Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания старших подростков в школе
Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Методы и формы патриотического воспитания старших
Глава 2.Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе
Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков
Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков
Список использованной литературы
Наиболее эффективной формой патриотического воспитания является классный час. Это наиболее распространенная форма организации воспитательной работы педагога. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с учителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение [66]. В старшем подростковом
возрасте тематика классных часов может быть о сознательной дисциплине, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении [57].
Среди активных форм внеклассной работы по патриотическому воспитанию следует выделить устный журнал. Его подготовка опирается на широкую инициативу и самодеятельность коллектива. В содержании жур- нала органично сочетается общая и частная информация, используется практический материал, данные о том, как подростки участвуют в патриотическом воспитании. Не стоит превращать устный журнал в набор коротких лекций, докладов или монтаж из стихотворений и песен. Хорошо, если каждая страничка представлена отдельным жанром, художественно иллюстрирована. Набор изобразительных средств желательно разнообразить: запись музыкальных произведений, номера художественной самодея- тельности, инсценировки, кинофрагменты, диапозитивы, фотографии и т.д. Руководит подготовкой и проведением устного журнала редколлегия, которая помогает творческим
группам в подготовке отдельных страниц, придумывает «обложку», общее оформление журнала, выполняет функцию ведущих. Устный журнал может состоять из нескольких страничек, объединенных различными жанрами. Главное, чтобы их содержание было эмоциональным, затрагивающим зрителей [56].
Одной из форм патриотического воспитания подростков выступает литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя. Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено
уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано. При этом тема не может быть определена здесь заранее [40].
Еще одной формой внеклассной работы по организации патриотического воспитания подростков выступает тематический вечер, который отличается от других мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно- логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного
начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален. Тематический вечер выполняет важную роль в решении следующих задач: воспитание патриотических качеств личности, воспитание общественной активности, стимулирование всестороннего развития личности [35].
Таким образом, для воспитания у старших подростков патриотизма педагог может использовать индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм. Возможно применение методов формирования сознания, убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно- патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-
музыкальная композиция, тематический вечер. Эти формы и методы мы будем использовать при создании комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков в школе.
Глава 2.Эмпирическое изучение патриотического воспитания старших подростков в школе
-
Анализ деятельности школы МБОУ СОШ № 107 г.
Екатеринбурга по патриотическому воспитанию старших подростков
Изучение деятельности школы по патриотическому воспитанию старших подростков проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Екатеринбурга «средняя общеобразовательная школа №107».
Учредитель: Управление образования города Екатеринбурга. Адрес: 620017, город Екатеринбург, Краснофлотцев 28а. Образовательное учреждение расположено в центре микрорайона Эльмаш Орджоникидзевского района. В непосредственной близости от школы находятся культурные, образовательные и оздоровительные центры: Комплекс Калининец (спортивный комплекс, лесопарк), Дворец культуры Эльмаша, Центры дополнительного образования Импульс, Галактика, Искорка, Музыкальная школа № 5. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное, основное общее, среднее (полное) общее. МБОУ СОШ №107 является общеобразовательным учреждением начального общего, основного общего, среднего полного общего образования. Образовательное учреждение □ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников
[49].
Целью работы МБОУ СОШ №107 является создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении на основе развития содержания и технологии обучения школьников. Создание условий для
формирования у учащихся навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Рассмотрим задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив школы. Основными задачами являются:
-
создавать условия для формирования внутренней позиции школьника адекватной мотивации учебной деятельности; -
обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся; -
развивать коммуникативные качества личности школьника; -
способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся; -
продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды; -
введение в педагогический процесс разнообразные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации); -
приобщение детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре; -
создание благоприятных условий для обучения, воспитания и разностороннего развития обучающихся.
Основными принципами образования и воспитания в школе № 107 являются:
-
основные принципы дидактики; -
гуманизация и культуросообразность; -
целостность и вариативность; -
индивидуализация и дифференциация; -
преемственность; -
системность; -
открытость; -
творческая активность личности.