Файл: Государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Обзор литературы по теме диссертационной работы

Достоинства и недостатки цифрового электронного образования

Система дистанционного обучения (СДО) Moodle в образовательном процессе

Информационные и обучающие ресурсы в СДО Moodle

Внедрение авторских электронных учебных курсов в образовательный процесс

ЭУК «Бухгалтерский учет на ПК»

ЭУК «Экономика природопользования»

ЭУК «Основы предпринимательства»

3.6. Основные характеристики электронного учебного курса и его практическая реализация (на примере ЭУК «Охрана природных территорий»)

Анализ результатов применения системы MOODLE в образовательном процессе

Структурный анализ общих результатов анкетирования

Общие результаты анкетирования студентов очной формы обучения

Общие результаты анкетирования студентов заочной формы обучения

Статистический анализ результатов анкетирования студентов

Статистический анализ результатов анкетирования студентов очной формы обучения

Статистический анализ результатов анкетирования студентов заочной формы обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Во-вторых, сложность восприятия отдельных частей в онлайн-обучении, например, традиционных лекций. В электронном образовании действуют несколько иные стандарты, нежели в традиционном. Существуют ограничения по объему текста, продолжительности

видеороликов и т.п. Необходима неоднократная апробация ЭУК для уточнения формы и содержания образовательного контента.

В-третьих, отсутствие должного контроля при выполнении работ. Практически невозможно отследить, самостоятельно ли были выполнены практические занятия и (или) тесты конкретным студентом. Например, вся работа или ее часть может быть выполнена другим лицом.

В-четвертых, отсутствие в электронном курсе вербальной части образования, при которой материал проговаривается обучающимся и терминологически усваивается.

В-пятых, невысокая мотивация самостоятельной работы студента. Электронное цифровое образование требует от студента собранности и высокой самоорганизации. Обязательным условием должно быть осознанное стремление студентов к получению образования.

В-шестых, наличие в учебных планах специфических учебных дисциплин, например, химия, физика, ботаника и др. Существуют учебные курсы, требующие в процессе обучения наглядности образов и явлений, наличия развитого воображения. В традиционном формате образования наглядность достигается демонстрацией опытов и наглядных пособий. В условиях электронного образования такие дисциплины могут стать достаточно формализованными, в которых не реализуется компетенция практических навыков и умений.

Несмотря на все трудности и проблемы электронного обучения, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

  1. Опыт внедрения системы дистанционного обучения (СДО) Moodle в Томском государственном университете можно признать положительным. Внедренные в образовательную практику электронные учебные курсы выполняют свое основное предназначение – служат полноценным инструментом образовательного процесса.

  2. Применение дистанционных методов положительно влияет на качественные характеристики обучения, как для студентов очной формы, так и для студентов заочной формы обучения.

  3. Существует проблема с мотивацией к дальнейшему образованию среди студентов очной-формы обучения. Только 33% студентов-очников заинтересованы в дальнейшем получать новые знания и профессиональные навыки дистанционно.

  4. Современные технологии образовательного процесса приводят к появлению принципиально иных методических подходов в обучении студентов. Традиционные методы образования постепенно трансформируются с учетом применения компьютерных


технологий. Можно сказать, что в настоящее время формируется совершенно новая философии преподавания.

  1. Электронные учебные курсы (ЭУК) с применением компьютеров и сети Интернет совершенствуют образовательный процесс, значительно повышают его эффективность, облегчают процессы структурирования знаний, а также серьезно влияют на профессиональные навыки и квалификацию преподавателя. Качество электронных учебных курсов, разработанных автором, устраивает большинство студентов, которые приняли участие в анкетировании. Однако, как показал статистический анализ, для разных форм обучения и для разных возрастных групп (курсов) необходимы некоторые корректировки в заданиях для самостоятельной работы.

Общий вывод по проделанной работе можно сформулировать следующим образом. Компьютерные технологии в дальнейшем будут применяться более широко и активно. В связи с этим, для современного российского образования возникает важная задача формирования системы непрерывного обучения (lifelong learning). Данная система пока никак не связана с сегодняшними реалиями обучения студентов в вузах, но если высшая школа России не реализует этот процесс, то это грозит весьма серьезными проблемами, такими как технологическое отставание в образовании.

