Файл: Протокол От Председатель цмк Колесникова О. И.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЗЯТИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОДЕРЖИМОГО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕКРЕТОРНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕЛУДКА (фракционное зондирование)

Цель: диагностическая.

Показания: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки вне обостре­ния.

Противопоказания: обострения заболеваний желудка, опухоли, кровотечения желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология, расширение вен пи­щевода.

Возможные проблемы: необоснованный отказ от манипуляции, психомоторное возбуждение.

Оснащение: проточная вода, жидкое мыло, полотенце, антисептик, маска, перчатки, стерильный желудочный зонд диаметром 0,5-0,8 см; один из стимуляторов сек­реции (0,1%раствор гистамина или 0,025%раствор пентагастрина), шприц для инъекции (ес­ли раздражитель парентеральный), спирт, ватные шарики, перчатки, штатив с пробирками, шприц для извлечения желудочного сока (если нет вакуумной установки, предназначенной для этой цели), емкость с дез. раствором, отходы класса «А», «В», ручка, медицинская документация.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре:

1. Объяснить суть и ход предстоящей процедуры. Предупредить, что исследование проводится натощак; легкий ужин накануне не позднее 18 часов. Запретить принимать пищу, лекарственные препараты, пить, курить перед исследованием. Пояснить, что при введении зонда возможны тошнота и позывы на рвоту, кото­рые можно подавить, если глубоко дышать через рот. Получить согласие на проведение процедуры.

Психологическая подготовка паци­ента к процедуре. Мотивация паци­ента к сотрудничеству. Соблюдение права пациента на информацию.

2. Подготовить оснащение. Исключить шум, суету, присутст­вие других людей.

Необходимое условие для эффектив­ного проведения процедуры.

Этапы

Обоснование

II. Выполнение процедуры:

3. Помочь пациенту занять необходимое для проведения про­цедуры положение: сидя на стуле, прислонившись к спинке и слегка наклонив голову вперед.

Обеспечение свободного прохожде­ния зонда.

4. Положить полотенце на грудь и шею пациента. Поставить рядом с пациентом почкообразный лоток.

Защита одежды от промокания и за­грязнения.

5. Вымыть руки. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безо­пасности.

6. Определить глубину, на которую должен быть введен зонд (можно измерить расстояние от резцов до пупка + ширина ладони, либо из роста пациента отнять 100 см), и поставить метку.

Пакет с зондом лучше положить в холодильник за 1,5 часа до ис­следования с целью снижения рвотного рефлекса при введении.

Необходимое условие для введения зонда в желудок.

7. Взять зонд правой рукой на расстоянии 10-15 см от слепого конца, а левой рукой поддерживать его свободный конец.




8. Встать справа от пациента. Предложить ему открыть рот. Положить слепой конец зонда на корень языка. Предложить па­циенту сделать глотательное движение, одновременно с этим продвинуть зонд в пищевод.

Перистальтические движения, воз­никающие в связи с актом глотания, способствуют продвижению зонда.

9. Попросить пациента обхватить зонд губами и делать глота­тельные движения по команде сестры. Слюну вытирать салфет­кой.

Примечание: если пациент закашлялся, появился цианоз, немед­ленно извлечь зонд, дать пациенту время восстановить дыхание и продолжить введение.

Во время глотания надгортанник за­крывает вход в трахею, одновремен­но открывая вход в пищевод. При каждом глотательном движении зонд будет продвигаться в желудок до нужной метки. Беспорядочные гло­тательные движения, возникающие вследствие позывов на рвоту, приво­дят к регургитации зонда.

10. Продолжать введение зонда до нужной отметки.

Обеспечение попадания зонда в же­лудок.

11. Присоединить к зонду шприц.

Обеспечение извлечения содержимо­го желудка.

ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕДУЮЩИЙ ХОД ПРОЦЕДУРЫ ПРОВОДИТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ

А. Метод Лепорского:

а) в течение 5 мин извлекать содержимое желудка (1-я порция);

б) ввести через зонд 200 мл подогретого до 38°Сэнтерального раздражителя (капустный отвар);

в) извлечь через 10 мин 20 мл желудочного содержимого (2-я порция);

г) извлечь через 15 мин весь остаток пробного завтрака (3-я пор­ция);

д) извлекать в течение 1 ч желудочное содержимое (4-я, 5-я, 6-я, 7-я порции), меняя емкости каждые 15 мин.

Возможность получения различных фракций желудочного сока: тощаковой,стимулированной.

Б. Метод Веретенова, Новикова, Мясоедова:

а) извлечь желудочное содержимое натощак (1-я порция);

б) извлекать в течение 1 ч содержимое желудка, меняя емкости для сока каждые 15 мин (2-я, 3-я, 4-я, 5-я порции);

в) ввести через зонд энтеральный раздражитель, подогретый до 38°С;

г) извлекать в течение 1 ч содержимое желудка, меняя емкости для сока каждые 15 мин (6-я, 7-я, 8-я, 9-я порции)

Возможность получения различных фракций желудочного сока: тощаковой, базальной, стимулированной.

В. При исследовании с помощью парентерального раздражи­теля:

а) определить массу тела пациента, измерить АД, выяснить, не было ли ранее аллергических реакций;

б) набрать в шприц нужную дозу препарата и ввести его п/к по­сле извлечение 5-й порции (см. Метод Веретенова, Новикова, Мясоедова);

Обеспечивается более достоверные результаты определения секреции желудка, парентеральный раздражи­тель желудочный секреции вводится из расчета: гистамин - 0,01 мг на 10 кг массы тела; пентагастрин- 0,6 мкг на 1 кг массы тела пациента. Гистамин и пентагастрин вызывают падение АД, а в некоторых случаях аллергические реакции.

По окончании процедуры отсоединить шприц и извлечь зонд из желудка, обернув его салфеткой

Защита одежды от загрязнения.

III. Завершение процедуры:

12. Погрузить инструментарий в емкость с дезинфектантом.

Обеспечение инфекционной безо­пасности.

13. Снять перчатки. Помочь пациенту умыться и занять удобное положение.

Обеспечение физиологического и психологического комфорта.

14. Вымыть руки.

Обеспечение инфекционной безо­пасности.

15. Оформить направление в лабораторию на промаркирован­ные пробирки с желудочным соком. Указать ФИО, отделение, цель забора, дату. Отправить в лабораторию.

Обеспечение условий для проведе­ния исследования.

16. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациен­та.

Обеспечение преемственности сест­ринского ухода.

17. Подклеить полученные результаты исследования в докумен­тацию.

Обеспечение преемственности сест­ринского ухода.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ВЫПИСКА, УЧЁТ И ХРАНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.
Выписывание лекарственных средств, находящихся на лечении в стационаре пациентам, производится на специальных бланках-требованиях, накладных квитанциях. Лечащий врач, проводя регулярный осмотр пациентов в отделении, записывает в медицинскую карту в лист назначения пациента необходимые лекарственные средства, их дозу, кратность приема и путь введения. Палатная медицинская сестра ежедневно делает выборку назначений врача из истории болезни (листа назначений) и проверяет наличие лекарственных средств на посту, назначения вписывает в специальные журналы. При отсутствии или недостаточном количестве необходимых назначенных препаратов палатные и процедурные медицинские сестры оформляют письменное требование старшей медсестре отделения на лекарства. Она суммирует эти сведения и выписывает на русском языке по определенной форме требование, на получение лекарственных средств общего списка из аптеки в двух экземплярах: первый остаётся в аптеке, второй возвращается в отделение при отпуске лекарств. Бланки-требования заверяются старшей медсестрой, зав. отделением. Старшая медсестра, оформляя бланки-требования в аптеку, в которых обязательно указывает полное наименование лекарственных средств, их фасовку, лекарственную форму, дозировку, упаковку и количество препаратов.

В отделении может находиться не более 10 дневного запаса необходимых лекарственных препаратов согласно приказу № 471 МЗ РФ «Хранение лекарственных средств в отделениях ЛПУ».

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учёту: ядовитые, наркотические препараты, этиловый спирт, обладающие одурманивающим воздействием выписываются на латинском языке на отдельных бланках розового цвета со штампом, печатью руководителя лечебного учреждения или его заместителя по лечебной части в трёх экземплярах. При этом указывают путь введения препаратов (например: для инъекций, глазные капли и др.), а также концентрацию этилового спирта. В требованиях на ядовитые, наркотические, остродефицитные и дорогостоящие средства пишут номер медицинской карты, фамилию, имя, отчество, диагноз пациента и способы введения препаратов.

Готовые лекарственные формы, имеющиеся в аптеке, старшая

медицинская сестра получает ежедневно, проверяя их соответствие заказу, а лекарственные формы, требующие приготовление, на следующий день. Срочные заказы на любые лекарственные формы выполняются аптекой в тот же день.

Категорически запрещается получение лекарств из аптеки подсобным персоналом. На лекарственных формах, изготовленных в аптеке, должны быть определенного цвета этикетки с четким названием препаратов, обозначением дозы, даты изготовления и подписью фармацевта, изготовившего эти лекарственные формы.

Хранение лекарственных средств в отделении

Принцип хранения лекарственных средств заключается в строгом распределении их на три группы.

  1. Общий список.

  2. Список А - ядовитые и наркотические вещества.

  3. Список Б - сильнодействующие препараты.

Лекарственные средства разделяют в зависимости от путей введения.

Все стерильные растворыв ампулах и флаконах (на флаконах с препаратами, изготовленными в аптеке, должна быть голубая этикетка) хранят в процедурном кабинете: в стеклянном закрывающемся шкафу на одной из полок располагают, антибиотики и их растворители, на другой - флаконы для капельного вливания жидкостей, на остальных полках - коробки с ампулами, не входящими в список А (ядовитые) или Б (сильнодействующие). Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке ЛПУ под обвязку – 3 дня, под обкатку –30 дней. Если за это время они не реализованы, их следует вылить, даже если признаки непригодности (изменение цвета, прозрачности) не определяются.

