Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Психология как профессия
75
– знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовер- шенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих инди- видуальных способов успешного действия;
– представление о себе и своей работе в будущем.
Как свидетельствуют результаты исследований, развитие профес- сионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием систе- мы важнейших свойств и умений, названных акмеологическими ин- вариантами профессионализма (В.Г. Зазыкин). Акмеологические ин- варианты были выявлены при сравнительном анализе психологиче- ских механизмов регуляции деятельности профессионалов, осуществ- ляющих работу в различных сферах профессиональной деятельности, их личностно-профессиональных качеств с теми, кто в силу каких-то причин не достиг высоких профессиональных результатов. Данное сравнение осуществлялось на уровне общего и особенного. Профес- сиональные группы были совершенно разные (по типологии профес- сиональных групп Е.А. Климова).
В результате было доказано, что профессионалы высокого класса, независимо от вида их профессиональной деятельности, обладают известным сходством, проявляющимся в особенностях регуляции их деятельности, степени развитости определенных личностно-про- фессиональных качеств, психологических механизмах стимулирова- ния творческой активности. Данное сходство и является главным их отличием от «середнячков», а не только очевидная разница в эффек- тивности выполняемой деятельности. Иными словами, эти характери- стики обладают свойством инвариантности, т.е. относительной неза- висимости от специфики выполняемой профессиональной деятельно- сти. Содержательный анализ данных инвариантных характеристик позволил дать им обобщенное определение.
Акмеологические инварианты профессионализма – это основ- ные качества и умения профессионала (или, в ряде случаев, необ- ходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффек- тивность деятельности независимо от ее содержания и специфики.
Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

Введение в профессию (Клиническая психология)
76
В соответствии с данной качественной спецификой акмеологиче- ские инварианты профессионализма бывают:
общими, т.е. практически полностью не зависящими от профес- сиональной специфики деятельности. У профессионалов высокого уровня независимо от вида и специфики профессиональной деятель- ности, как свидетельствуют проведенные исследования, эти инвари- анты развиты гораздо сильнее, чем у других специалистов. Анализ эффективности их деятельности показал, что именно эти характери- стики обладают наибольшим «весом» в совокупности факторов обес- печения высокой результативности деятельности;
специфическими, или особенными, в определенной мере отража- ющими специфику профессиональной деятельности. Особенные ин- варианты присущи профессионалам, успешно осуществляющим кон- кретные виды деятельности.
Определение особенных акмеологических инвариантов является основой развития профессионализма в определенных видах профес- сиональной деятельности. Основными методами их определения яв- ляется экспертные оценки признанных профессионалов в какой-либо области и сравнительный анализ высокопродуктивной и среднепро- дуктивной деятельности, а также психологический анализ качеств и умений, способствующих высоким достижениям.
Обоснование категории акмеологических инвариантов професси- онализма позволило по-новому взглянуть на пути и методы его раз- вития. Развитие профессионализма, таким образом, изначально должно осуществляться прежде всего за счет формирования и раз- вития этих базисных качеств и умений.
Если у человека в силу каких-то обстоятельств была выработана общая высокая саморегуляция, проявляющаяся во всех сферах жиз- недеятельности, то ее специфический вид, важный для конкретной профессиональной деятельности, будет сформирован быстро и без каких-либо затруднений. В дальнейшем они позволят намного быст- рее сформировать систему специализированных гибких навыков и умений, а также особых профессионально важных качеств, делаю- щих профессиональную деятельность высокоэффективной и ста- бильной.
Проведенные исследования показали, что общими акмеологиче- скими инвариантами профессионализма являются:


Глава 1. Психология как профессия
77 1) развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, «дале- ко» и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности;
2) высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умени- ях управлять своим состоянием, высокой работоспособности, стрес- сустойчивости, постоянной готовности к экстренным действиям, спо- собности мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент,
3) умение принимать решения, в том числе смелость в принятии решений, их надежность, своевременность и точность, нестандарт- ность и эффективность;
4) креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и специальных умениях творчески решать профессио- нальные задачи;
5) высокая и адекватная мотивация достижений.
Проведенные в последние годы психологические и акмеологиче- ские исследования позволили выдвинуть гипотезу, что еще одним важнейшим общим акмеологическим инвариантом профессионализма является сила личности. Действительно, все высшие достижения осуществляются сильными в обыденном понимании личностями. Од- нако данная психологическая категория требует уточнения, поэтому пока данный инвариант носит гипотетический характер.
Однако в большинстве работ по проблеме эффективного функцио- нирования профессионала недостаточно внимания, на наш взгляд, уделяется спобности/неспособности к изменению, пониманию и при- нятию необходимости изменений, функциональной и поведенческой вариативности, имеющих определенное значение в структуре жиз- ненного пути личности, т.е. проблема ригидности.
В качестве основной гипотезы мы вышли на предположение о том, что свойством инвариантности, обеспечивающим активное самораз- витие специалиста вне зависимости от специфики профессиональной деятельности, может быть определена психическая ригидность – флексибильность и рассматриваться как общий акмеологический ин- вариант профессионализма. Выделение ригидности – флексибильно- сти как акмеологического инварианта профессионализма мы обосно- вываем тем фактом, что одной из кардинальных проблем психологии является проблема взаимоотношений изменяемых и неизменяемых форм поведения. Человек живет и действует в объективном мире, ко-


Введение в профессию (Клиническая психология)
78
торый одновременно постоянен и изменчив. Равновесие между орга- низмом и средой достигается за счет постоянства одних элементов организма и психики и готовности к изменению других. А поскольку человек всегда стремится к такому равновесию, то его поведение должно быть устойчивым, постоянным – с одной стороны, и изменчи- вым, динамичным – с другой. Противоположным понятием равнове- сию внешнего и внутреннего является понятие фиксированных форм поведения. В этом случае имеет место нарушение гармонии, так как поведение обусловливается только внутренним состоянием без учета объективных требований внешней ситуации (Г.В. Залевский).
Для избегания препятствий прогрессивного поступательного лич- ностно-профессионального становления необходима способность и готовность «к пересмотру сложившихся жизненных стереотипов, к рефлексивному взгляду на содержание своей психической реально- сти» (Г.В. Залевский).
В связи с вышесказанным можно констатировать, что важнейшее место среди характеристик профессионализма занимает психическая ригидность – флексибильность, поскольку ее выраженность в лично- сти не исчерпывается параметрами мышления, убеждений, эмоцио- нальной сферы и других нюансов внутреннего мира – она гораздо шире и охватывает все подструктуры личности (психосоциальную, эмотивную, когнитивную, праксическую, динамическую). Личность, структура которой в той или иной мере «поражена» психической ри- гидностью, реализует свои отношения со средой с помощью преиму- щественно фиксированной формы поведения (Г.В. Залевский).
Изучение ригидности – флексибильности как акмеологического инварианта профессионализма осуществлялось с помощью сравни- тельного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятель- ности (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач) на основе экспертных оценок.
Высокопродуктивной, с акмеологической точки зрения, считается деятельность, отличающаяся высокими характеристиками качества по основным показателям, допускающим квантификацию производи- тельности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредо- ванности (термин К.К. Платонова), преследующая положительные социально значимые цели, сохраняющая здоровье специалиста и раз- вивающая его как личность. Малопродуктивной деятельностью счи-

Глава 1. Психология как профессия
79
тается, таким образом, деятельность, не отличающаяся высокими по- казателями качества и продуктивности; если в ней не выражено стремление к достижению положительных социально значимых це- лей, она мало способствует развитию.
В различных исследованиях, проводимых с целью выявления наиболее важных компонентов профессионального мастерства совре- менных специалистов, вносящих наибольший вклад в обеспечение продуктивности всей профессиональной деятельности, авторы
(В.П. Бранский, С.Д. Пожарский, М.В. Вудкок, Д. Френсис, Н.В. Ку- зьмина, А.П. Ситников, Ж. Стоикова, Р. Хизрич, М. Питерс, I. Brianas,
C.A. Garfield) приходят к выводу, что помимо различного рода про- цессуальных навыков существенный, а порой и решающий вклад в достижение высокой эффективности деятельности вносят такие ха- рактеристики субъекта деятельности, которые традиционно относятся не к процессуальным способностям – умениям, но к личностным ка- чествам – индивидуальным особенностям мышления, характера, тем- перамента, особым характеристикам мотивационно-потребностной сферы личности, ее ценностных представлений и практически- ценностных ориентаций.
Так, обширное фундаментальное исследование по анализу и выяв- лению профессиональных качеств менеджеров высшей квалифика- ции, проводившееся в Институте прикладных исследований (США) в течение 18-ти лет и охватившее в общей сложности 1 500 человек
(C.A. Garfield), показало, что наибольшую важность имеют качества, среди которых очень важное место занимают собственно личностные качества: ярко выраженная способность к стратегическому планиро- ванию и прогнозированию; принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов; стремление увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня; незаурядное умение принимать творческие и раци- ональные решения в условиях большой степени риска, избегание продолжительного нахождения в «зоне комфорта»; исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы; стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность; большие склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу хода развития


Введение в профессию (Клиническая психология)
80
сложных процессов и критических ситуаций; понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы, обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласовываются с окружающими; концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников, желание работать с сотрудниками, которые не боятся риска и умеют принимать само- стоятельные решения; собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения. Эти характеристики были приня- ты нами за критерии высокопродуктивной деятельности.
Оценка факторов, отрицательно влияющих на способность опти- мально справляться со своими обязанностями, определялась нами на основе исследований В.Г. Зазыкина и А.А. Деркача: неумение управ- лять собой; слабо развитые навыки производственной саморегуляции своего поведения; неумение бороться со стрессами и противостоять им; неумение расслабиться; неумение рационально планировать свое время; неумение поддерживать состояние здоровья и работоспособ- ности; размытость личных ценностей, отсутствие четкой иерархии ценностей, имеющих мотивационное значение; противоречивость суждений; недооценка альтернативных вариантов, когда главное при- носится в жертву второстепенному; остановка в саморазвитии, успо- коенность на достигнутом, склонность избегать напряжения ума и воли, привычка не рисковать; неразвитость креативного подхода в решении проблем, неспособность самому выдвигать новые идеи и стимулировать тех, кто их предлагает; неумение влиять на людей, слабое владение коммуникативными навыками, неумение грамотно говорить, внимательно слушать и участвовать в диалоге. Эти характе- ристики были определены как критерии низкопродуктивной деятель- ности. Результаты проведенного исследования, направленного на изучение взаимосвязи профессионализма и выраженности психиче- ской ригидности – флексибильности у специалистов различных про- фессий, показали, что у профессионалов высокого класса, независимо от вида их профессиональной деятельности, низкие показатели выра- женности психической ригидности. Это позволяет нам сделать вывод об обладании ригидности – флексибильности свойством инвариант- ности и рассматривать ее как акмеологический инвариант профессио- нализма.


1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27