Компьютер в ближайшей перспективе не должен заменить преподавателя. Как показали исследования автора, на повестку дня не может быть вынесен вопрос об отказе от традиционных методов образования. Совсем отказаться от традиционных форм обучения студенты пока не готовы. Причем, данные исследования показывают, что между студентами очной формы обучения и студентами ОЗО разногласий по этому вопросу нет. Дистанционное (заочное) образование должно использоваться как дополнительное (второе высшее образование, курсы повышения квалификации и прочее), поскольку дистанционные методы обучения студентов не несут важней функции образования – воспитательной. Базовое высшее образование должно осуществляться на общепризнанных методах совместного образования и воспитания подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Андреев А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.

  2. Анохин С.М. Создание электронных учебных курсов в LMS MOODLE / С.М. Анохин. – Стерлитамак: Информационно–издательский центр Стерлитамакского филиала БашГУ, 2017. – 80 c.

  3. Бадарч Д. МООК: реконструкция высшего образования / Д. Бадарч, Н.Г. Токарева, М.С. Цветкова // Высшее образование в России. – 2014. – № 10. – С. 136.

  4. Балыхин М.Г. Электронное обучение и его роль в образовании без границ // Вестник Российского университета Дружбы народов. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. – 2008. – №4. – С. 65–71.

  5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: пер. с англ. / Д. Белл. – М.: Academia, 2004.– 944 с.

  6. Белозёрова С.И. Опыт применения LMS MOODLE для создания и сопровождения учебных курсов / С.И. Белозёрова, О.И. Чуйко // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 78–85.

  7. Береговая О.А. Электронное обучение в глобальном мире и России: преимущества и недостатки // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: материалы VIII Международной научно–практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. – Новосибирск, 2017. – С. 347–350.

  8. Бикел П., Доксам К. Математическая статистика. Выпуск 1 / П. Бикел, К. Доксам. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 278 с.

  9. Бысик Н. В. Сценарии развития школьного образования в России на современном этапе / Н.В. Бысик, И. Д. Фрумин, Л. Г. Каспржак // Федеральный справочник «Образование в России». – М.: Издательский центр «Президент».– 2013. – Т. 9. – С. 53–60.

  10. Волкова Т. И. Философские основания глобальных проблем современного общества: учеб, пособие / Т. И. Волкова. – Челябинск: ЧелГМА, 2008. URL: http://www.chelsma.ru/ nodes/ 11105/

  11. Волкова Т.И. Accumulation of the human capital: essence and the realization mechanism / Т.И. Волкова, С.В. Горбунова // Журнал экономической теории. 2008.

4. – С. 12–28.

  1. Галкиев Р. Р. Информационные технологии как педагогический ресурс // Студенческая наука и XXI век. – 2017. – № 2(15). – С. 233–236.

  2. Грехнев В.С. Образование как социальный феномен и объект исследования // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. – 2010. – № 6. – С. 70.

  3. Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2014. – № 1 (27). – С. 15–21.

  4. Гриншкун В.В. Новые индустриальные и информационные революции и их влияние на систему образования / В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2017. – № 1 (39). – С. 45–52.

  5. Иванова З.И. Общие тенденции в международном высшем образовании с позиций глобализации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2007. – Т. 7. № 1. – С. 77–80.

  6. Инвесторы видят потенциал в рынке онлайн–образования и образовательных технологий // URL: https://open–education.net/professional/ivestory–vidyat–potentsial–v– rynke–onlajn–obrazovaniya–i–obrazovatelnyh–tehnologij. – – Режим доступа: свободный.

  7. Индекс развития [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – [Б. м., б. г.]. – URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/wiki/ Индекс_развития_ИКТ

  8. Кастельс М. Галактика Интернет: пер. с англ. / М. Кастельс. – Екатеринбург : У–Фактория, 2004. – 328 с.

  9. Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи / М. Кендалл, А.Стьюарт. – М.: Наука, 1973. – 446 с.

  10. Кириченко М.О. Education management democratisation as the factor of the increasing role of legal competence of the educational institutions directors // Human rights: theory and practice. Collection of scientifi c papers. – 2017. – С. 7–9.

  11. Кобзарь A. И. Прикладная математическая статистика для инженеров и научных работников / A. И. Кобзарь. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 816 с.

  12. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ). // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020. – Доступ из локальной сети Науч.б-ки. Том. гос. ун- та.

  13. Краснова Г.А. Электронное образование в мире и России: состояние,


тенденции и перспективы / Г.А. Краснова, А. Нухулы, В.А. Тесленко // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 3. С. 371–377

  1. МООС // URL: http://openeducationeuropa.eu/en/european_scoreboard_moocs / МООС

  2. Морозова Н.И. Интеграция России в европейское образовательное пространство // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. – С. 63–64.

  3. Мухаметшин Л.М. Использование системы LMS MOODLE в современном образовательном процессе / Л.М. Мухаметшин, Л.Л. Салехова, М.М. Мухаметшина // Филология и культура. – 2019. – № 2 (56). ₋ С. 274–279.

  4. Обучающая среда Moodle // URL: https://docs.altlinux.org/ru– RU/archive/4.1/htmlsingle/school–server/moodle/index.html (дата обращения: 11.06.19).

  5. Официальный сайт СДО Moodle // URL: http://www.moodle.org. (Дата обращения: 03.12.2019

  6. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» Российской Федерации [Электронный ресурс] : (протокол № 9 от 25.10.2016 г.). – URL: http://legalacts.ru/doc/pasport–prioritetnogo– proekta–sovrem…– Режим доступа: свободный.

  7. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. ₋ 2003. – URL: http://nvsu.ru/ru/ %202013.pdf. (дата обращения: 02.02.2020)

  8. Петров А.В. Анализ рисков при внедрении систем дистанционного обучения

// Информационные ресурсы России. 2008. 1 (101). С. 16–17.

  1. Потемкина С.В. Организация дистанционного тестирования в LMS MOODLE

/ С.В. Потемкина, А.А. Миндрина // Системный анализ в науке и образовании. – 2019.

2. – С. 38–44.

  1. Применение системы MOODLE при очной, очно–заочной и заочной формах обучения / Н.В. Шальнева, О.А. Полунина, Н.А. Старцева, Т.М. Крутская, А.В. Кертман // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. – URL: http://science–education.ru/ru/article/view?id=26493 (дата обращения: 18.12.2019).

  2. Разгадать код образования будущего. Советы от футуролога Томаса Фрея [Электронный ресурс] // URL: https://futurist.ru/articles/823/razgadaty–kod–obrazovaniya– budushchego–soveti–ot–tomasa–freya. – Режим доступа: свободный.

  3. Роль информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей и молодежи / С.А. Баженова, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова, А. Нухулы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и


информатизация образования». 2017. 1 (39). С. 32–40.

  1. Сергеев В.К. Философия гуманизма и гуманизация образования // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 313. № 6. – С. 149–153.

  2. Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по образованию «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

19 мая 2013 г. [Электронный ресурс] URL: http:// m–profobr.com/files/–––––––––

_ptbnp0wq.pdf. Режим доступа: свободный.

  1. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете / О.М. Бабанская, Г.В. Можаева, В.А. Сербин, А.В. Фещенко // Открытое образование. –2015. – № 2 (109). – С. 63–69.

  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] от 29.12.2012 N 273–ФЗ (последняя редакция). // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020. – Доступ из локальной сети Науч.б-ки. Том. гос. ун- та.

  3. Фионова Л.Р. К вопросу выхода российских вузов на международный рынок образовательных услуг / Л.Р. Фионова, М.А. Долгова // Наука и современность. – 2015. – №3 (5). – С. 53–64.

  4. Шагиева А. К. Цифровые образовательные ресурсы // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2015. – URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015008033 (дата обращения: 11.02.2020).

  5. Шаронин Ю.В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации российского профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. № 6. – С. 469.

  6. Allen E., Seaman J. Changing course: Ten years of tracking online education in the United States / E. Allen, J. Seaman. – Babson Survey Research Group, LLC, 2013. – 43 p.

  7. Adkins S. S. The 2016–2021 Worldwide Self–paced eLearning Market: The Global eLearning Market is in Steep Decline / S. S.. Adkins, 2016.

  8. E–learning in European Higher Education Institutions / M. Gaebel, V. Kupriyanova V., R. Morais, E. Colucci. – European University Association. 2014. – 33 р.

  9. Pavlovych L.B. Features of distance learning system MOODLE / L.B. Pavlovych,