Файл: Русский язык функциональные стили москва 2019 Ответственный редактор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1145

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей в идеале (!) должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Специфические коммуникативные задачи публицистического стиля определяют следующие его подстили:

1) газетно-(радио/теле)информационный;

2) (собственно) публицистический;

3) ораторский.

Основными стилевыми чертами данных подстилей речи являются: информативная насыщенность, конкретность, фактографичность, точность, логичность, стандартизованность, лаконичность (экономия языковых средств), оценочность, эмоциональность и экспрессивность.

Эти стилевые черты (в зависимости от целеполагания автора) по-разному проявляются в разных жанрах публицистической речи.

Исследователи публицистической речи (в первую очередь такие, как В. Г. Костомаров и А. Н. Васильева) выделяют конструктивный принцип, который формирует ее языковую организацию. С одной стороны, это – использование речевого стандарта/штампа, который облегчает передачу информации и упрощает процесс восприятия текста.

С другой – наличие оценочности и экспрессивности, которые необходимы для реализации функции воздействия и манипулирования массовым сознанием.


Экспрессия или стандарт выступают на первое место в зависимости от коммуникативной задачи: передать информацию (тогда преобладает стандарт) или воздействовать, сформулировав определенное отношение к передаваемой информации (в этом случае на первый план выходит экспрессия).

Так, для газетно-(радио/теле)информационного подстиля определяющими задачами является передача объективной, достоверной фактологической информации. Поэтому данный подстиль характеризуется прежде всего относительной безэмоциональностью, объективностью, безэкспрессивностью, стандартизованностью представления предметно-логической (фактологической) информации. Жанровые разновидности газетно-(радио/теле)информативного подстиля: заметка, новости, сообщение (основная функция – передача информации).

Собственно публицистический подстиль характеризуется тем, что в данном случае важно не только передать фактологическую информацию, но и дать ей оценку, выразить отношение к передаваемой/излагаемой информации и тем самым оказать воздействие на адресата: на его интеллект, убеждения, чувства, поведение, на его оценку описываемых фактов/событий/явлений, нравственные/ценностные ориентиры/критерии. К жанрам собственно публицистического подстиля можно отнести эссе/размышления (от франц. essae – проба, опыт, набросок), воспоминания/мемуары, проблемно-аналитическую статью, очерк, репортаж, интервью, рецензию, фельетон.

В жанрах собственно публицистического подстиля, подчеркнем это еще раз, мы находим сочетание аналитического, объективного и эмоционально-экспрессивного, субъективного. И это сочетание должно быть органичным, то есть уместным и целесообразным.

Ораторский подстиль в наибольшей степени характеризуется полистилизмом (или стилистической полифонией), который обусловлен видом, темой, целью речи, особенностями адресанта (профессиональными и личностными), адресатом, местом и временем, иначе говоря, ситуацией общения (кто–кому–что–где–когда–зачем и почему).

В ораторской речи выделяют следующие разновидности:

а) социально-политическая речь;

б) военно-патриотическая;

в) академическая;

г) судебная;

д) социально-бытовая;

е) духовная;

ж) дискутивно-полемическая речь.

Таким образом, в публицистической речи представлены разнообразные жанры, различные по своим функциям и по использованию языковых средств. В зависимости от жанра публицистической речи в ней преобладает функция сообщения (передачи информации) или функция воздействия и, соответственно, на первый план выдвигается стандарт или экспрессия. По-разному в разных жанрах употребляются и языковые единицы других стилей речи.



Например, функция передачи информации сближает публицистическую речь с научным и официально-деловым.

Направленность на логическое убеждение делает необходимым использование в публицистической речи систему доказательств, соответствующим образом оформленную, что также сближает его с научным стилем. Экспрессивность, в свою очередь, сближает публицистическую речь с разговорной и в определенной степени с художественной речью, что мотивирует использование в публицистике характерных для них выразительных языковых средств.

Указанные стилевые черты обуславливают выбор определенных языковых средств: лексических, фразеологических, морфологических, словообразовательных, синтаксических.
Лексические особенности публицистического стиля
Для реализации функции сообщения используются однотипные, регулярно воспроизводимые языковые стандарты, или так называемые клишированные выражения. Под речевыми клише (от франц. cliché) понимается устойчивый и воспроизводимый оборот, обладающий четким (точным и ясным) значением и экономно выражающий определенное содержание (см. официально-деловой стиль).

Речевые клише не являются отрицательным качеством публицистической речи. С одной стороны, они дают возможность адресанту оперативно передать новости, сделать их доступными для достаточно большой аудитории, создают объективный/нейтральный фон изложения; а с другой – помогают адресату быстро и правильно, адекватно воспринимать передаваемую информацию. Иначе говоря, речевые клише, определенная стандартизованность языковых средств выражения, позволяют экономить усилия и адресанта, и адресата.

Швейцарский лингвист Ш. Балли отметил органичность употребления стандартов/штампов в языке СМИ: «Язык газет переполнен штампами – да иначе не может и быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к избитым выражениям»12.

