых аспектов, которые должны быть отражены в регламенте предлагается создание руководства по управлению рисками, которое должно включать в себя следующие разделы: