Файл: Античная литература как культурный исторический феномен. Периодизация дргреческой и римской литератур. География античного мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Всадников» до
19-21. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).
Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)
Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля
Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.
Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».
Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры
1 Морально-психологический аспект жизни героя.
2 Выделение ярких черт характера не только человека, но и народа.
3 Психологические детали.
4 Трагические события, приготовленные богами – предзнаменования.
5 Трагизм – результат превратностей и закономерностей судьбы.
-
Повествование ведет умный и умелый рассказчик.
-
Феномен «второй софистики» и диалоги Лукиана, Отражение традиций менипповой сатиры в творчестве писателя..
Лукиан – 120 г н.э. - 185 г. н.э. Родился в Самостате в Сирии. Будучи сирийцем по происхождению, Лукиан в совершенстве овладел греческим, на котором написаны все его сочинения.
Сохранилось более 80 его произведений, значительное место среди них занимает сатирический диалог. Л. подвергает критике различные стороны идеологической жизни поздней античности: риторику, философию, историю, религию. Критика религии как языческой, так и зарождающей христианской.
"Прометей или Кавказ" является блестящей защитительной речью Прометея, направленной против Зевса. Как известно, Прометей, по воле Зевса, был прикован к скале на Кавказе. По форме это вполне риторическое произведение, способное производить эффектное впечатление своей аргументацией и композицией. По существу же это произведение весьма далеко от бессодержательной риторики, поскольку в нем мы находим критику мифологических воззрений древних и ниспровержение одного из самых значительных мифов классической древности.
«Разговоры богов». Краткие разговоры богов, в котором они выступают в самом неприглядном виде, в роли каких - то очень глупых мещан с их ничтожными страстями, любовными похождениями, ограниченным умом. Л. не выдумывает никаких новых мифолог. ситуаций, но использует только то, что известно из традиции. То, что некогда имело значительный интерес и выражало глубокие чувства греческого народа, после перенесения на бытовую почву получало комическую, вполне пародийную направленность.
"Разговоры гетер" рисуют пошлый, ограниченный мир мелких любовных приключений, а в "Морских разговорах" опять пародийная мифологическая тематика.
«Зевс трагический» - одна из наиболее красочных антирелигиозных сатир Лукиана в менипповом стиле
. На Олимпе волнение: в Афинах идет спор между эпикурейцем и стоиком по вопросу о существовании богов, и от исхода спора зависит их участь, так как победа эпикурейца грозит богам лишением всех их доходов. Созывается общее собрание богов. Разместиться они должны по ценности материала, из которого они (т. е. их знаменитые статуи) изготовлены. Боги не могут покарать эпикурейца, т.к. это зависит от рока, а Аполлон не способен предсказать исход спора. Эпикуреец с легкостью разбивает все доказательства, которые стоик приводит в пользу существования богов. Последний окончательно теряется и переходит на базарную ругань. У богов одно утешение: на свете осталось еще достаточно глупцов, «большинство эллинов, толпа простого народа и все варвары».
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Римская мифология и её основные особенности
Римская мифология во многом сформировалась на основе греческой мифологии, однако изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. Римские боги не были близки к человеку, они скорее выступали как некие грозные и страшные силы, расположение и поддержку которых можно было заслужить с помощью поклонения и специальных ритуалов. Ни одно дело римлянин не начинал без молитвенного обращения к богам, однако оно подчас носило формальный характер, и было вызвано страхом навлечь на себя божественную немилость.
Следует отметить, что мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие: делая основной упор на сюжетно-событийную линию, римские мифы без особых художественных изысков отражают религиозные представления людей того времени.
Римские боги не имели своего Олимпа, не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. Например, камень символизировал бога Юпитера, огонь ассоциировался с богиней Вестой, Марс отождествлялся с копьем. Под негласным покровительством таким образов-символов, с которыми отождествлялись римские боги, и проходила вся жизнь римлянина от рождения до смерти. Духи-божества, которые населяли природу (леса, горы, водоемы), также были обезличены и абстрактны. Выделялись божества, населяющие небесное пространство, духи смерти и загробного мира, божества, которые воплощались в нравственных качествах человека. Последними по степени почитания у древних римлян были герои и иноземные боги.
Примерно в конце VI - начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры.
Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти (начало этим представлениям положил
Сципион Африканский).
Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др.) После смерти императорам было уготовано особое место в загробном мире и вечное блаженство. Особое отношение формировалось и к полководцам, они также пользовались милостью богов. Во времена, когда народ был отстранен от участия в государственных делах, а моральное разложение затронуло самую верхушку власти, миф о божественности правителя потерял свою актуальность.
Ценность римской мифологии, по мнению ученых, выражается в сохранении и популяризации древнегреческой мифологической системы. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства.
-
Юпитер – верховное божество римлян и отец всех богов; бог грома и молний, неба и дневного света -
Юнона – сестра и супруга Юпитера; богиня семьи и брака, женщин и материнства -
Нептун – брат Юпитера; бог морей и океанов -
Церера – сестра Юпитера; богиня плодородия и урожая, покровительница материнства -
Веста – сестра Юпитера; богиня домашнего очага и семьи -
Плутон – брат Юпитера; повелитель царства мертвых, бог богатства -
Аполлон – сын Юпитера; олицетворение мужской красоты; бок-покровитель искусств, муз, переселенцев; врачеватель и предсказатель будущего -
Венера – дочь Юпитера; богиня любви, желания и красоты, а также плодородия и процветания -
Вулкан – сын Юпитера; бог огня, покровитель кузнецов и литейщиков -
Диана – дочь Юпитера; богиня охоты, растительного и животного мира, женственности и плодородия -
Либер – сын Юпитера; бог плодородия и оплодотворяющей силы, а также виноделия -
Марс – сын Юпитера; бог войны -
Меркурий – сын Юпитера; бог купцов, воров и путешественников; покровитель торговли и обогащения -
Минерва – дочь Юпитера; богиня мудрости и военного дела; покровительница науки, ремесел и искусства
-
Римская комедиография. Организация римского театра и его истоки. Комедия
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12