Приведем примеры речевых клише, употребляемых СМИ: мирное сосуществование, равновесие сил, наращивание военных усилий, силовые методы, сокращение вооружений, вопросы (национальной/экономической/военной) безопасности, рассмотреть широкий круг/спектр проблем, держать ситуацию под контролем, кадровые перестановки, поиски компромисса, об этом (как) заявил кто..., кто констатировал что..., по сообщению...
и т. д.

Однако вследствие различных причин, в том числе и из-за немотивированного/частого употребления, речевые клише могут превратиться в речевые штампы типа зеленый часовой, флагман тяжелой промышленности, эстафета поколений, приковать взор, наметить новые рубежи, судьбоносное решение, живой/живейший отклик, горячая поддержка, резкая/острая критика, усилить внимание, проделать определенную работу, отдельные недостатки и т. п. В этом случае языковые средства теряют точность и ясность смысла, свои экспрессивно-оценочные качества, лишаются конкретного содержания.

Функция передачи информации обусловливает употребление нейтральной, общестилевой лексики: событие, ситуация, форма, играть роль и т. д.

Большую роль в публицистической речи играет также политическая, экономическая, социальная, военная лексика (терминология), что объясняется сферой и конкретной средой, жанром употребления. Например: политика, партия, парламент, парламентаризм, демократия, авторитарный, авторитаризм, власть, идеология, референдум, выборы, консенсус, электорат, правые, левые, реформаторы и т. п.

Лексические единицы, обозначающие социальные, политические, экономические, культурные процессы, явления и понятия, в различных контекстах могут приобретать разное, нередко полярное, оценочное значение (см., например, употребление лексических единиц: демократия, диктатура, революция, авангард, свобода, партийность, оппозиция, перестройка, рынок и т. п.), что рассчитано на эмоциональное восприятие информации адресатом. Социально-политические изменения в обществе могут приводить к изменению оценок, связанных с отдельными понятиями (например, подверглись оценочной переориентации такие понятия, как национализация, коллективизация, ударная стройка, ударник, ударный труд, энтузиазм, соревнование и т. п.).

Характерной особенностью публицистики является употребление лексических единиц с положительной или отрицательной оценкой, причем эта оценка социальна, а не индивидуальна. В современной публицистике нередко используется совмещение высокой, книжной лексики с разговорной, сниженной, просторечной и даже жаргонной.

Например: милосердие, благотворительность, благодеяние, благосостояние, созидание, творение, созидательный, воздвигать, процветание, самопожертвование, дерзать, свершения, быть/стоять на страже, сыны (Отечества), отчизна,
разборка, накрутка, клюнуть, крутой, раздрай, беспредел, шумиха, грызня и т. п.

Следует подчеркнуть, что использование разных лексико-фразеологических пластов (книжной лексики и разговорной, высокой и просторечной) в целях создания экспрессивности, оценочности текста не является механическим, случайным. Это целенаправленное объединение, дифференцированное по принципу эстетической целесообразности и уместности. Например, в очерке и фельетоне допустимо просторечие, тогда как передовая статья или другие информационные жанры не допускают подобных вольностей.

Использование лексико-фразеологических средств, различных по стилевой принадлежности и нормативному статусу, то есть книжных и разговорных, относящихся к основному фонду словаря и его периферии, терминов и жаргонизмов, диктуется уместностью и целесообразностью, коммуникативной задачей.

Характерным для публицистического стиля является употребление фразеологизмов, пословиц и поговорок, причем очень часто наблюдается разложение фразеологических единиц и использование их в непривычных связях, что, безусловно, усиливает выразительность текста. Например: перейти рубикон привычных условностей; джаз выходит в люди; Москву голыми руками не взять; гениальный ученый в белой рясе – поистине белая ворона; старую суворовскую заповедь «Тяжело в учении – легко в бою» мы, люди военные, усвоили, что называется, с младых ногтей.

Фразеологизмы (как классические, так и новые) образны, семантически насыщены, в них ярко выражается оценочность (положительная/отрицательная). Например: блудный сын, заметать следы, соль земли, дамоклов меч, козел отпущения, парад суверенитетов, силовые структуры, момент истины, конституционное, информационно-образовательное пространство, конституционное поле.

Публицистической речи свойственно употребление иноязычной лексики (саммит, брифинг, дезавуировать, денонсировать, транспарентный, толерантность, превентивный, апологет и т. д.), а также экзотизмов (от греч. exotikos – чуждый, иноземный, необычный) и варваризмов (от греч. barbarismos – иноязычный, чужеземный).

Экзотизмы не являются чуждым, нежелательным элементов для публицистической речи. Наоборот: они позволяют создать «эффект присутствия» в описываемой стране. Например: «Символом положения хозяйки издавна считается самодзи – деревянная лопаточка, которой она раскладывает домочадцам рис. День, когда состарившаяся свекровь передает самодзи своей невестке, принято отмечать торжественной церемонией» (Овчинников А.).