Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы воспитания это способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленные на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями воспитания [3].

Методам в педагогической науке всегда уделяется пристальное внимание. Об этом свидетельствует большое количество классификаций методов воспитания. Методы воспитания отличается друг от друга по целям, средствам осуществления и постепенности в применении. Строго научная классификация методов отсутствует.

Проблема выбора методов в педагогике является одной из актуальных. Исследователи отмечают, что выбор методов определяется многими факторами: ситуационными (психологическим климатом коллектива); особенностями психологического состояния учителя; внешними по отношению к школе обстоятельствами и т.д. В этом случае применение педагогом того или иного метода может являться реакцией на возникшую ситуацию а не спланированным заранее [7].

С учетом факторов устойчивого влияния осуществляется осознанный и спланированный выбор методов воспитания. К таким факторам можно отнести: уровень сознательности и воспитанности человека, степень зрелости и духовно-нравственного развития людей, потребность в установлении новых взаимоотношений педагога и школьников. Под воздействием названных факторов происходят качественные изменения всех компонентов воспитательного процесса; они определяют основу системы методов воспитания. С точки зрения использования методов как педагогического инструментария в деятельности по патриотическому воспитанию наиболее приемлемой из всех классификаций последних пятидесяти лет, по-прежнему
является классификация Ю.К. Бабанского. Она отражает особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности и включает три группы методов воспитания:

  1. группа. Методы формирования взглядов и оценок.

  2. группа. Методы организации деятельности, опыта патриотического поведения.

  3. группа. Методы стимулирования патриотической деятельности и поведения [2].

Представленные в первой группе методы воспитания способствуют формированию патриотического сознания школьников на основе их просвещения (убеждение словом, личным примером, диалог). Особенно

важную, с нашей точки зрения, роль играет метод убеждения личным примером педагога. Если педагог объяснил детям, что во время звучания Государственного гимна России следует слушать его стоя и не разговаривать, но сам в это время тихо разговаривает с коллегой, действия обоих методов окажутся неэффективными [].

Представленные во второй группе методы организации деятельности и опыта патриотического поведения направлены на патриотическое воспитание путем вовлечения школьников в различные виды деятельности (ценностно-ориентационную, трудовую, общественную, художественную, спортивную, досуговую). Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах самоуправления, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях гражданско-патриотической направленности. Ценностно-ориентационная деятельность является психологическим

процессом формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей всего того, что называют ценностями. К этой группе относятся следующие методы: упражнение, педагогическая поддержка, требование, перспектива, пример и т.д.

Представленные в третьей группе методы стимулирования патриотической деятельности и поведения методы воспитывающих ситуаций ролевых игр, тренинги для выработки патриотических и этических знаний, привычек, коммуникативных умений используются для воздействия на потребностно-мотивационную сферу школьника. Педагогические стимулирующие методы: поручение, требование, общественное мнение, ситуации выбора и успеха, наказание, поощрение способствуют выработке привычек и навыков патриотического поведения [2].

Важную роль наряду с методами педагогическими играют вспомогательные методы психологические, психотерапевтические. Эта

роль обусловлена тем, что преобразования, происходящие в личности, представляют собой психологический механизм взаимодействия влияний воспитателя и отношения к этому влиянию со стороны воспитанника, основанный на переживании им своего отношения к внешнему воздействию на основе удовлетворения (неудовлетворения) потребностей (информационно-потребностная теория); на взаимодействии процессов экстериоризации — интериоризации. В результате, формируются качества личности, отражающие убеждения и мировоззрение человека, и проявляющиеся в его поведении, т.е. те ценностные ориентации как личностные образования человека, которые изначально в идеальной форме
существовали в социальном [30].

Для успешной организации процесса патриотического воспитания старших подростков необходимо умело сочетать в едином комплексе формы и методы воспитания. При этом следует понимать, что в разных формах организации деятельности детей преобладает тот или иной метод как основное средство воздействия.

При планировании процесса патриотического воспитания, необходимо учитывать ценностные ориентации подростка, психологической базой которых является круг интересов. Педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно – через семью, друзей, детский коллектив – воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду. Обращаясь к исследованию внутреннего мира подростков, обратим внимание на одну из главных проблем подростков несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений нравственных идеалов неустойчива. Поэтому одним из главных

направлений работы должно стать формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений [35].

Старший подростковый возраст самый благоприятный для творческого развития. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а так же самому решать проблему, участвовать в дискуссии [23]. Дискуссия, как метод воспитания, метод формирования сознания
несет в себе функцию просвещения, формирования знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей.

К методам формирования сознания относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение. Основной инструмент данных методов, источник убеждения слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение подростков к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта задача – информировать и интериоризовать, донести до сознания – делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь нечасто принимают на веру, безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение [6].

Лекция, рассказ, объяснение это словесные методы, сообщение информации, имеющей воспитательное содержание и значение. В практике занятие, встречу с учениками и разговор по социально-нравственных проблемам чаще называют беседой, которая на самом деле может быть монологическим выступлением учителя. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшим подросткам.

Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут – это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность школьников.

Воспитательная беседа, дискуссия