Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Школа ориентируется на ФГОС ООО, согласно которому, выпускник данной школы должен иметь следующий портрет:

  1. любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

  6. уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  7. осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

  8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональнойОбразовательное учреждение ставит перед собой задачи по патриотическому воспитанию старших подростков [50].

Система работы по патриотическому воспитанию старших подростков в школе №107 г. Екатеринбурга, отсутствует, имеются лишь некоторые элементы, такие как:

    • деятельность педагогов – предметников, классных руководителей, направленная на формирование положительного отношения к понятию патриотизм;

    • использование всех форм патриотического воспитания и некоторых методов во вне учебной деятельности со старшими подростками


Таким образом, стоит отметить, что в данном образовательном учреждении ведется работа по патриотическому воспитанию старших подростков. Но необходимо отметить, что по результатам анализа деятельности педагогического состава школы и нормативных документов, мы пришли к выводу, что в данной школе работа по патриотическому воспитанию носит периодический, а не постоянный характер, а так же не уделяется особое внимание методам, которые необходимо применять именно по отношению старших подростков. К этому выводу мы пришли, когда выяснили, что основная часть работы по патриотическому воспитанию в данной школе приходится на второе полугодие, и приурочена к таким праздникам, как День Защитника Отечества и День Победы в Великой Отечественной войне. В течение первого учебного полугодия, мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в школе практически нет. Так же, основная часть мероприятий в МБОУ СОШ №107 □ общешкольные, либо разделение участников мероприятия идет на начальную школу и 5-11 классы. Методы патриотического воспитания, направленные только на старших подростков, в практике этого учреждения практически не встречаются, за исключением бесед и классных часов. По нашему мнению, данные результаты являются показателем необходимости создания комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков.

Для того чтобы выяснить уровень патриотической воспитанности у старших подростков в МБОУ СОШ №197, проведем первичную диагностику.

Для начала дадим понятия диагностики. Диагностика □ учение о методах и принципах распознавания

болезней (явлений, личности) и постановка диагноза.

Диагностика личности совокупность методов и принципов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности; процесс определения указанных особенностей [41].

Первичная диагностика уровня патриотического воспитания старших подростков реализована на базе МБОУ СОШ №107 г.

В исследовании принимали участие 20 человек (7 девочек, 13 мальчиков), обучающиеся 10 класса. Подросткам предоставлялась возможность выполнения заданий на раздаточном материале.

Для первичной диагностики уровня патриотического воспитания нами были использованы следующие методики:

  1. Методика «Отечество моё Россия». Анкетирование.

  2. Методика «Патриотизм. Как я его понимаю». Проективное тестирование.

  3. Методика «Отношение подростка к Отечеству». Опрос.

Рассмотрим каждую методику и полученные результаты по ней более подробно.

  1. Методика «Отечество моё Россия» Д.В. Григорьева (Приложение 1).

Цели анкетирования:

  • определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;

    • определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;

    • определить градацию личностных качеств, входящих в понятие

«патриот».

Опрошено было 20 человек в возрасте от 15до 17 лет. Результаты методики были следующими:

    1. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены следующие ответы:

      1. Да – 9 (45 % обучающихся).

      2. Нет 2 (10 % обучающихся).

      3. Частично 5 (25% обучающихся).

      4. Не знаю 4 (20% обучающихся).

    2. На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств» были получены


следующие результаты:

  1. Школа 5 (25% обучающихся).

  2. Родители 6 (30% обучающихся).

  3. Окружающие люди 3 (15% обучающихся).

  4. СМИ 5 (25% обучающихся).

  5. Органы власти 0- никто не нашвал данный вариан.

  6. Другое – участие в соревнованиях по баскетболу – (5% обучающихся).

    1. На вопрос «Как вы для себя определяете понятие патриотизма» респонденты при ответе выделили следующие категории:

Любить свою страну – 10 (50% обучающихся). Любить малую родину – 6 (30% обучающихся). Чувство долга перед Родиной 2 (10% обучающихся). Вера и преданность – 1 (5% обучающихся).

Ничего не ответил - 1(5% обучающихся).

    1. На вопрос «По каким признакам определяется понятие патриотизма» мы получили такие результаты:

  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу – 5 (25% обучающихся).

  2. Непримиримость к представителям других наций и народов 0.

  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству… 0.

  4. Бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения 4 (20% обучающихся).

  5. Любовь к родному дому, городу… – 8 (40% обучающихся).

  6. Стремление трудиться для процветания Родины… 2 (10% обучающихся ).

  7. Не актуально для современной молодежи 1(5% обучающихся).

  8. Патриотизм как романтический бред, литературная выдумка 0.

    1. На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого респондента, были получены следующие ответы:


  1. Уверенности в себе 3 человек (15% обучающихся).

  2. Воля и честность, 5 (25% обучающихся).

  3. Активная жизненная позиция, умение осуществлять самоконтроль, смелость, чуткость. – 5 респондентов (25% обучающихся).

  4. Здоровье, любовь, наличие друзей (эмоциональная поддержка, опора, совесть), стремление к познанию (образованность), свободу, счастливую семейную жизнь, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость, ответственность, терпимость. – 7 (35%).

  5. В характеристику патриотизма не вошли или получили единичную оценку: материальная обеспеченность, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечение, аккуратность, высокие жизненные запросы, непримиримость к другим.

Анализ результатов методики показал следующие результаты:

  • 7 (35%) обучающихся имеют высокий уровень. Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.

  • 9 (45%) обучающихся имеют средний уровень. Подросток переживает чувство патриотизма, как чувство родного дома, деревни, города. Подросток признает ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни.


  • 4 (20%) обучающихся имеют низкий уровень. Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь (Рисунок 1).