Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор литературы по теме диссертационной работы
Достоинства и недостатки цифрового электронного образования
Система дистанционного обучения (СДО) Moodle в образовательном процессе
Информационные и обучающие ресурсы в СДО Moodle
Внедрение авторских электронных учебных курсов в образовательный процесс
ЭУК «Бухгалтерский учет на ПК»
ЭУК «Экономика природопользования»
ЭУК «Основы предпринимательства»
Анализ результатов применения системы MOODLE в образовательном процессе
Структурный анализ общих результатов анкетирования
Общие результаты анкетирования студентов очной формы обучения
Общие результаты анкетирования студентов заочной формы обучения
Статистический анализ результатов анкетирования студентов
Статистический анализ результатов анкетирования студентов очной формы обучения
Статистический анализ результатов анкетирования студентов заочной формы обучения
Личный вклад. Автор принимал личное участие в сборе, статистической обработке, анализе результатов анкетирования, формировании текста диссертации. Выводы по проведенным исследованиям были сформулированы автором самостоятельно.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация изложена на 84 страницах, состоит из введения, 4 глав, заключения и библиографического списка, включает 36 рисунков, 9 таблиц. Список литературы состоит из 47 наименований, в том числе 19 литературных источников за последние 5 лет.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Обзор литературы по теме диссертационной работы
-
Цифровое образование в мире и РФ: основные тенденции
По мнению американского футуролога Томаса Фрея (Разгадать код образования будущего… Электронный ресурс), к 2030 г. школьников и студентов будут учить не люди, а роботы, причем по сети Интернет. Они смогут персонализировать обучение под каждого ученика, что в разы повысит эффективность обучения. Пока такой уровень развития искусственного интеллекта недостижим, эффективность обучения с помощью сети Интернет низкая. Но даже в случае такого качественного скачка в развитии искусственного интеллекта Томас Фрей видит робота в ближайшем будущем, скорее, не учителем, а помощником в обучении и не говорит о неизбежной смерти традиционных форматов обучения. Но предсказания футурологов указывают на то, что привычное личное общение преподавателя и студента будет элитным и дорогостоящим, в то время как мир перейдет на формат дешевого эдутеха (от англ. «educational technologies» – образовательные технологии).
В 2014 г. инвестиции в мировые образовательные стартапы превысили знаковую отметку в 1 млрд. долл., и этот стремительный рост продолжается во всех развитых странах. В 2017 г. объем мирового рынка образования составил 4,5–5,0 трлн. долл., и в ближайшие годы он, по всей видимости, увеличится до 6–7 трлн долл. При этом доля онлайна в нем пока всего около 3%, или 165 млрд. долл. Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 г. цифровая часть индустрии, вероятно, преодолеет отметку 240 млрд долл., прибавляя более чем по 5% в год, а по более оптимистичному прогнозу достигнет величины 252 млрд. долл. уже к 2020 г. при среднегодовом приросте в 17% (Инвесторы видят потенциал в рынке онлайн- образования…Электронный ресурс)
Количество образовательных стартапов, реализующих различные формы электронного образования, растет по всему миру и в России. Кроме того, крупные Интернет- компании и социальные сети также входят в рынок электронного образования, что в ряде стран оказало критическое давление на рынок электронного образования (Роль информационных технологий, 2017). Так, в Китае, рынок электронного образования фактически обвалился, когда о своих проектах в области электронного образования заявили три самые крупные Интернет-компании страны и мира: Baidu, Alibaba, Tencent.
В настоящее время электронное образование развивается более активно в рамках неформального образования. В 2016 г. рынок неформального электронного обучения оценивался в 46674,7 млн. долл. США. И хотя эксперты прогнозируют в течение ближайших
5 лет отрицательные темпы роста рынка (–6,4%), рынок самостоятельного электронного образования вне формальной системы останется большим. Общих причин, как таковых нет.
К примеру, в Китае, где прогнозируется резкое падение доходов электронного обучения это связано с переизбытком предложений и завершением национальных программ в области электронного образования. В странах, зависящих от нефтяной промышленности, падение доходов от нефти привело к сокращению государственного финансирования образования и проектов по электронному обучению. В США снижение темпов роста эксперты связывают с ужесточением образовательного законодательства в области дистанционного обучения и частного образования, а также большим количеством бесплатных образовательных ресурсов (Adkins, 2016).
Действительно, электронное образование меняет ландшафт высшего образования. Высшие учебные заведения по всему миру вынуждены реагировать на растущий спрос на электронное образование как в формальном, так и не в формальном обучении. По данным ЮНЕСКО, за десять лет с 2000 по 2010 гг. охват электронным обучением увеличился на 900%. И к 2019 г. эксперты ЮНЕСКО прогнозируют, что 50% аудиторных занятий будет осуществляться онлайн (Гриншкун, Краснова, 2017).
