Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей

2.2 Взаимодействие школы и семьи в формировании педагогической культуры родителей младших школьников
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей, а с другой стороны, происходят процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени уделять общению с ребёнком. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

В связи с этим, в настоящее время в соответствии с требованиями образовательного стандарта второго поколения значительное внимание во внеурочной деятельности уделяется работе с семьёй, так как только совместными усилиями учителя и родителей можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании детей.

Педагогическая культура родителей – это такое личностное образование, которое выражается в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие ребенка-школьника, в способности к саморегуляции и контролю своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими знаниями, технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком, формируя и развивая родительскую культуру.

Поэтому одним из самых главных направлений воспитательной работы является работа с родителями младших школьников, в основе которой лежат следующие принципы общения семьи и учителя: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь, терпение и терпимость.

Основные цели данной работы:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания в семье и школе;

  • содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечение в жизнедеятельность школы;

  • выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей;

  • пропаганда опыта успешного воспитания.


Для реализации вышеизложенных целей существуют следующие задачи:

  • активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и гимназии на основе нормативных документов Совета гимназии;

  • учреждение родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители;

  • формирование здорового образа жизни в семьях;

  • создание условий для профилактики асоциального поведения детей;

  • совершенствование форм взаимодействия школа – семья;

  • педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).

Взаимодействие с родителями осуществляется по разным направлениям:

  • изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи);

  • координация взаимодействия семьи со специалистами: логопедом, психологом;

  • индивидуальные консультации для родителей по их запросу;

  • учреждение и совместное проведение свободного времени детей и родителей, помощь родителей в учебно-воспитательной работе;

  • защита интересов и прав ребенка-школьника оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

Формирование педагогической культуры родителей может осуществляться различными путями. Одним из основных – видитсявзаимодействие учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей, т.к. будучи государственными учреждениями и располагая специалистами, именно они имеют возможность оказать наибольшее влияние на формирование педагогической культуры родителей.

В самом общем смысле взаимодействие – это причинно-следственные отношения между воздействующими друг на друга объектами. Взаимодействие в философии – это категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Как процесс взаимодействие представляет собой универсальную форму движения, развития, существования и структурной учреждения.

С позиций логико-гносеологического подхода (И.И. Жбанкова) взаимодействие представляет собой обоюдосторонний процесс, закономерность которого проявляется в устойчивом, повторяющимся характере развертывания процессов взаимодействия и его результатов. Системный подход предполагает рассмотрение взаимодействия как временной

, процессуальной системы, которая имеет «начало» взаимодействия, его ступени, темп реализации, время существования, результаты.

В психологии взаимодействие рассматривается как механизм общения. Оно обозначает процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, которое вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Возникающие связи и взаимовлияния между субъектами (объектами) в процессе совместной деятельности переводит общение в плоскость межличностного взаимодействия. На этом уровне взаимодействие выступает как система обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведениеостальных. Такая трактовка взаимодействия требует кооперации, взаимного согласования и координации индивидуальных действий в процессе совместной деятельности.

В педагогике научное обоснование категория «взаимодействие» получила во второй половине XX столетия. Это было связано с тем, что общество, создавая социальные институты, которые осуществляют воспитание подрастающего поколения, глубоко заинтересовано в их взаимодействии, в повышении воспитательного потенциала каждого из них. С педагогической точки зрения взаимодействие – это личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Взаимодействие предполагает активную деятельную связь субъектов педагогического процесса, организацию их совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон, согласования мотивов и способов достижения педагогических целей, что в конечном итоге предполагает получение определенного продукта совместной деятельности (Г.М. Коджаспирова, И.Н. Пронина, Е.В. Коротаева).

Таким образом, в самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое – это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества.

2.3 Родительские собрания, лекции, семинары как методы формирования педагогической культуры родителей младших школьников

Для повышения педагогической культуры родителей школе необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с родителями, как традиционные, так и инновационные

Педагогическое просвещение все больше перемещается в область тематических родительских собраний. Безусловно, основная форма работы, которую применяют учителя при осуществлении работы по повышению педагогической культуры родителей это именно родительское собрание.

Проблема повышения педа­гогической культуры родителей на современном этапе является актуаль­ной, что обусловливает необходимость использования все более новых форм по повышению педагогической культуры у родителей. Одним из важных условий повышения педагогической культуры у родителей являет­ся правильный выбор условий, путей и форм содержания работы. И только в условиях сотрудничества школы и семьи процесс повышения педагогической культуры будет протекать более эффективно.

Работа по формированию педагогической культуры должна строиться последовательно и поэтапно. Рассмотрим данный процесс в таблице 1 «Формирование педагогической культуры родителей».

Обычно родительские собрания проходят традиционно: доклад классного руководителя по проблемам реализации учебно-воспитательного процесса и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. Их безынициативность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Таблица 1

«Формирование педагогической культуры родителей»



Этап

Блок

Цель

Формы и методы работы

1

1

Образовательный

Дать родителям знания об индивидуально-психологических особенностях развития детей. Способствовать интересу к проблемам воспитания школьников младшего возраста. Развивать интерес к повышению педагогической культуры

Родительское собрание на тему «Индивидуально- психологические особенности развития детей».

Беседа на тему «Ваш ребенок».

Консультации «Основные виды нарушения поведения у детей».

Индивидуальные консультации «Индивидуальный подход к ребенку»

2

2

Практический

Учить родителей находить эффективные способы воздействия. Привлечение родителей к взаимодействию и сотрудничеству с детьми, со школой. Формировать у родителей коммуникативные качества. Сформировать педагогические умения: руководство игрой, устранение конфликтов

Родительское собрание и дискуссия по теме «Роль семьи в воспитании школьника младшего возраста и взаимодействие между детьми и родителями».

Консультация «Дружеское отношение взрослых и детей в семьеоснова воспитания положительных черт характера ребенка-школьника».

«Родитель-воспитатель» (решение педагогических ситуаций)



Этап

Блок

Цель

Формы и методы работы

3

3

Релаксационный

Способствование развитию межличностных отношений в семье, умение понимать, чувствовать ребенка-школьника

Консультация «Психология семьи».

Педагогический ринг по теме «Влияние педагогической культуры родителей на развитие личности ребенка-школьника»

Тренинг



Для повышения эффективности этой работы необходимо организовать несколько семинаров-практикумов для педагогов, на которых стоит рассмотреть вопросы подготовки и проведения собраний, пути повышения активности родителей. Следует также определить общие требования к подготовке и проведению собраний, а также обсудить рекомендации к их проведению, предлагаемые в научно-методических пособиях. Несколько родительских собраний можно сделать открытыми, чтобы на них могли присутствовать все заинтересованные педагоги.

Подготовка и проведение собрания требуют большой изобретательности педагогов и учета особенностей взрослой аудитории.

Как педагог может подготовиться к родительскому собранию, чтобы конечный результат оправдал ожидания всех его участников? Перечислим основные моменты подготовки:

  • тщательно продумать «сценарий» собрания;

  • подготовить вопросы, которые следует задать родителям;

  • продумать оформление классной комнаты, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения;

  • желательно заранее провести анкетирование родителей и (или) детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;

  • подготовить стенгазету, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса;

  • расставить столы и стулья по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях;

  • продумать персонально приглашение каждому родителю на собрание;

  • привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.

Организуя, таким образом, родительские собрания, можно за короткое время добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными  в жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе. Подобная форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка-школьника, наблюдая его в условиях школы; способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей; сплачивает коллектив родителей; положительно сказывается на взаимоотношениях школы и семьи.

Педагогический лекторий предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания: значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; учреждение режима труда, отдыха, учебы и досуга детей в семье и др.