Лекарственные средства, входящие в список А, Б, остродефицитные и дорогостоящие средства хранят раздельно в специальных запирающимся шкафу (в сейфе). Допускается хранить лекарственные средства списка А и Б в одном сейфе, но на разных, раздельно запирающихся отделениях. На наружной стороне двери сейфа, где хранят наркотические анальгетики, ядовитые лекарственные средства, должна быть надпись "Venena" (А), а на внутренней - перечень лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз, а также таблицы противоядий при отравлении. Запасы наркотических средств в отделениях не должно превышать 3-дневной потребности в них,
ядовитых – 5-дневной потребности.

Сейф с сильнодействующими лекарственными средствами помечаются надписью "Heroica" (Б), внутри любого шкафа лекарственные средства распределяются по группам: "наружные", "внутренние", "глазные капли", "инъекционные".

Запасы сильнодействующих средств не должны превышать 10-дневной потребности.

Лекарственные средства для наружного и внутреннего введениядолжны храниться на посту медицинской сестры в запирающемся шкафу на разных полках, соответственно промаркированных: "наружные", "внутренние", "глазные капли".

Лекарственные формы, изготовленные в аптеке для наружного употребления, имеют желтую этикетку, для внутреннего - белую.

Запомните! Медицинская сестра не имеет права:

1) менять форму лекарственных средств и их упаковку;

2) одинаковые лекарственные средства из разных упаковок соединять в одну;

3) заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах;

4) хранить лекарственные средства без этикеток.

Лекарственные средства должны быть размещены таким образом, чтобы можно было быстро найти нужный препарат.

Разлагающиеся на свету лекарственные средствавыпускают в темных флаконах и хранят в защищенном от света месте.

Сильнопахнущиелекарственные средства хранят отдельно в шкафу плотно закрытом ящике.

Скоропортящиесялекарственные средства (настои, отвары, микстуры), а также мази, вакцины, сыворотки размещают в холодильнике, предназначенном для хранения лекарственных препаратов (температура от +2 до +10°С). Срок хранения настоев, отваров и микстур в холодильнике - не более 3 дней. Признаками непригодности таких лекарственных форм являются помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха. Мази считаются непригодными, если замечены изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах.

Следует помнить, что настойки, растворы, экстракты, приготовленные на спирту, со временем становятся концентрированными вследствие испарения спирта, поэтому эти лекарственные формы следует хранить во флаконах с плотно притертыми пробками или хорошо завинчивающимися крышками.

Непригодны также к употреблению порошки и таблетки,
изменившие свой цвет.

Запомните!

Холодильник и шкаф с лекарственными средствами должны запираться на ключ.

Учет лекарственных средств

Наркотические анальгетики списываются в следующей документации: истории болезни, журнале учёта пустых и полных ампул. Приказ № 330 МЗ РФ «Выписка, учёт, хранение и выдача наркотических средств».

Для учета расходования лекарственных средств, хранящихся в сейфе, должны быть заведены специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура, заклеить на последнем листе журнала бумажным листом с указанием количества страниц в журнале. На этом листе ставится печать и роспись руководителя ЛПУ. Для учета расходования каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист.

Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определенной форме.

Зав. отделением обязан не реже одного раза в месяц лично проверять хранение, расход и учет лекарственных средств, сроки годности, уделяя особое внимание медикаментам списка "А". Годовой учет расходования лекарственных средств списка А и списка Б ведет старшая медицинская сестра отделения.

За нарушение правил учета и хранения лекарственных средств списков А и Б медицинский персонал привлекается к уголовной ответственности.

Запомните!

  1. Медицинская сестра имеет право дать (ввести) пациенту наркотический анальгетик только после записи этого назначения врачом в медицинскую карту и в его присутствии (о сделанной инъекции ставится отметка в медицинской карте и в листе назначений).

  2. Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков медицинская сестра не выбрасывает, а передает вместе с неиспользованными ампулами медицинской сестре, приступающей к очередному дежурству.

  3. При передаче дежурства проверяют соответствие записей в журнале учета (количество использованных ампул и остаток) с фактическим количеством наполненных и использованных ампул.

  4. При использовании всего запаса наркотических анальгетиков пустые ампулы должны быть сданы старшей медицинской сестре отделения и взамен получены новые.

  5. Пустые ампулы от наркотических анальгетиков уничтожаются только специальной комиссией по акту, утвержденной руководителем лечебного учреждения.

  6. Ключи от запирающих шкафов, сейфов "А" и "Б" хранятся только у лиц, являющихся ответственными за хранение ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств, а на ночь эти ключи передаются дежурному врачу, о чем делается соответствующая запись в специальном журнале и ставятся подписи передаваемого и принимаемого ключи.

  7. Запас наркотических средств в отделении не должен превышать 3-х дневной потребности.