Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение в профессию (Клиническая психология)
68
О к о н ч а н и е т а б л. 5
Основные качества психолога квалифицированного неквалифицированного так и в рамках других культур, что позво- ляет ему присоединиться к миру клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного через содержание своей Я-концепции
(часто неадекватной)
5. Конфиденциальность
Четко рефлексирует содержание получае- мой психологической информации, умеет хранить профессиональные тайны
Нарушает правила конфиденциальности, склонен к распространению конфиденци- альной информации
6. Ограничения в деятельности практического психолога
Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотруд- ничеству с представителями смежных профессий и коллегами
Работает без ограничений, берется за лю- бую проблему, не желает работать с дру- гими профессионалами, считает все свои действия правильными
7. Межличностное влияние в работе практического психолога
Осознает и фиксирует взаимовлияние его и клиента, постоянно рефлексирует свои чувства, мысли, желания; учитывает ре- зультаты межличностного влияния
Не понимает, не принимает и не учитыва- ет межличностного влияния во взаимо- действии с клиентом
8. Человеческое достоинство
Уважение достоинства клиента – это ак- сиома. В частности, обеспечивает адек- ватность для клиента используемого пси- хологического словаря
Может демонстрировать неуважительное или даже оскорбительное отношение к клиенту, придает сверхзначимость своей профессии, занимает позицию «сверху», использует псевдонаучный жаргон, пере- гружая речь специальной терминологией
9. Обобщенная теория
Активно рефлексирует содержание обоб- щенной теории, постоянно осваивает но- вые теории и подходы; иногда способен к выработке собственной концепции психо- логической помощи, открыт для восприя- тия альтернативных точек зрения
Привязан к одному подходу, критично оценивает другие возможные точки зре- ния, принимает известный ему подход за единственно верный; не усваивает обоб- щенную теорию как личный способ мыш- ления
10. Отношение к обобщенной теории
Видит в теории отражение реальности, которое может меняться в зависимости от изменения психологической реальности клиентов, осознает факт существования в любой теории предмета и разных спосо- бов его описания
Игнорирует способы мышления авторов разных теорий, не выделяет предмета теории и способов его описания, не соот- носит свою теорию с другими
Глава 1. Психология как профессия
69
Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун и Н.С. Пряжников условно выделили следующие этапы профессионального развития психологов:
1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарова- ний» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития этап – своеобразная
«база», эмоциональный «тыл», который создает особую, незабывае- мую «атмосферу» первого знакомства с психологией.
2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «узнать что- нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической» методи- кой». Тоже очень важный и необходимый этап – это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессиональ- ного достоинства.
3. Первые разочарования. Это наиболее ответственные этапы.
Здесь решается основной вопрос: научится студент-психолог преодо- левать «кризисы разочарования» или они попросту «сломают» его.
Важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. За- метим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоя- тельно, ведь только тогда они могут стать «личностными».
4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепен- ным накоплением отрицательного опыта использования этих техно- логий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего про- фессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).
5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто они за- канчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки дове- сти свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает ин- тересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде оказывается нужно хорошее знание психологической теории и методологии.
6. Обращение к теоретическим и методологическим основам пси- хологии, т.е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».
Введение в профессию (Клиническая психология)
70 7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл» та- кого развития, многие просто «застревают» на каких-то этапах, т.е. попросту останавливаются в своем профессиональном развитии.
Наконец, можно обозначить еще одну возможную линию профес- сионального развития психологов. Главное здесь – постепенная смена основного акцента на тех или иных предметах своей деятельности.
Условно можно выделить следующие основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности:
1. Первоначально это ориентация на имеющиеся традиционные проблемы психологии (для психологов-теоретиков) или на проблемы обслуживаемых клиентов психологических служб. Главное здесь – показать свою способность решать эти проблемы и, таким образом, доказывать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь ос- новное внимание уделяется познанию различных психологических
«реальностей», понимаемых часто как «объективные реальности», т.е. независимых от субъективной и мировоззренческой позиции самого психолога. На этом этапе своего развития психолог не любит рассуж- дать о нравственности и профессиональной совести или понимает эту совесть слишком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента»,
«не подтасовывай объективные факты» и т.п.).
