Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Психология как профессия
81
1.8. Деструктивные тенденции
в профессиональном развитии психолога
Успешное выполнение любой деятельности (в том числе и про- фессиональной психологической) определяют не отдельные способ- ности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое необходимо для данной деятельности. В связи со всем вышесказанным можно го- ворить о факторах, «детерминирующих» процесс профессионального развития личности:
1) социально-профессиональные факторы (профессиональные тре- бования и условия по реализации возможностей индивида);
2) факторы индивидуальности (возможности и притязания личности по реализации предъявляемых требований, встречные требования);
3) регулятивные факторы (возможности и потребности личности по регулированию профессионального становления).
Это касается и профессиональной деятельности субъект- субъектного типа, к которому относится психология. В соответствии с вышеизложенным представляется важным придерживаться идеи о потенциальной сопоставимости выбранной структуры профессии с индивидуальными структурами личности, а также принципа соответ- ствия человека профессии и позиции возможности развития необхо- димых для профессии профессионально важных качеств. Аналогич- ные выводы были сделаны, например, О.М. Краснорядцевой, которая пишет, что профессия, определяющая действия и мысли человека вне работы, становится образом жизни, «определяет образ мира данного человека». Таким устойчивым профессиональным образом мира об- ладают представители тех профессиональных групп, содержанием труда которых являются субъект-субъектные профессиональные от- ношения. Очевидно, что профессия представляет собой единство под- готовки – образования, обучения и собственно специальной деятель- ности в рамках профессии. Однако предварительно нужно заострить внимание на нескольких важных моментах.
Во-первых, для того, чтобы осуществить качественную подготовку психолога, необходимо располагать четким представлением об «иде- альной» модели специалиста.
Во-вторых, показателем успешной деятельности специалиста яв- ляется способность к отражению и оценке фактов и явлений действи-

Введение в профессию (Клиническая психология)
82
тельности, учитывающая многообразие интересов и потребностей массовой аудитории, готовность к решению как однотипных, так и неповторимых, порой уникальных задач.
Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладыва- ет свой отпечаток на человека. Работа может способствовать лич- ностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельно- сти, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий.
Проблема в балансе – соотношении позитивных и негативных изме- нений личности работника. Те профессии или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывают так называемые профессиональные деформации. Профессиональные де- формации проявляются в снижении эффективности труда, ухудшении взаимоотношений с окружающими и здоровья, а главное – в форми- ровании отрицательных личностных качеств и даже в распаде целост- ной личности работника.
На определенном этапе деятельности профессионала – будь то психолог, педагог или другой представитель субъект-субъектной профессиональной деятельности, возникает возможность личностной деформации, появления субъект-объектных отношений, в результате чего люди начинают интересовать психолога не как неповторимые индивидуальности, а только как исполнители типизированных соци- альных ролей.
Этим негативным изменениям, в свою очередь, может противосто- ять определенная готовность перестроить себя, способность психоло- га творчески воспринимать и критически оценивать имеющийся опыт, прогнозировать свою деятельность с учетом возникающих про- блем и потребностей массового сознания.
Закономерно в этой связи возникновение вопроса о профессио- нальных деформациях. Философ Уильям Баррет писал, что цена, ко- торую человек платит за обладание профессией, называется профес- сиональной деформацией. Врачи и инженеры видят вещи с точки зре- ния своего ремесла, и не замечают вещи, находящиеся вне их области деятельности. Чем специализированнее их взгляд, тем острее фокус, но одновременно более размыты детали, которые лежат на периферии этого фокуса. Деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки, стереотипы и форми-


Глава 1. Психология как профессия
83
руется профессиональная картина мира. Благодаря учебе и дальней- шей работе личность человека преображается, он приобретает массу коммуникативных навыков, специальных знаний и т.д. Эти позитив- ные изменения описываются выражением «личностный рост». А не- которые негативные последствия, связанные с профессиональной де- ятельностью журналистов и выражающиеся в изменениях их лично- сти и характера, – профессиональная деформация.
Деформация, прежде всего, выражается в снижении уровня ре- флексии, стандартизации способов общения, ригидности мышления.
Соответственно, чем больше уровень психической ригидности в структуре личности журналиста, тем быстрее появляются многооб- разные фиксированные формы поведения.
Наличие таких характеристик специалиста как «наслаждение вла- стью над людьми», «стереотипность и консервативность в подходе к решению задач», «импульсивность», «грубость в обращении с людь- ми», «невнимательность», не позволяют рекомендовать абитуриента для поступления в вуз. Подобная постановка вопроса актуальна для профессиональной психологической деятельности. Необходимо обра- титься к проблеме взаимосоответствия человека и профессии, причем ее рассмотрение должно начинаться с вопроса, каковы особенности данной профессиональной деятельности, и заканчиваться тем, как пси- хологу препятствовать профессиональной деформации и реализовы- вать творческий потенциал.
Несмотря на то что психолог сам определяет вектор своего про- фессионального и личностного развития, выступая фактически реаль- ным субъектом профессионального самоопределения и саморазвития и у него быстрее формируется чувство социальной и профессиональ- ной ответственности за свою работу, в саморазвитии может возник- нутьцелый ряд проблем:
1) вектор профессионального и личностного развития может быть выбран неудачно, и некому вовремя предостеречь, подстраховать та- кого психолога;
2) нередко «свободно» развивающиеся психологи рискуют утратить специфику своего труда и просто раствориться в среде смежных про- фессионалов, забыв о том, что они когда-то считались психологами;
3) отсутствие внешнего профессионального контроля и поддержки быстрее приводит к профессиональным деструкциям и даже к некаче-

Введение в профессию (Клиническая психология)
84
ственной работе: просто некому квалифицированно оценивать работу, что порождает для психолога «соблазн» работы с прохладцей, или превращения работы в сплошное «развлечение» для себя и своих кли- ентов и т.д.
А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профес- сиональных деструкций:
– Отставание, замедление профессионального развития, что может быть связано у психологов с потерей мотива освоения новых спосо- бов работы, стремление решать новые проблемы и профессиональные задачи.
– Несформированность профессиональной деятельности, возмож- но, связанная с «застреванием» в профессиональном и личностном развитии.
– Дезинтеграция профессионального развития, распад профессио- нального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные кон- фликты.
– Низкая профессиональная мобильность, неумение приспосо- биться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация.
– Рассогласованность отдельных звеньев профессионального тру- да, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает. В ре- зультате не формируется целостного профессионального сознания, где органично взаимодополняют друг друга разные методы и формы работы, где совмещалось бы все то позитивное, что накоплено в раз- ных направлениях психологии и в разных научных школах.
– Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профес- сионального мышления. Известно, что чрезмерная эксплуатация какого-то качества ведет не только к его тренировке и развитию, но с какого-то момента – и к угасанию. Во-первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, т.е. пе- рестает осознаваться, выполняется как бы само собой и начинает развиваться по своим законам, что не требует от специалиста- психолога дополнительных напряжений. В результате такое каче- ство может просто остановиться в своем развитии. Во-вторых, вы- полнение одной и той же работы при эксплуатации одних и тех же


Глава 1. Психология как профессия
85
качеств может привести к тому, что психолог становится «проти- вен сам себе».
– Искажение профессионального развития, появление ранее отсут- ствовавших негативных качеств.
– Появление деформаций личности (эмоциональное истощение и
«сгорание», а также ущербная профессиональная позиция). В работе психолога такие деформации вполне реальны хотя бы потому, что пси- хогигиенические нормы нагрузки еще очень плохо разработаны. У пси- холога это может проявляться в том, что из-за накопившихся проблем
(и эмоциональной усталости) он постоянно начинает «срывать свое зло» на других людях, в частности на доверившихся ему клиентах.
– Прекращение профессионального развития из-за профессио- нальных заболеваний или потери работоспособности.
Известно, что творческий труд психолога не может быть жестко регламентирован. Чем меньше в нем стандартных, повторяющихся моментов, тем большую роль в его регуляции играют убеждения и система ценностей. Эта зависимость усиливается по мере ускорения социально-экономического развития: быстрые перемены всегда несут в себе элемент новизны, а потому исключают «закостенелость» убеж- дений и требуют от личности критического взгляда на самого себя, что обеспечивает адекватные формы взаимодействия с людьми. По- этому для эффективной работы психолога следует уметь управлять своим поведением, а не подчинять его определенной (чаще всего сво- ей) логике и не устанавливать «рамку для стереотипного поведения».
В свою очередь, это предполагает способность отождествляться и способность рефлексировать со стороны, что опять же предполагает достаточно выраженную представленность флексибильности в струк- туре личности психолога.
Среди структурообразующих элементов, обеспечивающих продук- тивную деятельность психолога (убеждения, знания, навыки, умения, способности, интеллект, эмоции, воля и др.) особое место занимает мышление. Мышление – это «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отра- жением действительности». Не останавливаясь подробно на фазах мышления и основных логических операций, мы лишь заметим, что мышление есть, прежде всего, способность рассуждать и на основе исходных посылок делать умозаключения, т.е. это своеобразный вы-

Введение в профессию (Клиническая психология)
86
ход за пределы данной информации. Без такого выхода психология была бы обречена на описание поверхностных, доступных лишь внешнему наблюдению фактов.
Поскольку каждая профессия «формирует мышление людей, со- здавая особую, характерную только для этой профессии целостность категориального аппарата, основополагающих логических и эвристи- ческих принципов и приемов», мы вправе говорить о своеобразии психологического мышления с такой же мерой самостоятельности, с какой говорим, например, о мышлении инженера, врача, ученого.
Это своеобразие, на наш взгляд, заключается в следующем:
– во-первых, широта предметной сферы психологии делает весьма подвижной, изменчивой зону профессиональной углубленности мыс- ли. Установка на творчество побуждает психолога проявлять специ- альный интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызы- вают у людей «интеллектуальных усилий»;
– во-вторых, психолог, в известной степени, является «мастером на все руки». Это отнюдь не принижает его, а лишь четко очерчива- ет своеобразие его познавательной деятельности. Там, где специа- лист применяет узкоспециализированный комплекс знаний, психо- лог использует более универсальный подход, позволяющий найти принципиальное решение проблемы. Отсюда меньшая, чем у узкого специалиста, подверженность функциональной фиксированности, большая способность увидеть изучаемый предмет в непривычном ракурсе. Соответственно, есть определенные основания для того, чтобы говорить о необходимости ориентации психолога на творче- ское мышление. Оно отличается гибкостью, подвижностью, лабиль- ностью, стремлением увидеть за готовыми формулами проблемы, пониманием того, что один и тот же вопрос может быть поставлен и решен по-разному, использованием для решения даже старых, од- нажды решенных задач новых способов и подходов. Однако таким мышлением может обладать только тот психолог, у которого доста- точно выражена флексибильность. И наоборот, при высокой выра- женности ригидности психологическое мышление будет отличаться невосприимчивостью к новой информации, жесткостью установок, приверженностью к однажды усвоенным стереотипам. В этом слу- чае психолог не сможет добиться значительных результатов в про- фессиональной деятельности.


Глава 1. Психология как профессия
87
Говоря о мышлении, нельзя забывать о роли эмоций в его процес- се. По этому поводу С.Л. Рубинштейн писал, что мысль начинает по- рой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью... следует «принципу удо- вольствия» вопреки «принципу реальности». Эмоции, однако, спо- собны не только искажать мысль, но и контролировать, направлять, стимулировать мышление и деятельность человека в целом. Во мно- гих работах, затрагивая вопрос о значимости эмоций в деятельности журналиста, подчеркивается, что именно эмоции во многом пред- определяют ее успешное выполнение. Талантливый психолог владеет своими чувствами, он способен так настроить себя, сознательно вы- звать у себя такой наплыв эмоций, чтобы реципиент смог сопережи- вать случившемуся. В то же время он может побороть любые нежела- тельные эмоции и сопротивляться воздействию неблагоприятных внешних факторов, воспитывая в себе эмоциональную устойчивость и способность не утрачивать самоконтроль.
В современных условиях резкого ускорения темпа жизни, общей психологической напряженности актуален вопрос об эмоциональной зрелости психолога, развитых социальных чувствах, которые высту- пают предпосылкой нравственного сознания и нравственного поведе- ния психолога. Очевидно, что отсутствие у психолога должной степе- ни эмоциональной зрелости чревато деформацией его личностных и профессиональных качеств. Для избежания деформации необходима способность и готовность к пересмотру сложившихся жизненных сте- реотипов, к рефлексивному взгляду на содержание своей психической реальности. Но, с другой стороны, невозможно рефлексировать то, чего нет, когда внутреннее психологическое пространство не насы- щено эмоциональными переживаниями.
Значительную часть профессиональной деятельности психолога составляет общение. Общение – это сложный, многоплановый про- цесс установления и развития контактов между людьми. Готовность человека к профессиональному общению определяют как подлинный и ничем не заменимый профессионализм. Психолог в процессе своей деятельности общается с большим количеством людей. В своем ис- следовании Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц, проанализировав 42 текста устных высказываний об общении, обнаружили, что 19 из них явля- ются синонимичными понятию «усталость», 7 высказываний утвер-


Введение в профессию (Клиническая психология)
88
ждали, что работа проста, обыденна, рутинна, не вызывает новых ощущений, 5 высказываний характеризовались пренебрежительным отношением к клиенту вплоть до награждения его обидными прозви- щами; 13 высказываний предполагали отношение к клиенту (и, соот- ветственно, к себе) как к объекту. Такое положение дел может являть- ся причиной плохого настроения, фрустрации, тревоги, страха, стрес- са, что, в свою очередь, приводит к ригидному поведению. В связи со всем вышесказанным, можно констатировать, что развитость эмоцио- нально-чувственной сферы, гибкость установок, творческое мышле- ние, волевые усилия – являются необходимым условием успешности профессиональной деятельности и становления личности психолога.
Существеннейшее место среди характеристик творческого потенциа- ла психолога занимает неоднократно подчеркиваемый нами важный момент – психическая ригидность – флексибильность. Однако выра- женность ригидности – флексибильности в личности психолога не исчерпывается параметрами мышления, убеждений, эмоциональной сферы и других нюансов внутреннего мира – она гораздо шире и охватывает все подструктуры личности.
Главная опасность формирования профессиональных деструкций в том, что развиваются они достаточно медленно, а значит, и незаметно для специалиста. Это не только затрудняет их своевременное распо- знавание и принятие каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда психолог, опять же постепенно, начинает привыкать к этим своим негативным тенденциям в развитии, и деструкции становятся неотъ- емлемой частью его личности. Важнейшим условием профилактики профессиональных деструкций в работе психолога могло бы стать развитие представлений о своих профессиональных и жизненных перспективах.
1.9. Этические стандарты
профессиональной деятельности психолога
Современный уровень психологической науки и практики, воз- росшая степень их влияния на социальные и экономические процессы настоятельно требуют специальной регламентации действий психоло- гов как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практиче-

Глава 1. Психология как профессия
89
ской реализации их рекомендаций. Неправильные действия психоло- гов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в кол- лективе, усугубить состояние и положение консультируемого челове- ка, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку.
Повышение эффективности работы психологов в различных от- раслях народного хозяйства, образования и здравоохранения, исклю- чение случаев дискредитации психологии требуют введения в прак- тику этических принципов и правил работы психолога. Это означает, что сегодня уровень профессионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методиче- ской подготовкой, но и способностью строить свою деятельность с учетом этических норм.
Профессиональная деятельность клинического психолога интегри- рована во все основные сферы медицинской науки и практики. Истоки клинической психологии и ее развитие как специальности неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией. По- этому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности, нельзя не остановиться на современных моделях меди- цинской этики (Б.Д. Карвасарский, 2004). Более 25 веков в европейской культуре формировались, изменялись различные моральные принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование медицины.
Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, – религиозные, культурные, этнические, со- циально-экономические – влияли на формирование этических моделей и в медицине. Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:
1. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
2. Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
Исторические особенности и логические основания каждой из мо- делей определяли становление тех моральных принципов, которые могут составлять сегодня ценностно-нормативное содержание совре- менной клинической психологии.
Модель Гиппократа. Первой формой врачебной этики были мо- ральные принципы врачевания Гиппократа (460–377 гг. до н. э.), из- ложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах»,