Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Психология как профессия
63
наши психологические представления соответствовать, соотноситься с предельным Образом человека?. Установка психолога на Образ че- ловека во многом определяет смысл и цель его профессиональной деятельности как специалиста гуманитарного профиля.
Нравственная ответственность как основа профессии психолога – одна из краеугольных не только для субъекта деятельности, вставше- го на путь психологии, но и общества. Развитие различных видов психологической помощи, а именно психологического консультиро- вания, придало дополнительный импульс в рассмотрении духовности, важность которой отмечали в своих работах К. Юнг, В. Франкл,
А. Маслоу, Р. Мэй. Духовность, как правило, относят к уникальному личностно значимому опыту трансцендентного характера, который ассоциируется с единством и благом. Р. Мэй отмечал, что духовность личности является признаком больших возможностей и предопреде- ленности судьбы, что является поводом для ликования, ибо искра Бо- жия потревожила темноту внутри нашей земной оболочки; высоко- развитые личности ощущают духовность острее, чем средний чело- век, и используют ее для своего дальнейшего развития.
В современной отечественной психологии неоднократно предпри- нимались попытки заложить основы духовной психологии как особой формы знания о становлении субъективного духа человека (Б.С. Бра- тусь, В.П. Зинченко, Б.Н. Ничипоров, Ф.Е. Василюк, Т.А. Флорен- ская, В.И. Слободчиков, В.А. Пономаренко и др.). Трактуя духов- ность как определенный способ существования человека, Д.А. Леон- тьев отмечает, что суть ее состоит в том, что на смену иерархии узко- личных потребностей, жизненных отношений и личностных ценно- стей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерар- хических отношениях, а допускают альтернативности. Духовность, с его точки зрения, есть то, что сплавляет воедино все механизмы выс- шего уровня.
Анализируя способ отношения личности к другим людям и самой себе, Б.С. Братусь отмечает, что, находясь только на ступени духов- ной или эсхатологической, человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духов- ным миром. Автором прогнозируется, что из переходного нашего
Введение в профессию (Клиническая психология)
64
времени взрастет другой человек, путь которого – либо вниз, к хаосу мелкого группоцентризма, затем эгоцентризма, либо на подъем, по- двиг, преодоление, к вышележащим уровням нравственного бытия.
Первое означает гибель, второе – возрождение. Исходя из данного прогноза, мы вправе предположить, что подобное двойное преобра- жение затронет все категории населения безотносительно к их при- надлежности к тому или иному профессиональному сообществу.
И данная вера основана на факте появления в последние годы работ психологов, чье мировоззрение не сводится только к естественно- научному методу, находящемуся, по сути, на горизонтальном уровне, а вбирает в себя и смысловые, вертикальные цели. Духовность, Чело- вечность и Порядочность становятся обязательными для каждого.
Являясь гуманистической по своей сущности, профессия психолога выдвигает особые требования к ее носителю – личности психолога.
Каким же сегодня представляются пути подлинной профессионализа- ции психолога и одухотворения самого психологического знания?
В русле подхода к рассмотрению профессиональной культуры психо- лога образования, предпринятого Н.И. Исаевой, возникновению ду- ховного содержания в пространстве профессиональной деятельности психолога отводится одно из главнейших мест. Автором отмечается, что духовное содержание, отражая самоценность человека, проявля- ется в высшем способе реализации психологом отношения к другому, направленном на выявление и сохранение изначальной красоты чело- веческих отношений и самого человека, на высвобождение внутрен- них резервов гармонизации отношений в педагогической среде и гар- монизации внутренней среды каждого.
Специфический образ жизни и сходство содержания и условий дея- тельности приводит к формированию «профессионального типа лично- сти». Однако существует множество профессий (профессия практиче- ского психолога в их числе), которые требуют данного своеобразного типа личности уже при вступлении в деятельность. Наличие профессио- нально ценных личностных качеств влияет на адаптацию молодого спе- циалиста к новым условиям его деятельности, на дальнейший професси- ональный, личностный рост, на формирование имиджа профессионала, на дальнейшую отшлифовку «профессионального типа личности».
Все вышесказанное принимает особое значение в отношении про- фессии психолога, его самореализации, так как основной инструмент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 27
Глава 1. Психология как профессия
65
его деятельности – собственная личность. В связи с этим возрастают жесткость и уровень требований к личности практического психолога.
Однако ни теория, ни практика не имеют четких рекомендаций на предмет объективных требований к личности практического психолога.
Важным является умение слушать, слышать, понимать стороннего че- ловека, его внутренний мир, но это же относится и к пониманию своего внутреннего мира. Психологические знания важно добывать не только о других, но и о себе, так как ясный детализированный «я-образ» есть необходимое условие и самокритики, и саморегуляции, и творческой самореализации. А это достигается в результате развитой и целена- правленной рефлексии. Поэтому наиболее актуальным является вопрос по развитию у практических психологов способности к рефлексии, и даже более широко – рефлексивной культуре. Без рефлексивной куль- туры невозможно решить проблему творческого долгожительства лич- ности, формирования ее мотивации к самообучению, самосовершен- ствованию, творческой самореализации.
В целом, всеми психологами, исследующими феномен рефлек- сии, отмечается ее большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от содержания задач жизнедеятельности: во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и бу- дущем; во-вторых, делает человека субъектом своей активности.
Рефлексия предполагает, что человек способен стать своеобразным посредником самому себе, происходит как бы раздвоение участника: с одной стороны, он непосредственно вовлечен в ситуацию, а с дру- гой – он же отслеживает себя в ситуации, участвуя в ней опосредо- ванно.
Таким образом, необходимость развития рефлексии психолога определяется рядом обстоятельств:
– во-первых, развитые рефлексивные представления и умения поз- воляют психологу наиболее эффективно осуществлять свою профес- сиональную деятельность на уровне творческой самореализации.
Овладение этими умениями создает предпосылки для коррекции пси- хологами своей деятельности;
– во-вторых, развитая рефлексия психолога в общении с клиента- ми особенно важна для установления субъект-субъектных отношений между ними. Поэтому наличие высокого уровня развития рефлексии
Введение в профессию (Клиническая психология)
66
является важным для успешного выполнения профессиональной дея- тельности психолога-практика.
Развитие рефлексии – один из важнейших и сложных вопросов. Сле- довательно, задача состоит в том, чтобы выделить те условия, которые наиболее максимально благоприятствуют такому развитию рефлексии.
Психологические условия развития рефлексии (М.А. Набережнева): по- требность в самоактуализации, «Я-концепция» и децентрация.
М.А. Набережнева отмечает, что при изучении условий развития ре- флексии акцент делался на развитие коммуникативной и личностной рефлексии. Под коммуникативной рефлексией понимается рефлексия представлений одного человека о внутреннем мире другого человека. В процессе личностной рефлексии субъект рефлексирует свои поступки и образы собственного «Я».
Полученные автором результаты свидетельствуют о том, что осо- бенности представлений о себе (с точки зрения типа межличностных отношений) являются условием развития способности к рефлексии.
Наличие таких черт, как высокая поисковая активность, критичность мышления, лабильность установок и умение брать на себя ответствен- ность, свойственные независимо-доминирующим и недоверчиво- скептическим людям, является благоприятным условием на пути разви- тия способности к рефлексии. Возможно, наличие рефлексии предпола- гает наиболее адекватную оценку своих способностей и возможностей.
То есть уверенность в себе, в собственных силах детерминирует поло- жительные самооценочные суждения и их рост при проявлении рефлек- сии. Самоактуализация выступает условием развития рефлексии. При высоком уровне рефлексии (гиперрефлексии) человек наиболее полно погружается в свой внутренний мир и собственно «Я» начинает высту- пать абсолютным смысловым центром мира. Возможно, объяснением этого может служить тот факт, что наличие гиперрефлексии предпола- гает очень высокую погруженность в свой внутренний мир и мешает налаживанию наиболее оптимальных контактов с окружающими. Ины- ми словами, личностная центрация «на себя» замыкает рефлексию в круг собственных проблем и ограничивает ее развитие как профессио- нально значимого свойства. Данное описание никак не соотносится с теми требованиями, которые предъявляются к личности практического психолога, которые в первую очередь должны быть ориентированы на людей. В этой связи можно предположить, что развитие рефлексии как
Глава 1. Психология как профессия
67
профессионально значимого качества практического психолога обу- словлено децентрацией. И поэтому оптимальным вариантом является средний уровень рефлексии, который, в отличие от «гиперрефлексии», предполагает субъективную включенность в рефлексивную ситуацию, проявляющуюся через осознание и осмысление своей причастности и меры ответственности за других.
Существует довольно много моделей профессиональной деятель- ности практического психолога (Г.С. Абрамова, 1994; Н.С. Пряж- ников, 1996; В.Ю. Меновщиков, 1998 и др.). В большинстве случаев речь идет о моделях, описывающих лишь одно из направлений рабо- ты психолога (консультанта, диагноста, терапевта). Совокупность характеристик квалифицированного практического психолога в срав- нении с неквалифицированным безотносительно к конкретному виду профессиональной деятельности представлена в следующей модели
Е. Аллен и Г.С. Абрамовой (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Модель деятельности практического психолога по Аллену – Абрамовой
Основные качества психолога квалифицированного неквалифицированного
1. Цели психологической помощи
Ориентирует клиента в его целях, предла- гая ему максимально возможное число вариантов поведения; свою задачу видит в расширении возможностей клиента
Преследует свои цели, использует клиента для реализации собственных склонностей, демонстрации своей исключительности или решения собственных проблем
2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности
Дает разнообразные вербальные и невер- бальные отклики; избегая оценочных суж- дений, дает конструктивную обратную связь
Демонстрирует типичный, шаблонный стиль общения, дает стереотипные оценки
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога
Понимает сложность исследования чело- веческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невозможность много- мерного ее описания в рамках одной кон- цепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций
Не имеет ясной концепции или имеет одну, содержание и происхождение кото- рой не рефлексирует и ясно не осознает
4. Культурная продуктивность практического психолога
Способен к выработке множества идей и моделей поведения как в своей культуре,
Действует только в рамках собственной культуры, которую он понимает лишь