Файл: Рабочая программа учебной дисциплины 3 менеджмент 3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2.1. Организация как система управления

Организация как система управления. Общие признаки организаций. Классификация организаций по различным признакам. Формальная и неформальная организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Цели управления в коммерческой и некоммерческой организациях.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- понятие организации;

- общие признаки организации;

- понятие формальной и неформальной организаций;

- факторы внешней и внутренней среды;

- цели управления в коммерческой и некоммерческой организациях.
Организация является открытой социально-экономической системой.

Признаки организации как системы:

  1. Наличие общей цели.

  2. Взаимосвязь элементов.

  3. Наличие обратной связи.

  4. Зависимость от влияния внешней среды.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции по организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них.

В современном мире происходят потрясающие, гигантские по своим масштабам и долгосрочные по воздействию перемены, исследование которых предполагает иден­тификацию, определение и тщательный анализ основных компонентов внешней среды.

Внешняя организационная среда включает находящиеся вне пределов компании, но оказывающие на нее существенные воздействия элементы: конкуренты, ресурсы, технологии и экономические условия.

Внешнюю среду организации обычно подразделяют на два уровня:

1) общая (генеральная) среда (косвенное воздействие);

2) среда задач (прямое воздействие).

Общая среда (среда косвенного воздействия)

Общая (генеральная) среда представляет собой наиболее удаленный от собственно компании внешний слой элементов организационной среды, которые так или иначе влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Обычно выделяют пять основных измерений генеральной среды: международное, технологическое, социокультурное, экономическое и законодательное/полити­ческое.


Международное измерение. Под международным измерением внешней среды понимают такие события и возможности развития бизнеса компании, которые имеют место за пределами страны происхождения компаний.

Технологическое измерение включает в себя научные и технологические нововведения в отдельной отрасли и в обществе в целом.

Социокультурное измерение генеральной среды образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности на­селения страны, в которой ведет свою деятельность организация. Важными социокультурными характеристиками являются географическое распределение и плотность населения, его средний возраст, уровень образования.

Экономическое измерение отражает общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает организация. Покупательская способность потребителей, уровень безработицы, процентные ставки – все это элементы экономической среды.

Законодательное/политическое измерение включает в себя федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля над действиями компании.

Среда задач (среда прямого воздействия)

Как уже упоминалось, среда задач, или функциональная среда, включает в себя элементы, непосредственно связанные с операциями организации: потребители, конкуренты, поставщики и рынок труда.

Потребителями компании выступают индивиды и организа­ции, приобретающие ее товары или услуги, что в конечном итоге и определяет успех фирмы на рынке.

Конкуренты организации оперируют в той же самой отрасли или сфере бизнеса и предлагают свои товары или услуги тем же группам потребителей.

Поставщики компании обеспечивают поступление сырья и материалов, необходимых для производства готовой продукции.

Рынок труда образуют люди, которые могут быть наняты на работу в организацию. Любой компании требуются образованные и квалифицированные работники. Состояние рынка труда во многом определяется деятельностью профсоюзов, профессиональных ассоциаций и наличием определенных классов работников. Правомерно выделить два фактора, непосредственно и постоянно воздействующих на организацию рынка труда:

1) необходимость непрерывных инвестиций в обучение и подготовку персонала, что позволяет компании соответствовать конкурентным требованиям глобальных рынков;



2) влияние международных торговых объединений, автоматизации труда и расположения производственных мощностей на распределение рабочей силы, что создает ее дефицит в одних областях и избыток в других.

Эффективная деятельность организации предполагает, что ее менеджмент обладает навыками ведения операций в условиях неопределенности среды. Неопределенность означает, что менеджеры не обладают достаточной информацией для того, чтобы точно прогнозировать динамику потребностей потребителей и изменения внешней среды.

Общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем, называются стратегическими целями. Они относятся не к конкретным подразделениям или отделам, а к компании в целом.

Стратегические цели часто называются официальными или формальными целями, так как в них формулируются намерения организации. Некоторые исследователи указывают, что стратегические цели не должны ограничиваться показателями прибыльности. Более того, если организация отдает приоритет прибы­ли и доходам акционеров, это может негативно отразиться на ее деятельности.

Результаты, которых должны достичь подразделения и основные отделы фирмы, называются тактическими целями.

Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена. Тактические цели являются одним из элементов достижения стратегических целей организации. Тактические планы призваны способствовать реализации стратегических планов и предпола­гают прохождение определенного этапа стратегии фирмы. Как правило, они имеют более короткий период планирования, обычно – ближайший год.

