Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение в профессию (Клиническая психология)
56
научных дисциплин (клинической медицины, анатомии, физиоло- гии, психофармакологии, генетики, высшей математики и т.д.) поз- воляет приобретать солидную теоретическую базу для дальнейшего профессионального роста. В соответствии со своей фундаменталь- ной и специальной подготовкой клинические психологи могут вы- полнять самые различные функции: диагностические, коррекцион- ные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитаци- онные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и др.
1.5. Профессиональная эффективность психолога
Проблема устранения диссонанса между методологией и практи- кой в профессиональной деятельности не утратила своей актуально- сти до настоящего времени. В современной социокультурной ситуа- ции эта проблема приобретает особую значимость и становится ис- ключительной. Анализ отечественного опыта показывает, что и сама профессия психолог до сих пор находится в поиске детерминант – формально-содержательных, семантических, нравственно-этических, законодательно-правовых и т.п. (О.А. Белобрыкина).
Следует признать, что наличие диплома о психологическом обра- зовании еще не выступает гарантом способности специалиста к реа- лизации профессиональной деятельности. Дискуссионный характер сохраняется и в отношении вопроса профотбора абитуриентов для обучения на психологических факультетах. К тому же на сегодняш- ний день не существует общепризнанной профессиограммы психоло- га как системы универсальных критериев профессионального соот- ветствия субъекта и деятельности. Это связано, прежде всего, с недо- статочной разработанностью общих и частных критериев (предика- тов) профессиональной эффективности психолога. Сама идея «модели специалиста», тем более применительно к такой творческой и слож- ной профессии, как психолог, вызывает сомнение. Обычно приводит- ся примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в «модель» все характеристики профессиональной деятельности (вместе с необходи- мостью импровизировать в труде), а также выделить общепризнан- ный, стандартно-образцовый «профиль личностных и профессио- нальных качеств специалиста», под который можно было бы «подго-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Глава 1. Психология как профессия
57
нять» будущих психологов. А.К. Маркова выделяет следующие ос- новные составляющие модели специалиста:
1) профессиограмма, т.е. описание самой деятельности психолога;
2) профессионально-должностные требования (минимально необ- ходимые знания и умения при выполнении определенных профессио- нальных задач);
3) квалификационный профиль (знания и умения работника в со- ответствии с тарифными разрядами оплаты труда).
Также А.К. Маркова выделяет:
1) модель уже действующего (работающего, готового) специалиста;
2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной де- ятельности будущих специалистов и их ориентации на модель уже готового специалиста).
При описании модели готового специалиставыделяются модель деятельности специалиста, а также модель личности специалиста.
При описании модели подготовки специалистарассматриваются тре- бования к разным образовательно-возрастным группам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизнен- ный и профессиональный опыт.
Эффективность рассматривается как одна из значимых инвариант, отражающая содержательную динамику профессиогенеза специали- ста психологического профиля. Иначе говоря, психолог, в силу целе- вой специфики своей деятельности, не имеет права быть неэффектив- ным. Сегодня стало достаточно распространено, не только в обще- ственном мнении, но и профессиональном сообществе, утверждение, что «психолог – это не профессия, а средство самоутверждения лич- ности в окружающей среде». Разделяя точку зрения Н.С. Пряжникова
(2000) о элитарности психологии, позволим утверждать: психолог – это больше, чем профессия, это особый дар. Иначе говоря: многие призваны, да не многие избраны. Совершенно очевидно, что у тех, кто идет в психологию ради насыщения сиюминутного интереса, очень малый шанс стать профессионалом с большой буквы.
Необходимость обозначения «общих» и «частных» предикатов эффективности обусловлена неопределенностью существующей сего- дня трактовки профессии психолог. Так, с одной стороны, понятие
«психолог» свидетельствует о некоей обобщенной сфере профессио- нальной деятельности человека. Но, с другой, нельзя быть психоло-
Введение в профессию (Клиническая психология)
58
гом «вообще». На это как раз и указывает внутренняя дифференциа- ция (раздробленность!?) психологии, чего не наблюдается ни в какой другой сфере теории и практики профессиональной деятельности.
И это не только существующие школы, парадигмы, направления
(научные «ветви») психологии как особой области знаний о человеке, это, прежде всего, многообразие прикладных аспектов деятельности специалиста с психологическим образованием.
Очевидно, что при всей обобщенности понятия практический пси- холог предикаты эффективности детского практического психолога, семейного консультанта, психоаналитика, психодиагноста, сказкоте- рапевта, психолога-клинициста и т.п. по ряду оснований будут иметь не только сходства, но и кардинальные различия. С этой точки зре- ния, есть основания полагать, что отличия будут обнаружены и при анализе показателей продуктивности деятельности у преподавателя психологии, психолога-исследователя, т.е. у специалистов, чья про- фессия связана преимущественно с академической психологией. Од- нако само по себе разделение психологических профессий на теоре- тические и практические, по сути, достаточно условно, так как в ка- кой бы сфере деятельности ни работал психолог, его работа всегда связана с людьми. Душа человека, его внутренний мир – это то общее, что, собственно, и объединяет всех специалистов психологического профиля. Тем не менее теоретики и практики – два разных типа дея- тельности психолога.
Известно, что накопление системы знаний в истории развития психологической науки шло в индуктивном направлении, тогда как реализация этих знаний на практике идет по дедуктивному пути. Ве- роятно, подобной логики (частное – общее – частное) требует и ис- следовательский подход к определению ключевых предикатов эффек- тивности психолога, которые должны лежать в основании модели профессиональной подготовки специалиста данного профиля. Причем претендовать на универсальность данная модель может только тогда, когда будут учтены общие и частные аспекты профессии.
Смысл образования в традиции вершинной психологии
(Л.С. Выготский), типичной для отечественной психологической школы, состоит в развитии субъектности человека – обретении им своего образа, исходя из представлений об идеале, заложенном в культуре. По мнению Н.Я. Большуновой, обладать субъектностью –
Глава 1. Психология как профессия
59
значит всегда находиться в движении к самому себе и одновременно к социокультурному образцу, который есть не что иное, как структура, композиция ценностей как мер. Доказано (С.Л. Рубинштейн,
Л.И. Божович, Ф.Е. Василюк и др.), что ценности становятся лич- ностным достоянием человека, его субъективной реальностью только в том случае, если они им пережиты. Образование, разрывающее связь процесса профессионального и личностного становления буду- щего специалиста, является в основе своей непродуктивным. Очевид- но, что подготовка специалиста психологического профиля в услови- ях современного образования должна строиться с опорой на идеаль- ный образ психолога и включения его в систему переживаний оптан- та. Точкой отсчета в данном случае может выступать создание прото- типа эффективного психолога.
Система профессионально важных качеств рассматривается в науке как сложная структура, в иерархии которой личностная составляющая занимает одно из приоритетных мест. В работе психолога приобретен- ные и приобретаемые им знания, умения и навыки являются, безуслов- но, существенными, ведь они – важнейший инструмент реализации профессиональной деятельности. Но не менее важно, в какие «руки» попадает этот инструмент, как им воспользуется специалист, а это уже зависит от его личности, в частности от уровня развития его мораль- ных, нравственных, этических качеств. По мнению Ролло Мэя (1994,
2001), личность психолога является основным орудием его труда, и, соответственно, ее полнота и цельность приобретают особое значение для достижения профессиональной эффективности.
В связи с этим одним из путей обнаружения критериев эффективно- сти мы видим в изучении биографий выдающихся ученых, внесших весомый вклад в мировую теорию и практику психологии и, тем са- мым, доказавших свою профессиональную состоятельность. Однако здесь правомерен вопрос о достоверности многих фактов, описанных в биографических источниках. Зачастую психологический портрет неко- торых ученых представляет собой в некотором смысле миф о прису- щих ему личностных качествах, а его биография напоминает скорее легенду. Реальным доказательством эффективности в данном случае можно считать общественно-научное признание профессиональных заслуг специалиста. Труды ученого, таким образом, можно рассматри- вать как продукт, отражающий его профессиональную ментальность.
Введение в профессию (Клиническая психология)
60
Профессиональная ментальность рассматривается в психологии
(Е.А. Климов, О.А. Мальцева, Г.М. Белокрылова, Т.М. Буякас и др.) как интегральная характеристика личности, представляющая собой сово- купность определенных социально-психологических установок, цен- ностных ориентаций, особенностей восприятия и осмысления действи- тельности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных, жизненных ситуациях.
Ментальность аккумулирует в себе весь предшествующий социокуль- турный опыт индивида и определяется принадлежностью человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, нацио- нальности, профессии и др. Исходя из сущности понятия «менталь- ность», научные труды есть проявление в опосредованной (но от этого не менее достоверной) форме личностных характеристик их автора.
Подтверждение правомерности наших суждений мы находим, обраща- ясь к анализу работ Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, К.Г. Юнга, которые в большей степени раскрывают личностную специфику авто- ров, чем все, вместе взятые, биографические очерки о них.
Информативным для определения ключевых предикатов (критери- ев) и построения прототипа эффективного психолога может высту- пать исследование личностно-профессиональных качеств практику- ющих специалистов и деятелей науки, работающих сегодня на ниве психологии. Однако здесь очевидная сложность исследовательской процедуры состоит в том, что профессиональная психологическая среда – одна из самых «закрытых» для изучения в силу именно нали- чия профессиональных знаний. В этой связи возникает необходи- мость решения проблем, связанных с мотивацией участия в исследо- вании и поиском методов получения достоверных результатов, реле- вантных исходному замыслу, так как есть вероятность получения в большей степени желаемых, чем реальных представлений, свойств, качеств, характеристик.
Прототип эффективного психолога, как интегральная совокупность профессионально значимых личностных качеств субъекта деятельно- сти, может быть использован как эталон эффективности специалиста.
Представления (субъективные и обобщенное) о «совершенном» психологе позволят обнаружить меру соответствия прототипу «иде- ального» профессионала-психолога. Кроме того, выявление индиви- дуально-типических и личностных качеств студентов, обучающихся
Глава 1. Психология как профессия
61
на факультетах психологии, дает возможность не только выстроить психологический профиль будущего специалиста, но и обнаружить специфику индивидуальной динамики профессиогенеза субъекта.
Каждое из обозначенных направлений работает, в конечном счете, на создание критериальной матрицы как своего рода инвариантной модели эффективности. Необходимость создания эталонной модели эффективности обусловлена с точки зрения решения закономерно сменяющих друг друга в своей генетической преемственности задач, возникающих при анализе профессиогенеза личности. Так, на ее ос- нове можно осуществлять проверку профпригодности оптанта, наме- чать траекторию профессионального развития каждого студента с первых дней обучения в вузе, отслеживать динамику развития про- фессионально-значимых качеств личности, производить экспертную оценку профессиональной состоятельности специалиста в период са- мостоятельной реализации деятельности в области теории и практики психологии.
1.6. Проблема профессиональной готовности
специалистов психологического профиля
Проблема профессионального самоопределения – одна из ключе- вых в период поиска человеком смысла жизни. Актуальность ее до- статочно велика в современных условиях в связи с возрастающей со- циальной потребностью в психологическом обеспечении осуществ- ляющихся общественных преобразований. Исходя из сформулиро- ванного Н. Даниличевой и Л. Балакиревой (2000) понятия «самоопре- деление», в рамках которого человек рассматривается как субъект построения своей судьбы и счастья, основанного на творческом тру- де, будем понимать под профессиональным самоопределением поиск смысла профессиональной деятельности, связанный с готовностью человека самостоятельно и осознанно выстраивать перспективы свое- го профессионально-личностного развития. В настоящем определе- нии обозначены три наиболее ключевых аспекта:
– готовность субъекта к профессиональной деятельности;
– смысл профессии;
– соотношение готовности с контекстом семантики профессии.
Введение в профессию (Клиническая психология)
62
Под готовностью в психологии понимается особое психическое состояние субъекта, для которого характерны установка на деятель- ность и (психо)операциональные умения, необходимые для достиже- ния результатов в определенной деятельности. Понятие готовности помимо реального уровня деятельностной компетентности личности включает в себя также необходимость соответствующей эмоциональ- ной и нравственно-психологической организации личности. Послед- няя, со всей очевидностью, способна либо блокировать активность субъекта в профессиональном становлении, либо стимулировать ее участие в нем даже в случае полного отсутствия компетентности. Ес- ли профессионально значимые умения, навыки, действия и т.п. – это в большей мере «приобретаемые» компоненты в структуре готовности, то установка является первичной, основополагающей, исходно задан- ной, вне которой вторичные составляющие готовности не наполняют- ся соответствующим деятельности смыслом. По Д.Н. Узнадзе (2001), именно установка субъекта определяет 90% успеха выполняемой им деятельности. Правомерно рассматривать профессиональную уста- новку как системное образование, ключевыми компонентами которой выступают качественно особая структура мотивов и направленность личности на определенную систему ценностей (Л.И. Божович,
А.Г. Асмолова, Ш. Надирашвили, М. Рокич, И.А. Сапогова), опосре- дованное семантическим пространством конкретной профессии.
В гуманитарной психологии истиной знаний о человеке признается его таинственная сущность. Даже сторонники естественно-научного подхода в психологии признают за человеком особый статус, рассмат- ривая его как существо безмерное и многомерное одновременно. Со- вершенно очевидно, что основополагающей ценностью для субъекта, избравшего профессию психолога, является именно человек.
Наиболее показательными по своему содержанию характеристи- ками структурных компонентов готовности оптанта к освоению про- фессии психолога в ее истинном семантическом контексте будут вы- ступать субъект-субъектная ориентация на другого человека, гумани- тарная и эсхатологическая (связанная с учением о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека) направленность личности, мотива- ция на деятельность.
Один из ключевых вопросов, по мнению Б.С. Братуся (1999), соот- ветствуем ли мы, психологи, представлению о человеке, могут ли