2. Постепенно приходит понимание того, что во многом эффектив- ность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе постепенно происходит пере- ключение основного внимания с психологических реальностей (с объ- ектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом психолог все больше задумывается не просто о поиске и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектирова- нии. Здесь осваивается принцип: каковы методы – таковы и результаты.
В итоге все ориентировано на решение проблем (исследовательских или практических), т.е. на интересы того же клиента, но основные ак- центы все-таки меняются. Более того, на этом этапе психолог начинает понимать, что и сами результаты («истина») тоже во многом зависят от используемых методов, т.е. психологическая реальность уже не пред- стает чисто «объективной» и ни от чего не зависимой.
Глава 1. Психология как профессия
71 3. На третьем этапе психолог постепенно «осмеливается» все больше опираться в своей работе на свою собственную интуицию и мировоззренческую (нравственную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практиче- ской помощи клиенту. Недаром Е.А. Климов писал, что методика – это совокупность внешних средств профессиональной деятельности психолога... дополненная профессиональным мастерством того, кто эту методику применяет (Климов Е.А., 1998). Но кроме традиционно понимаемого «профессионального мастерства» важную роль играют и общекультурный уровень, и нравственная позиция профессионала, что особенно важно именно в гуманитарных профессиях, к которым все-таки относится и психология. На данном этапе психолог все больше задумывается о своей личности, о том, каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда и как влияет работа на само развитие личности. При этом все больше профессио- нала начинает волновать вопрос о смысле своей профессиональной деятельности, тем более что именно смысл является стержнем лич- ностного и профессионального развития.
Наконец, психолог все больше задумывается о своей миссии, о своем предназначении и призвании. Не только конкретные методы работы, но и вся профессиональная деятельность рассматриваются лишь как средства осуществления этой миссии. Здесь профессионал фактически перерастает традиционные рамки своей профессии и стремится уже не просто решать какие-то конкретные проблемы, но и внести свой вклад в общечеловеческую культуру. Именно так он начинает относиться к своей конкретной работе с конкретными кли- ентами, рассматривая свои даже самые мелкие и незначительные дела как вклад в общественный прогресс и развитие культуры.
Выделенные этапы развития психолога-профессионала в какой-то степени соотносятся с этапами развития внутринаучной рефлексии: от онтологизма, ориентированного на познание объективной исти- ны, – к гносеологизму, ориентированному на познание средств позна- ния, – к методологизму, ориентированному уже на производство (и даже «индустрию») этих средств (Зиненко, Смирнов, 1983).
Введение в профессию (Клиническая психология)
72
1.7. Инварианты профессионализма психолога
В обыденном сознании понятие «профессионал» связывается с са- мим фактом принадлежности к какой-либо профессиональной дея- тельности. Заметим, здесь речь вообще не идет ни об уровне исполни- тельского мастерства, ни о характеристиках личностно-професси- ональных качеств, ни о нормах регуляции деятельности и пр. На наш взгляд, это весьма формальная точка зрения, обедняющая сущность данного социального и профессионального явления. Современная область психологического знания – акмеология, изучающая условия и факторы наивысших достижений в профессиональной деятельности, видит данную проблему с совершенно иных позиций. С самого нача- ла категория «профессионализм» тесно связывалась с другой базис- ной категорией – «профессионал». А.А. Бодалев отмечал, что профес- сионал – это субъект деятельности, обладающий такими характери- стиками ума, воли, чувств или, если хотите смотреть более обобщен- но, такими психическими свойствами, которые представляют устой- чивую структуру, позволяют ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист. В процессе профессионального становления, как показывает исследование В.М. Дьячкова, происходит умножение личностного потенциала:
– эффективное изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли моти- вов достижения, возрастание потребности в саморазвитии);
– приобретение опыта и повышение квалификации;
– развитие сложных частных способностей;
– развитие профессионально важных психологических качеств;
– развитие личностно-деловых качеств (организованность, испол- нительность, инициативность, дисциплинированность, нормативность поведения);
– развитие акмеологических инвариант профессионализма.
Обобщенные и обоснованные критерии и показатели профессиона- лизма и личностно-профессионального роста позволяют определить, что профессионал – это личность, достигшая высокого уровня квалифика- ции, сознательно изменяющая и развивающая себя в ходе профессио- нальной деятельности, вносящая индивидуальный творческий вклад в
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 27
Глава 1. Психология как профессия
73
профессию, нашедшая индивидуальное предназначение в профессии, ориентированная на высокие достижения, гармонично сочетающая лич- ные интересы и интересы общества (В.М. Дьячков, А.К. Маркова).
В рамках накопленных акмеологией знаний подчеркивается, что психологические аспекты профессиональной деятельности включают в себя как приобретение личностью необходимых знаний, навыков и умений и их практическую реализацию (процессуальный аспект), так и активное смысловое отражение процесса деятельности (личностно- смысловой аспект).
Процесс профессионального становления является уникальным и неповторимым, в ходе его формируются интегрированные структуры психологических компонентов профессионального самоутверждения личности. В процессе профессиональной подготовки представляется необходимым создание условий для выявления зоны личной ответ- ственности за развитие своей индивидуальности средствами профес- сионального самоутверждения. Неудовлетворенность реализованно- стью своих профессиональных притязаний и ограниченность соци- ального пространства для самоутверждения влияют на функциониро- вание ценностно-смысловой и мотивационной сферы, определяя тем самым специфическое содержание процесса профессионального са- моутверждения и его направленность. Знание же психологических особенностей профессионального самоутверждения позволяет про- гнозировать этот процесс, моделировать его и управлять им, обеспе- чивая тем самым более эффективное профессионально-личностное становление человека (В.Н. Кузнецов, С.Б. Наседкин, И.Н. Никитин,
В.А. Храпик,
Г.И. Марасанов,
А.П. Ситников,
Н.Н. Сащенко,
К.А. Абульханова, А.А. Деркач).
Понятие «профессиональное становление личности» достаточно широко используется в современной психологии (Е.А. Климов,
Т.В. Кудрявцев, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, А.И. Щербаков, С.Г. Верш- ловский, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).
С точки зрения Е.А. Климова, психологическое содержание актив- ности человека в труде выступает чрезвычайно важным для понима- ния профессионального образования и самообразования, для станов- ления человека как субъекта успешного труда, как профессионала.
Близкими, а иногда отождествляющимися понятиями «становлению» выступают «формирование» и «развитие». Наша позиция близка к
Введение в профессию (Клиническая психология)
74
Е.А. Климову, который говорит, что термин «развитие» может толко- ваться как завышенная оценка спонтанного изменения предмета рас- смотрения. «Развитие и формирование», «развитие и обучение» пред- стают как противопоставляющиеся реальности, «…человек как-то развивается, а мы-де должны его формировать «как надо»»
(Е.А. Климов). Термин «формирование», таким образом, наталкивает на мысль о навязывании человеку чего-то извне (В.И. Слободчиков).
Термин «становление» является более оправданным, поскольку чело- век является «формирователем» самого себя.
Таким образом, профессиональное становление предполагает актив- ное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Ми- тина, А.К. Маркова, Е.И. Рогов и др.). А поскольку с середины 1990-х гг. в психологической литературе все отчетливее прослеживаются тенден- ции трансформации представлений о профессионализме в сторону сме- щения акцентов на психологические характеристики, обусловливающие возможность превращения собственной профессиональной деятельности в предмет практического преобразования (А.А. Вербицкий, В.И. Слобод- чиков, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Петровский, Е.А. Климов,
Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.С. Кузьмин, Е.И. Рогов и др.), то наиболее существенной характеристикой выступает определен- ная системная организация сознания, целостного образа мира професси- онала, его образа жизни, стереотипов восприятия мира, социального типа личности (Е.А. Климов).
Важнейшим условием, дающим человеку возможность стать субъ- ектом саморазвития, является достижение определенного уровня лич- ностного самосознания, который позволяет определять свой способ жизни (С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мя- сищев, Т.В. Кудрявцев, Б.С. Братусь, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев,
В.Н. Дружинин и др.). Е.А. Климов выделяет структуру профессио- нального самосознания и отмечает ее следующие составляющие:
– сознание своей принадлежности к профессиональной общности: знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на
«шкале» общественных положений;
– знания человека о степени его призвания в профессиональной группе;