Операционные (оперативные) планы разрабатываются на низших уровнях организации, указывают последовательность действий по достижении операционных целей и обеспечивают выполнение тактических планов. На их основе строится вся деятельность менеджеров отделов. Операционное планирование предполагает разработку планов-графиков как для менеджеров отделов, так и для отдельных сотрудников.

Графики – важная составляющая планирования, так как они определяют конкретные временные рамки для решения каждой операционной задачи, без чего не будут достигнуты ни тактические, ни стратегические цели. Операционное планирование должно быть увязано с возможностями бюджета, так как выполнение каждого пункта плана предполагает выделение соответствующих ресурсов.


Цели организации на всех уровнях (стратегическом, тактическом и операционном) должны обладать следующими характеристиками:

Конкретность и измеримость. По мере возможности цели должны иметь количественное выражение: «увеличение прибыли на 2%», «снижение доли забракованной продукции на 1%», «повышение коэффициента средней эффективности преподавателя с 3,5 до 3,7», так как стимулирующий эффект общих, пространных словесных формулировок весьма низок.

Охват всех ключевых результатов. Менеджмент не имеет возможности определить конкретные цели по всем аспектам деятельности организации, для каж­дого работника (если бы это было возможно, число целей было бы настолько велико, что они потеряли бы всякий смысл). Поэтому менеджерам следует выделить несколько ключевых областей – не больше чем четыре-пять для каждого отдела или вида деятельности. Ключевые области – это виды деятельности, от которых, в основном, зависит результат работы компании.

Труднодостижимые, но реальные цели. Не так давно менеджер одной из американских фирм подсчитал, что для выполнения всех предложенных руководством задач его рабочая неделя и подчиненных должна составлять не менее 100 часов. Единственный результат изначально недосягаемой цели – ухудшение морального состояния сотрудников. Постановка простых целей также означает снижение мотивации работников к их достижению. Одна из задач менеджмента — контроль над ресурсным обеспечением поставленных целей (время, оборудование и денежные средства, которыми располагают отделы).

Четко определенный период времени. Постановка целей предполагает указание периодов времени, за который они должны быть достигнуты, т.е. определение крайних сроков, дат, к которым необходимо получить поставленные результаты.

Непосредственная связь с уровнем вознаграждения. Воздействие целей на деятельность организации в конечном итоге зависит от повышения заработной платы, продвижения по служебной лестнице или иного, связанного с их достижением, вознаграждения. Если сотрудник выполнил поставленную перед ним задачу, он должен получить заслуженную награду. Вознаграждение придает поставленным целям значимость и важность. Как правило, фиаско в достижении целей, представлявшихся реальными, объясняется факторами, которые не могут контролироваться сотрудниками.

Одноразовые и постоянные планы.
Одноразовые планы разрабатываются для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда-либо еще в будущем. Постоянные планы используются для координации повторяющихся рабочих заданий. К одноразовым планам относятся в основном различные программы и проекты. Наиболее важные постоянные планы касаются политики организации, принятых в ней правил и процедур относительно различных аспектов ее деятельности.
Список литературы:

1. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : МГУ, 2006. – 670 с.

2. Коротков, Э. Концепция менеджмента / Э. Коротков. – М. : Дека, 2003.

3. Мескон М. Х. Основы менеджмента : [учебное пособие] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. - 3-е изд. - М. : СПб : Киев : Вильямс, 2008. - 665 с.
Тема 2.2. Жизненный цикл организации

Понятие жизненного цикла организации. Стадии жизненного цикла организации: характерные черты и причины наступления. Стадия зарождения. Стадия становления. Стадия развития. Стадия спада. Стадия банкротства и ликвидации.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- стадии жизненного цикла организации и их особенности;

- поведение организации при переходе в определенную стадию жизненного цикла;

уметь:

- определять стадию жизненного цикла организации по имеющимся данным.
Тема 2.3. Виды организационных структур управления

Понятие организационной структуры управления. Бюрократические и адаптивные оргструктуры. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Дивизионная структура управления. Матричная структура управления.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- виды структур управления;

- достоинства и недостатки каждой структуры управления;

уметь:

- выбирать определенный вид организационной структуры управления в зависимости от характерных черт и потребностей организации.

Структура управления - совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Для достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач менеджер должен создать организационную структуру (организационную систему управления) предприятия. В самом общем смысле этого слова структура системы — это совокупность связей и отношений между ее элементами. В свою очередь, организационная система управления представляет собой совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением. При создании структуры управления менеджер должен в максимально возможной степени учесть специфику деятельности предприятия и особенности его взаимодействия с внешней средой. Процесс создания организационной структуры управления обычно включает три основных этапа: