Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Познавательные учебные действия как компонент требований ФГОС ООО
1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД», структура
1.3 Методическая модель формирования ПУУД учащихся 7 классов при обучении алгебре
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПУУД
2.1. Цели и содержание обучения алгебре в 7 классе
2.2. Методы, формы и средства обучения алгебре
Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усиление интереса ребёнка к образовательной деятельности и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия. Ответ можно найти в Концепции школьного воспитания, где отмечается: важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития – включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и коммуникативных оценок.
В отечественной педагогике XIX в. огромный вклад в понимании игры был сделан К.Д. Ушинским, который подчеркивал колоссальное значение игры для развития и воспитания ребенка.
По Ушинскому, детская игра - это, прежде всего, самостоятельные игровые замыслы и их выражение ребенком, а смысл руководства играми - вести ребенка по пути зарождения тех или иных замыслов, по пути их наилучшего осуществления. Понимая игру как проявление собственных замыслов ребенка, Ушинский подчеркивал, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, не играет он и тогда, когда его заставляют играть. Игра сюжетная с правилами, народная игра, должна быть непременным содержанием жизни ребенка.
На рубеже XIX - XX веков в общественном сознании интеллигентных кругов России (педагоги, врачи, этнографы и др.) детская игра приобрела особую ценность.
Теория, включающая положения о ведущей роли воспитания и обучения в становлении личности, о значении активной деятельности, способствовала определению целей и методов воспитания детей в эпоху социализма. В советской школьной педагогике встал вопрос и о значении игры в развитии детей, определении места и роли игры в воспитательно-образовательном процессе и целенаправленном руководстве игровой деятельностью.
Взгляд на игру, как на путь детей к познанию мира, как на средство отражения и познания окружающей действительности, вытекал из понимания сущности игры как деятельности коммуникативно обусловленной.
В 40-х - начале 50-х гг. вопрос о руководстве творческой игрой, об создании игры как одного из средств развития ребенка считался наиболее важным, но в то же время недостаточно разработанным в школьной педагогике
Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательные занятия, вызывающие самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли - вот к чему должен стремиться каждый педагог.
Занимательность на занятии - напряженный труд, постоянный поиск. Обучение детей немыслимо без создания занимательных игр, задач и развлечений.
В процессе активной учебной деятельности возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, которые выражаются в сознательной целеустремленности. Это активная деятельность ребенка в процессе обучения становится решающим фактором его эстетического, интеллектуального и этического образования и развития. Процесс получения знаний должен стать потребностью ученика.
Необходимо всеми возможными способами «воспламенять желание познания и обучения у детей», пробуждать познавательные интересы учащихся, что является основным мотивом ПУУД. В то же время, «нужно учить только тому, что приносит самую глубокую выгоду, как в настоящей, так и в будущей жизни. Отсюда следует, что процесс обучения должен полагаться на потребности общества и ориентироваться на применение в конкретной жизни. Это то, что побуждает ученика приобретать знания, способствуя развитию его ПУУД [7].
В России взгляды Я.А. Коменский, Д. Локк и И.Г. Песталоцци нашел поддержку перед лицом многих педагогов, которые идентифицируют познавательную деятельность с необходимостью обогащать ум и сердце. Такая серьезная попытка осмыслить проблему была предпринята К.В. Элницкий К.Д. Ушинский, П.Ф.
ПУУД - проявление всех аспектов личности ученика: это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания; это отношение к решению образовательных и жизненных проблем; это готовность решать проблемы, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения.
Таким образом, ПУУД - это оживленная, энергичная деятельность, направленная на достижение этой задачи.
ПУУД отражает определенный интерес школьников к приобретению новых знаний, навыков и способностей, внутренней целеустремленности и постоянной необходимости использовать различные методы действий для заполнения знаний, расширения знаний, расширения горизонта.
Познавательный интерес к способу его развития обычно характеризуется познавательной деятельностью, явной избирательной ориентацией учебных предметов, ценной мотивацией, в которой основное место занимают познавательные мотивы. Если ребенок не проявляет ПУУД, то мы не можем развивать познавательный интерес, поэтому он не заинтересован.
Всесторонняя система образования и воспитания, основанная на волнении познавательной заинтересованности школьников, на организации их совместной деятельности с учителем, была разработана Ш.А. Амонашвили [9].
Перед другими мотивами познавательный интерес реализуется учеником. «Интересный» или «неинтересный» - основные критерии оценки урока. На вопрос «Что вам нравится в школе?» Значительная часть школьников любого возраста отвечает: «Интересно учиться», «интересно каждый день узнавать новое...».
В средней школе мотив познавательного интереса является основным по отношению к другим мотивам: социальным, образованным, умным.
Познавательный интерес является высшим стимулом всего образовательного процесса, средством активизации ПУУД учеников. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, необходимо ввести элемент развлечения, как по содержанию, так и по форме работы.
Развитие познавательного интереса необходимо в образовательной и послевоенной деятельности. Очень важно интегрировать содержание образовательных дисциплин в более свободную практику их применения.
Познавательный интерес - это самое важное воспитание человека, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является неотъемлемым для человека с самого рождения.
Познавательный интерес способствует проникновению личности в основные звенья, отношения, модели познания. Этот этап характеризуется поиском интересующей его информации.
Процесс познания у школьников не всегда целеустремлен, в основном нестабилен, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, деятельность школьника в различных видах его деятельности [11].
Успех - это самый важный стимул для деятельности человека. Этот психологический феномен особенно выражен в детстве, когда другие мотивы и стимулы все еще нестабильны или слабо выражены. Ребенок, слабый во времени, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к обучению, и его ПУУД на уроке приближается к нулю. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением ученика к обучению, их желанием познания, сознательным и независимым приобретением знаний, навыков, навыков и деятельности.
Познавательный интерес ученика может быть довольно стабильным. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться охоте даже несмотря на неблагоприятные внешние стимулы. Этот уровень стабильности познавательного интереса уже является
неотъемлемым целым с необходимостью познания, когда ученик не просто хочет учиться, но не может не учиться. Сильный познавательный интерес сопровождает развитие не каждого школьника.
Познавательный интерес - значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.
В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного активности и познавательного интереса учащихся сегодня выступают информационно-коммуникативные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет в качестве источника информации и т.д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, запоминающимся и интересным для школьника [16].
Современный этап развития российского образования характеризуется сменой знаниевого подхода к обучению на системно-деятельностный. Т. е. задача школы подготовить выпускника, не обладающего огромным набором знаний, а умеющего учиться на протяжении всей жизни. Основном видам деятельности школьника является учебно-познавательная, состоящая из набора учебных действий, часть из которых образуют группу познавательных универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий в средней школе направлено на развитие личности школьника через содержание предметов и внеурочную деятельность.
Школьники учатся работать с информацией, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, решать задачи и т. д. Эти действия и входят в состав познавательных универсальных учебных действий.
В педагогической практике используется различные методы, приемы и средства формирования УУД, о некоторых из них мы писали в своих работах, например, «Особенности формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий» [22].
Практической работой будем считать вид ПУУД обучающихся, основанный на выполнении практических заданий с элементами учебного исследования [23]. Решение этих задач строится в следующей последовательности наблюдение - гипотеза - проверка гипотезы, что отражает этапы исследования. Методами решения практических задач выступают измерение, построение, изображение, моделирование и конструирование. Практическая работа предполагает самостоятельное открытие школьниками новых знаний и способов действий.
Для практической работы подбираются задания, связанные с повседневной жизнью людей (узнать площадь пришкольного участка, школьного кабинета, площадь стен, посчитать бюджет семьи на месяц, рассчитать новогодние подарки и т.д.). Такой тип заданий (практико-ориентированные) мотивирует познавательную деятельность учащихся своим содержанием, а форма работы - создает условия для овладения ориентировочной основой познавательных действий. В зависимости от сложности задний можно использовать, как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Основной формой образовательной деятельности в средней школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего общества.