Вместе с тем, спрос на электронное образование во всем мире со стороны различных групп пользователей будет подталкивать органы управления образованием и образовательные организации развивать различные формы электронного образования и внедрять новые бизнес-модели. Уже в настоящее время большая часть образовательных проектов вузов реализуется в рамках государственно-частного партнерства с Интернет- компаниями и образовательными стартапами. Кроме того, появление новых цифровых технологий, таких как виртуальная реальность и искусственный интеллект, могут в корне изменить отношение к электронному образованию (Gaebel и др., 2014).
В большинстве университетов Европы и США приняты или будут в ближайшее время приняты институциональные стратегии развития электронного образования. Внедрение электронного обучения в рамках Европейского пространства высшего образования могло бы способствовать целям Болонского процесса в области международного сотрудничества, академических обменов и др. Тот факт, что некоторые европейские университеты начали признавать обучение с использованием МООСs (англ.
сокр. Massive open online courses. Массовый онлайн курс) путем присуждения образовательных кредитов ECTS (англ. сокр. European Credit Transfer and Accumulation System. Европейская система перевода и накопления баллов. Общеевропейская система учёта учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса), служит показателем того, что электронное обучение может способствовать не только институциональной интеграции, но и интеграции с более широкой аудиторией внешних партнеров (Gaebel и др., 2014).
По данным Федеральной службы государственной статистики России, доля образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе образовательных учреждений, ежегодно увеличивается и в 2015 г. достигла 78,2% от общего их количества (Краснова и др., 2017).
Но доля и количество российских вузов, внедривших на настоящий момент электронное образование, незначительны. В основном, это ведущие университеты, имеющие дополнительные субсидии из государственного бюджета в рамках различных национальных проектов и инициатив. Значимой проблемой остается применение подобных средств обучения в рамках подготовки новых педагогических кадров (Гриншкун, 2014).
Первыми курсами, размещенными на открытых онлайн платформах как зарубежных, так и отечественных, стали курсы российских вузов, занимающих ТОП-10 в национальных образовательных рейтингах. Количество курсов, размещенных ими на открытых платформах онлайн обучения, составляет абсолютное большинство. Вузы из первой десятки национального рейтинга активно переходят на онлайн обучение по основным образовательным программам, расширяя перечень таких программ и численность обучающихся по этим программам. В целом ведущими вузами в среднем разрабатывается 20 онлайн курсов в год. До 2025 г. в России планируется увеличить число обучающихся на онлайн курсах до 11 млн чел. и разработать не менее 4 тыс. онлайн курсов. Эти показатели по числу обучающихся и количеству онлайн курсов утверждены в
рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», 2016).
По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование в ближайшие несколько десятилетий превысит возможности образовательных организаций, а именно, численность учащихся высших учебных заведений увеличится с 97 млн чел. в 2000 г. до более чем 262 млн чел.
к 2025 г., в среднем ежегодный рост предполагается составит 1,4% (The NMC Horizon Report, 2015).
Однозначно, что удовлетворение увеличивающегося спроса на высшее образование без внедрения новых образовательных технологий невозможно. Таким образом, и органам управления образования, и образовательным организациям во всем мире уже в настоящее время необходимо внедрять новые образовательные технологии, расширять использование информационно-коммуникационных технологий в образовании и открытых образовательных ресурсов, электронного обучения. По справедливому мнению Д. Бадарча и соавторов:
«Дальнейший рост численности обучающихся в системе высшего образования невозможно компенсировать созданием новых университетов традиционным путем. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что электронное обучение — это вторая волна трансформации, которая охватит университеты в ближайшее время» (Бадарч и др., 2014).
Дать характеристику современному образованию невозможно без учета общих тенденций мирового развития, которые вызывают существенные изменения в системе образования.
В качестве одного из ведущих факторов, влияющих на сферу образования, многими исследователями называется ускорение темпов общественного развития, которое характеризуется ростом объемов и интенсивности информационных потоков, расширением инновационных процессов, стремительным научно-техническим прогрессом, динамично меняющимися условиями жизни. Сегодня человек живет в мире с высокой степенью неопределенности, которая постоянно растет, что приводит к появлению новых требований и к современной системе образования. Образование должно готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, развивая у них такие качества, как адаптивность, мобильность, конструктивность, креативность, умение быстро принимать решения, используя при этом ограниченные ресурсы, способность ориентироваться в растущем информационном потоке (Волкова , 2008).
Динамичное развитие экономики приводит к росту конкуренции на глобальных, национальных и региональных рынках