ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Преимущества введения лекарств через прямую кишку:
а) Быстрое всасывание и большая точность дозирования.
б) Лекарство не подвергается воздействию пищеварительных ферментов (их в прямой кишке нет) и через нижние геморроидальные вены поступает непосредственно в нижнюю полую вену (т.е. в системный кровоток), минуя печень.
в) Ректальный способ обеспечивает возможность введения лекарственного средства:
• пациентам, которые не могут принять его через рот из-за рвоты, непроходимости пищевода, нарушения глотания;
• пациентам, находящимся в бессознательном состоянии;
• детям, отказывающимся принимать лекарство;
• психическим пациентам, отказывающимся принимать лекарство;
• при возбуждении.
Недостатки: сравнительно небольшая площадь всасывания и ограниченный перечень лекарственных средств.
3. ИНГАЛЯЦИОННЫЙ СПОСОБ - через дыхательные пути.
Ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать) - вдыхание лекарственных средств:
газообразные вещества (кислород, закись азота), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан), аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов) при этом получая, местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.
Ингаляции бывают сухие, влажные, паровые, масляные и проводятся с помощью специальных аппаратов или карманных ингаляторов.
Спейсер представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства находятся во взвешенном состоянии в течение 3-10 секунд. Самый простой спейсер пациент может изготовить самостоятельно из свёрнутого трубкой листа бумаги длиной около 7 см.
Преимущества использования спейсера:
а) Снижение риска местных побочных явлений: кашля.
б) Возможность предупреждения системного воздействия препарата (его всасывания), так как не вдыхаемые частицы оседают на стенках спейсера, а не в полости рта.
в) Возможность назначения высоких доз препаратов во время приступов бронхиальной астмы.
Небулайзер (лат. nebula - туман) - устройство для преобразования раствора лекарственного вещества в аэрозоль. Образование аэрозоля осуществляется под воздействием сжатого воздуха через компрессор (компрессорный небулайзер), превращающий жидкий лекарственный препарат в туманное облачко и подающий его вместе с воздухом или кислородом, или под влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер). Для вдыхания аэрозоля применяют лицевую маску или мундштук.
Преимущества использования небулайзера:
а) Возможность непрерывной подачи лекарственного препарата в течение определённого времени.
б) Отсутствие необходимости в синхронизации вдоха с поступлением аэрозоля, что позволяет широко применять небулайзер при лечении детей и пожилых пациентов, а также при тяжёлом приступе удушья.
в) Возможность использования высоких доз препарата с минимальными побочными эффектами.
4. ПАРЕНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ:
Парентерально можно ввести лекарственные препараты инъекционным способом в различные среды организма с помощью их нагнетания под давлением, (лат. injectio – впрыскивание или греч. para - рядом, вблизи, entern - кишечник).
Парентеральные пути введения лекарственных веществ.
В ткани:
• внутрикожно;
• подкожно;
• внутримышечно;
• внутрикостно.
В сосуды:
• внутривенно;
• внутриартериально;
• в лимфатические сосуды.
В полости:
• в плевральную полость;
• в брюшную полость;
• внутрисердечно;
• в суставную полость.
В субарахноидальное пространство:
под мозговую оболочку.
Преимуществами парентерального способа введения средств является:
а) быстрота действия и 100 % биологическая доступность лекарственного вещества;
б) точность и удобство дозирования;
в) исключается барьерная роль печени;
г) отсутствие необходимости коррекции вкуса, запаха, цвета лекарственной формы.
Недостатки парентерального способа:
а) строгое соблюдение стерильности;
б) возможны осложнения;
в) психоэмоциональный аспект, связанный с болезненностью инъекционного пути введения;
г) необходимо техническое оснащение;
д) обученность персонала.
ЗАКАПЫВАНИЕ В НОС МАСЛЯНЫХ КАПЕЛЬ
Цель: лечебная.
Показания: по назначению врача, ринит, гайморит, аденоидит.
Противопоказания: аллергическая реакция на препарат
Возможные проблемы: необоснованный отказ от манипуляции, психомоторное возбуждение.
