Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) Сообщить остальным участникам их сопричастность к назначению и выдать им по 1 экз. биографической справки;

4) Объяснить аудитории, что все слушатели будут давать свою экспертную оценку итогам игры и рекомендовать записывать свои замечания, наблюдения, оценки и выводы;

5) Посадить отдельно участников игры;

6) Провести несколько туров обсуждения:

– выступает начальник отдела кадров,

– выступают замы,

– обмен мнениями;

7) Разбор собеседования, дискуссии.

4. Делова игра «Оперативное производственное совещание»

1. Участники совещания:

1) директор;

2) зам. по производству;

3) начальник ПДО;

4) нач. цеха мех. обработки;

5) начальник цеха ширпотреба;

6) секретарь директора.

2. Экспертов – 20 человек.

Эта деловая игра отражает одну из наиболее актуальных управленческих проблем – оперативное управление производством, – с которой основной контингент слушателей соприкасается практически ежедневно, хорошо знает ее процедурные особенности и роль в оптимальном управлении производственными процессами.

Лучшее время для проведения игры – после завершения цикла лекционных занятий, посвященных принципам управления.

Название деловой игры – «Оперативное производственное совещание» полностью соответствует ее содержанию. Игра проводится в пять последовательных этапов:

План:

1) Зачитать характеристики участников из комплекта директора;

2) Отправить директора за дверь;

3) Прочитать вторые части характеристик – психологические аспекты поведения участников.

Сценарий игры:

Небольшое предприятие, например машиностроительный завод (объект здесь не играет роли, им может быть нефтяной или газовый промысел, компрессорная станция, фирма любого профиля, префектура или мэрия города и т.п.). Назначенный новый директор, уже представленный коллективу предприятия и его новым руководителям, проводит свое первое совещание.

Приглашенные на это совещание руководители, начальники некоторых цехов и специалисты завода относятся к новому директору скептически и выжидательно.

Как поведет себя новый директор на своем первом производственном совещании?

Как он установит необходимые деловые контакты со своими новыми сотрудниками?


Какие управленческие решения он примет на этом первом для него оперативном производственном совещании?

  1. Практика по теме «МОТИВАЦИЯ»

Общий девиз занятия: «Деньги мотивируют гораздо меньше, чем другие вещи. Они по большому счету ни на что не мотивируют».

Вместе со студентами составляется список факторов, которые могут мотивировать сотрудников компании к деятельности.

Затем предлагается записать и обсудить некоторые способы мотивации, существующие в компании IBS.

Разбираются примеры мотивации в других компаниях:

1) Особенности мотивации сотрудников в банках,

2) Особенности мотивации сотрудников в компании «Витрина А».

Вопросы:

1) Почему мы изучаем историю менеджмента?

2) В чем суть поведенческого подхода?

3) Основная идея ситуационных воззрений?

4) Суть хоторнских исследований?

5) Определение и смысл корпоративной культуры?

6) Объясните разницу между внешней и внутренней средой организации?

7) Чем отличается среда прямого воздействия от среды косвенного воздействия?

8) Миссия организации. Для чего нужно формулировать миссию?

9) Как бы вы охарактеризовали процесс формулирования стратегии и ее внедрения?

10) Почему многие решения принимаются в группах, а не единолично?

11) В чем состоят концепции приемлемости и ограниченной рациональности?

12) Какие способы можно использовать для увеличения эффективности принятия управленческих решений?

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


по дисциплине

«Менеджмент»
специальность: «Финансы и кредит»

Спасск-Дальний

2009




Успешное освоение курса связано с полным освоением всех тем. Это возможно при условии выполнении студентом самостоятельной работы. Специалисты, способные к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей специальности должны проявлять самостоятельность при определении целей, задач и последовательности действий в той или иной области, а это невозможна без приобретения опыта самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов включает как индивидуальную, так и групповую учебную деятельность, осуществляемую на аудиторных и внеаудиторных занятиях по заданиям преподавателя, без непосредственного его участия. Цель самостоятельной работы студентов – овладение навыками самостоятельной познавательной деятельности, становление профессиональных компетенций. В ходе самостоятельной работы у студентов формируются навыки самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы. Учащиеся овладевают навыками анализа и синтеза информации, содержащейся научной литературе. Кроме того, они получают навыки аннотирования и реферирования статей и монографий.

Преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу. Он предлагает темы и разделы, вынесенные на самостоятельное изучение. А также определяет формы самостоятельной работы студентов в соответствии с новыми технологиями обучения. Формы контроля самостоятельной работы: оценка сообщений и докладов на семинарских занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях, выполнение контрольной работы, экзамен по дисциплине.

В течение семестра студентам предлагается написать эссе по одной из тем, указанных в разделе 5.4. В эссе дается краткий обзор материалов по указанной теме и приводится их собственная оценка студентом. Объем работы составляет 4-6 страниц формата А4, 12 шрифтом через 1,5 интервала. Эссе оценивается по принципу зачет/незачет.


В пособии представлен понедельный график самостоятельной работы студентов на один семестр, указаны сроки, содержание и формы выполнения и контроля результатов самостоятельной работы студентов.

Преподаватель проводит консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации или аудиторную работу преподавателя. Во время консультации преподаватель знакомит студентов с системой форм и методов обучения по дисциплине, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы, а также с целями, средствами, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов.

Вопросы для самостоятельной работы студентов

Тема 1. Введение в менеджмент

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Раскройте объективные предпосылки возникновения потребности в управлении.

– В чем состоит различие понятий «менеджмент» и «управление»?

– Как функционирует механизм управления производством в современных компаниях?

– Проанализируйте изменение принципов управления в концепциях различных учений.

Тема 2. История менеджмента

2.1. Эволюция управленческой мысли

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Что представляет собой менеджмент как вид деятельности и как искусство?

– Каковы основные закономерности развития менеджмента?

– Какие черты научного подхода свойственны управлению?

2.2. Школа научного управления (рационалистическая школа)

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Раскройте суть системы научной организации труда и ее цели.

– В чем разница между менеджером и предпринимателем?

– Какие достижения Генри Форда позволяют считать его выдающимся предпринимателем ХХ века?

2.3. Классическая (административная) школа управления

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Какие роли выполняют в организации руководители низового, среднего и высшего звена.


– Почему корпоративный дух является важной составляющей любой организации?

– Раскройте сущность принципа «централизации» и как он реализуется в современных компаниях.

2.4. Школа психологии и человеческих отношений

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Что включают приемы управления человеческими отношениями?

– Что такое социотехническая система?

– Как вы оцениваете роль человеческого фактора в современном менеджменте?

2.5. Школа науки управления (количественная школа)

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Сравните теорию системного и ситуационного подходов.

– Объясните суть системного подхода в современном менеджменте.

– Что такое «системное мышление» и его роль в совершенствовании личности?

2.6. Модели менеджмента и их характеристика

2.6.1. Характеристика американской модели менеджмента

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Раскройте основные формы привлечения рабочих к управлению, получившие распространение в США в настоящее время.

– Охарактеризуйте практику подбора кадров в американской и японской моделях менеджмента.

– Изучите основные подходы практики менеджмента и эффективного управления американских корпораций в трудах Питера Ф. Друкера «Практика менеджмента» и «Эффективное управление». По результатам изучения сделать доклад.

2.6.2. Характеристика японской модели менеджмента

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Изучите опыт работы отдельных японских фирм и изложите их в форме доклада.

– Изложите суть японской стратегии «кайдзен» для успешных перемен в организации.

– «Японизация» в менеджменте американских и западноевропейских фирм. Основные примеры представить в докладе.

2.6.3. Характеристика западноевропейской модели менеджмента

Задание 1. Изучите следующие вопросы:

– Какие принципы государственного регулирования экономики легли в основу формирования немецкой и шведской моделей менеджмента?

– В чем суть социального партнерства и как этот тип отношений между предпринимателями и работниками реализуется в нашей стране?