Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей
2.2 Взаимодействие школы и семьи в формировании педагогической культуры родителей младших школьников
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей, а с другой стороны, происходят процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени уделять общению с ребёнком. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.
В связи с этим, в настоящее время в соответствии с требованиями образовательного стандарта второго поколения значительное внимание во внеурочной деятельности уделяется работе с семьёй, так как только совместными усилиями учителя и родителей можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании детей.
Педагогическая культура родителей – это такое личностное образование, которое выражается в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие ребенка-школьника, в способности к саморегуляции и контролю своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими знаниями, технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком, формируя и развивая родительскую культуру.
Поэтому одним из самых главных направлений воспитательной работы является работа с родителями младших школьников, в основе которой лежат следующие принципы общения семьи и учителя: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь, терпение и терпимость.
Основные цели данной работы:
-
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания в семье и школе; -
содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечение в жизнедеятельность школы; -
выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей; -
пропаганда опыта успешного воспитания.
Для реализации вышеизложенных целей существуют следующие задачи:
-
активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и гимназии на основе нормативных документов Совета гимназии; -
учреждение родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители; -
формирование здорового образа жизни в семьях; -
создание условий для профилактики асоциального поведения детей; -
совершенствование форм взаимодействия школа – семья; -
педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
Взаимодействие с родителями осуществляется по разным направлениям:
-
изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи); -
координация взаимодействия семьи со специалистами: логопедом, психологом; -
индивидуальные консультации для родителей по их запросу; -
учреждение и совместное проведение свободного времени детей и родителей, помощь родителей в учебно-воспитательной работе; -
защита интересов и прав ребенка-школьника оказавшегося в сложной жизненной ситуации.
Формирование педагогической культуры родителей может осуществляться различными путями. Одним из основных – видитсявзаимодействие учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей, т.к. будучи государственными учреждениями и располагая специалистами, именно они имеют возможность оказать наибольшее влияние на формирование педагогической культуры родителей.
В самом общем смысле взаимодействие – это причинно-следственные отношения между воздействующими друг на друга объектами. Взаимодействие в философии – это категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Как процесс взаимодействие представляет собой универсальную форму движения, развития, существования и структурной учреждения.
С позиций логико-гносеологического подхода (И.И. Жбанкова) взаимодействие представляет собой обоюдосторонний процесс, закономерность которого проявляется в устойчивом, повторяющимся характере развертывания процессов взаимодействия и его результатов. Системный подход предполагает рассмотрение взаимодействия как временной
, процессуальной системы, которая имеет «начало» взаимодействия, его ступени, темп реализации, время существования, результаты.
В психологии взаимодействие рассматривается как механизм общения. Оно обозначает процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, которое вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Возникающие связи и взаимовлияния между субъектами (объектами) в процессе совместной деятельности переводит общение в плоскость межличностного взаимодействия. На этом уровне взаимодействие выступает как система обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведениеостальных. Такая трактовка взаимодействия требует кооперации, взаимного согласования и координации индивидуальных действий в процессе совместной деятельности.
В педагогике научное обоснование категория «взаимодействие» получила во второй половине XX столетия. Это было связано с тем, что общество, создавая социальные институты, которые осуществляют воспитание подрастающего поколения, глубоко заинтересовано в их взаимодействии, в повышении воспитательного потенциала каждого из них. С педагогической точки зрения взаимодействие – это личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Взаимодействие предполагает активную деятельную связь субъектов педагогического процесса, организацию их совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон, согласования мотивов и способов достижения педагогических целей, что в конечном итоге предполагает получение определенного продукта совместной деятельности (Г.М. Коджаспирова, И.Н. Пронина, Е.В. Коротаева).
Таким образом, в самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое – это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества.
2.3 Родительские собрания, лекции, семинары как методы формирования педагогической культуры родителей младших школьников
Для повышения педагогической культуры родителей школе необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с родителями, как традиционные, так и инновационные
Педагогическое просвещение все больше перемещается в область тематических родительских собраний. Безусловно, основная форма работы, которую применяют учителя при осуществлении работы по повышению педагогической культуры родителей это именно родительское собрание.
Проблема повышения педагогической культуры родителей на современном этапе является актуальной, что обусловливает необходимость использования все более новых форм по повышению педагогической культуры у родителей. Одним из важных условий повышения педагогической культуры у родителей является правильный выбор условий, путей и форм содержания работы. И только в условиях сотрудничества школы и семьи процесс повышения педагогической культуры будет протекать более эффективно.
Работа по формированию педагогической культуры должна строиться последовательно и поэтапно. Рассмотрим данный процесс в таблице 1 «Формирование педагогической культуры родителей».
Обычно родительские собрания проходят традиционно: доклад классного руководителя по проблемам реализации учебно-воспитательного процесса и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. Их безынициативность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.
Таблица 1
«Формирование педагогической культуры родителей»
№ | Этап | Блок | Цель | Формы и методы работы |
1 | 1 | Образовательный | Дать родителям знания об индивидуально-психологических особенностях развития детей. Способствовать интересу к проблемам воспитания школьников младшего возраста. Развивать интерес к повышению педагогической культуры | Родительское собрание на тему «Индивидуально- психологические особенности развития детей». Беседа на тему «Ваш ребенок». Консультации «Основные виды нарушения поведения у детей». Индивидуальные консультации «Индивидуальный подход к ребенку» |
2 | 2 | Практический | Учить родителей находить эффективные способы воздействия. Привлечение родителей к взаимодействию и сотрудничеству с детьми, со школой. Формировать у родителей коммуникативные качества. Сформировать педагогические умения: руководство игрой, устранение конфликтов | Родительское собрание и дискуссия по теме «Роль семьи в воспитании школьника младшего возраста и взаимодействие между детьми и родителями». Консультация «Дружеское отношение взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка-школьника». «Родитель-воспитатель» (решение педагогических ситуаций) |
№ | Этап | Блок | Цель | Формы и методы работы |
3 | 3 | Релаксационный | Способствование развитию межличностных отношений в семье, умение понимать, чувствовать ребенка-школьника | Консультация «Психология семьи». Педагогический ринг по теме «Влияние педагогической культуры родителей на развитие личности ребенка-школьника» Тренинг |
Для повышения эффективности этой работы необходимо организовать несколько семинаров-практикумов для педагогов, на которых стоит рассмотреть вопросы подготовки и проведения собраний, пути повышения активности родителей. Следует также определить общие требования к подготовке и проведению собраний, а также обсудить рекомендации к их проведению, предлагаемые в научно-методических пособиях. Несколько родительских собраний можно сделать открытыми, чтобы на них могли присутствовать все заинтересованные педагоги.
Подготовка и проведение собрания требуют большой изобретательности педагогов и учета особенностей взрослой аудитории.
Как педагог может подготовиться к родительскому собранию, чтобы конечный результат оправдал ожидания всех его участников? Перечислим основные моменты подготовки:
-
тщательно продумать «сценарий» собрания; -
подготовить вопросы, которые следует задать родителям; -
продумать оформление классной комнаты, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения; -
желательно заранее провести анкетирование родителей и (или) детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами; -
подготовить стенгазету, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса; -
расставить столы и стулья по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях; -
продумать персонально приглашение каждому родителю на собрание; -
привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.
Организуя, таким образом, родительские собрания, можно за короткое время добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе. Подобная форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка-школьника, наблюдая его в условиях школы; способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей; сплачивает коллектив родителей; положительно сказывается на взаимоотношениях школы и семьи.
Педагогический лекторий предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания: значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; учреждение режима труда, отдыха, учебы и досуга детей в семье и др.