Оснащение: проточная вода, жидкое мыло, полотенце, антисептик, лекарственное средство, пипетка, маска, перчатки медицинские нестерильные, салфетки, лоток для использованного материала, контейнеры для отходов класса «А», «Б», ручка, медицинская документация.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре: 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес. | Установление контакта с пациентом. |
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры. | Психологическая подготовка к манипуляции. |
3. Получить его согласие. | Соблюдение прав пациента. |
4. Подготовить необходимое оснащение. | Достижение эффективного проведения процедуры. |
5. Вымыть и осушить руки. Надеть маску, перчатки. | Профилактика ВБИ. |
II. Выполнение процедуры: 6. Попросить пациента без напряжения, с помощью салфеток, поочередно через каждую ноздрю освободить носовую полость от слизи. | Создание условий для прохождения масляных капель через носовую полость. Предупреждение инфицирования среднего уха. |
7. Попросить пациента лечь и слегка запрокинуть голову. | Создание условий для попадания масляного раствора на заднюю стенку глотки. |
8. Набрать в пипетку масло. Приподнять кончик носа пациента и закапать в каждый нижний носовой ход по 5-6 капель. | Введение лекарственного средства. |
9. Поместить пипетку в лоток для использованного материала. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
10. Попросить пациента полежать несколько минут. | Необходимое время для попадания масла на заднюю стенку глотки |
11. Спросить у пациента, чувствует ли он вкус капель. | Вкус ощущается при попадании масла на заднюю стенку глотки. |
12. Помочь пациенту сесть и спросить его о самочувствии. | Определение реакции пациента на процедуру. |
III. Окончание процедуры: 13.Поместить использованное оснащение, перчатки, маску в емкость для отходов класса «Б». 14.Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
15. Сделать запись в журнале о введении лекарственного средства и реакции пациента в медицинской документации. | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
ЗАКАПЫВАНИЕ В НОС СОСУДОСУЖИВАЮЩИХ КАПЕЛЬ
Цель: лечебная.
Показания: по назначению врача, ринит, гайморит, синусит.
Противопоказания: аллергическая реакция на препарат
Возможные проблемы: необоснованный отказ от манипуляции, психомоторное возбуждение.
Оснащение: проточная вода, жидкое мыло, полотенце, антисептик, перчатки медицинские нестерильные, лекарственное средство, лоток. пипетка (если у флакона нeт вмонтированной пипетки), салфетки, маска, перчатки, контейнеры для отходов класса «А», «Б», ручка, медицинская документация.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре: 1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес. | Установление контакта с пациентом. |
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры. | Психологическая подготовка к манипуляции. |
3. Получить его согласие. | Соблюдение прав пациента. |
4. Подготовить необходимое оснащение. | Достижение эффективного проведения процедуры. |
5. Вымыть и осушить руки. Надеть маску, перчатки. | Профилактика ВБИ. |
II. Выполнение процедуры: 6. Помочь пациенту занять удобное положение сидя. | Облегчение проведения процедуры. |
7. Попросить пациента без напряжения, с помощью салфеток, поочередно через каждую ноздрю освободить носовую полость от слизи. | Создание условий для прохождения сосудосуживающих капель через носовую полость. Предупреждение инфицирования среднего уха. |
8. Набрать в пипетку лекарственное средство. 9. Попросить пациента слегка запрокинуть голову, склонить ее к правому плечу. | Обеспечение правильного положения головы для введения лекарственного средства в левую половину носа. |
10. Приподнять кончик носа пациента. | Создание условия для попадания лекарственного средства в носовую полость. |
11. Закапать в левую половину носа 2-3 капли лекарственного средства. | Введение лекарственного средства. |
12. Попросить пациента прижать пальцами крыло носа к перегородке и сделать легкие вращательные движения. | Создание условий для лучшего распределения и всасывания лекарственного средства в носовой полости. |
13. Закапать капли во вторую ноздрю, повторив тс же действия. | |
14. Поместить пипетку в лоток для использованного материала. | Профилактика ВБИ. |
15. Помочь пациенту занять удобное положение и спросить его о самочувствии. | Определение реакции пациента на процедуру. |
III. Окончание процедуры: 16.Поместить использованное оснащение, перчатки, маску в емкость для отходов класса «Б». 17.Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
18. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации. | Обеспечение преемственности сестринского ухода. |
ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В УШИ
Цель: лечебная.
Показания: по назначению врача, серная пробка, отит, евстахеит.
Возможные проблемы: необоснованный отказ от манипуляции, психомоторное возбуждение.
Оснащение: проточная вода, жидкое мыло, полотенце, антисептик, ватные шарики, флакон с лекарственным препаратом, пипетка с тупым концом, лоток, водяная баня, перчатки медицинские нестерильные, маска, лоток для сбора использованного материала, контейнеры для отходов класса «А», «Б», ручка, медицинская документация.
Этапы |
I. Подготовка к процедуре: 1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, если он с ней незнаком, получить его согласие. |
2. Вымыть и осушить руки. |
3. Подготовить необходимое оснащение. |
II. Выполнение процедуры: 4. Надеть перчатки, маску. Помочь пациенту занять удобное положение. |
5. Прикрыть его шею и плечо пациента полотенцем. |
6. Попросить его наклонить голову в сторону, противоположную обработке. |
7. Набрать в пипетку лекарственный препарат, подогретый на водяной бане до температуры 37-38 С. Отодвинуть левой рукой ушную раковину назад и вверх. Правой рукой закапать в наружный слуховой проход 6-8 капель. Оставить пациента в таком положении 1-2 минуты. Закрыть наружный слуховой проход ватным шариком. |
8. Закапать лекарственный препарат в другое ухо подобным образом. |
9. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. |
III. Окончание процедуры: 10.Поместить использованное оснащение, перчатки, маску в емкость для отходов класса «Б». 11.Вымыть и осушить руки. |
12. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации. |