Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управляющим в Японии, даже директору завода, не предоставляется отдельного кабинета – вместе со своими сослуживцами они размещаются в одном большом открытом зале без перегородок, оснащенном простой и самой необходимой мебелью. Это должно напоминать служащим о том, что они прилагают совместные усилия к достижению компанией успеха.

Привилегии в зависимости от ранга или класса отсутствуют, в том числе и привилегии пользования отдельными столовыми. Менеджеры фирмы SONY одеты в такие же синие куртки без отличий, как и остальные рабочие. Во время спада производства им в первую очередь снижают заработную плату. Все это дает огромный экономический и нравственный эффект, т.к. рабочие чувствуют свою связь с управляющими и корпорацией.

Японский менеджмент используют и определённый порядок найма, продвижение и обучение служащих. При приеме на работу выпускников средних школ и университетов поощряется созданием рабочих династий, то есть прием на работу детей и близких родственников кадровых работников. Широко практикуется наем по рекомендации кого-либо из сотрудников фирмы, который несет ответственность за свою рекомендацию. Статистические данные свидетельствуют о том, что число принятых на работу по рекомендации в компаниях составляют примерно 45%.

Своеобразен и порядок ротации на японских фирмах. В отличие от США, где человек может всю свою жизнь может проработать мастером, если это удовлетворяет его и компанию, в Японии считают, что длительное пребывание работником в одной должности приводит к потере его интереса к работе, снижению уровня ответственности. По этому трудовая ротация является нормой и часто совмещается с продвижением по службе.

Частота ротации зависит от ряда обстоятельств (возраст, стаж, специальность) и может колебаться от 4-7 лет. В результате каждый служащий приобретает 5-6 специальностей, и становиться профессионалом широкого профиля. Во многих случаях это решает проблему взаимозаменяемости.

В первую очередь по службе должны продвигаться люди, обладающими такими качествами, как честность, порядочность, скромность и трудолюбие.
Отбор кандидатов в управляющий состав обычно производиться из числа работников компании. При этом преследуется несколько целей: во - первых, найти человека, детально знающего специфику производства; во вторых, усилить преданность работника фирме и сохранить стаж его работы.

Что касается обучения работников, то обычно под этим подразумевается повышение их квалификации без отрыва от производства, на рабочих местах.


Для повышения теоретического образования своих служащих японские корпорации направляют их в учебные центры, на семинары, например в учебные заведения США.

Японский менеджмент характеризуется и особенностями фирмы, размера и содержания оплаты труда. Заработная плата определяется, прежде всего, показателями трудового стажа и результатами труда. Крупные японские корпорации предоставляют работникам множество дополнительных льгот: надбавки на содержание семьи, оплата проезда к месту работы, медицинского обслуживания, соц. Страхования и др. выплаты на социальные нужды. Зарплата управленческого персонала компании редко более чем в 7-8 раз превышает только что поступившего на предприятия ученика.

На фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижения по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставления льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); публикация специальных статей во внутрифирменном издании (прессе); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведённые места для парковки машин и т.п.

Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться не обычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.

 Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность», стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.



Сравнительная таблица моделей менеджмента

Характеристики

Японская

Американская

Доминирующие качества делового человека

Умение работать в «команде», ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного «Я», нежелание рисковать.

Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску.

Критерии к продвижению по службе

Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение.

Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.

Профессиональная компетентность

Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

Процесс принятия решений

Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро.

Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.

Отношение работников к фирме и работе

Пожизненный наем, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально–психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы (деньги).

Характер проведения инноваций

Эволюционным путем.

Революционным путем.

Форма деловых отношений

Личные контакты на основе взаимного доверия.

Контракты.



Список литературы:

  1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, испр. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.

  2. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 398с.

  3. Имаи , М. Кайдзен - Kaizen : The key to japan's competitive success : ключ к успеху японских компаний / М. Имаи ; пер. с англ. Т. Гутман; науч. ред. Ю. Адлер .— 3-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2007

  4. Карлеф, Б. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели / Б. Карлеф, Ф. Х. Левингсон. – СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2007.

  5. Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес /Пер. с англ. – 2-е изд., испр. СПБ.: Стокгольмская школа экономики в СПб., 2004. – 267 с.

  6. Монден, Я. Система менеджмента Тойоты - The Toyota Management System / Я. Монден ; пер. с англ. под ред. С. М. Заверского [ др.] .— Москва : Институт комплексных стратегических исследований, 2007

  7. Оу, И. Японский менеджмент : прошлое, настоящее и будущее : [перевод] / И. Оу ; под ред. и с предисл. к русск. изд. В. А. Спивака .— М. : Эксмо, 2007

  8. Оучи, У. Методы организации производства: японский и американский подходы / У. Оучи. – М. : Экономика, 1990.

  9. Салмон Р. Будущее менеджмента/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 298с.




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем


МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


по дисциплине

«Менеджмент»
специальность: «Финансы и кредит»

Спасск-Дальний

2009

Семинарские занятия

Цель семинарских занятий – помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, а также способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в вопросах менеджмента и изучить подходы к принятию решений по практическим управленческим ситуациям.

В целом они носят примерный характер, и каждый преподаватель в рамках тематики конкретного занятия, имеет право менять его структуру, и частично содержание в пределах, допускаемых программой дисциплины «Основы менеджмента», разработанной для студентов специальностей 080505 «Управление персоналом» и 080507 «Менеджмент организации».

При подготовке к занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе.

Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания докладов, подготовленных студентами по соответствующим вопросам, дискуссий, деловых игр и разбора конкретных ситуаций.

Тематика рекомендуемых групповых дискуссий приводится по каждой теме семинарских занятий.

Тема 1. Введение в менеджмент

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Сущность менеджмента. Менеджмент как самостоятельная область знаний.

2. Основные категории менеджмента.

3. Основные закономерности и принципы менеджмента.

Тема для последующей дискуссии: Меняется ли содержание принципов управления в разные периоды общественно-экономического развития и почему?

Литература: [1, 2, 3, 4, 11]
Тема 2. История менеджмента

2.1. Эволюция управленческой мысли

Рекомендуемые вопросы для обсуждения:

1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

2. Основные исторические этапы развития практики менеджмента.

3. Роль промышленной революции в развитии теории и практики управления.

Тема для последующей дискуссии: На чем основано утверждение о том, что управление является наукой?

Литература: