Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок. Изучение самосознания в подростковом возрасте в

отечественной психологии идет и в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций [23].

Интересы подростка подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлеченного взрослого, значимого для отрока, ценностей

Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами [15].

В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами:

    • "эгоцентрическая доминанта" □ интерес подростка к собственной личности;

    • "доминанта усилия" тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;

    • "доминанта романтики" стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму;


□"доминанта дали" установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние [14].

Старший подростковый возраст характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью [25].

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминантная общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение

личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития – физического, интеллектуального [27].

В старшем подростковом возрасте, по данным Хилько М.Е., средством формирования качественных характеристик выступает микросоциум: одноклассники, друзья, сверстники, но уже не родители. Основу для формирования ценностных и качественных характеристик личности

составляют знания. В этом возрасте учащиеся вступают в стадию самоопределения: личностного, гражданского, профессионального. И уже здесь сложно говорить не только о патриотизме как чувстве, но и о гражданственности как позиции. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства [65].

Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте:

    • с одной стороны, складываются социальные и психические предпосылки для формирования патриотизма, и возникает стремление к идентичности, в том числе и этнической, как механизма формирования национального самосознания и патриотизма;

    • с другой стороны, на процесс идентичности оказывают влияние сверстники и информационная среда, которое далеко не всегда позитивно.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что старший подростковый возраст это сензитивный, т.е. наиболее чувствительный, период для формирования самосознания, Я-концепции личности, а значит, и национального самосознания и патриотизма. Поэтому, именно на старших
подростков следует обращать особые усилия в школе в процессе патриотического воспитания.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Методы и формы патриотического воспитания старших


подростков

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Для формирования патриотизма педагогу нужно знать не только его сущность и содержание, но и учитывать возрастные

психологические особенности учащихся. В нашем случае психолого- возрастные особенности старших подростков.

Дадим определения ключевым понятиям, таким как форма, метод, прием воспитания. Форма воспитательного процесса это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы [1].

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

    • индивидуальные беседы, занятия учителя с учеником;

    • групповые несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

    • массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.