Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение в профессию (Клиническая психология)
90
«О благоприличном поведении», «Наставления» и др. Становление светской медицины в Древней Греции связано с принципами демо- кратии городов-государств, и освященные права врачующих жрецов неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед страждущими. Практическое отноше- ние врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентиро- ванное на заботу, помощь, поддержку, является основной чертой профессиональной врачебной этики. Ту часть врачебной этики, кото- рая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа».
Основополагающим принципом для модели Гиппократа является принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Этот принцип формирует исходную профессио- нальную гарантию, которая может рассматриваться как условие и ос- нование его признания обществом в целом и каждым человеком от- дельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь.
Модель Парацельса. Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в
Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493–
1541 гг.). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии тера- певтического поведения врача. «Модель Парацельса» – это учет индиви- дуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных кон- тактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс.
Деонтологическая модель. Впервые термин «деонтология» («deon- tos» – должное, «logos» – учение) ввел английский философ Бентам
(1748–1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обя- занности, нравственного совершенства и безупречности. Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответствен- ные взаимодействия. Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе. Деонтологическая модель врачебной этики – это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с
«должным» и осуществление оценки действия не только по результа- там, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   27

Глава 1. Психология как профессия
91
области медицинской практики. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоро- вье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками.
Биоэтика. В 60–70-х гг. XX в. формируется новая модель меди- цинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Термин «биоэтика» (этика жизни), который был предложен
Ван Ренселлером Поттером в 1969 г., раскрывается как систематиче- ские исследования поведения человека в области наук о жизни и здра- воохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов. Основным моральным прин- ципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства личности. Биоэтика – это современная форма традиционной професси- ональной биомедицинской этики, в которой регулирование человече- ских отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человече- ского рода. Исторический и логический анализ развития этики враче- вания приводит к следующему выводу (Б.Д. Карвасарский): современ- ной формой медицинской этики является биомедицинская этика, рабо- тающая в режиме всех четырех исторических моделей – модели Гиппо- крата и Парацельса, деонтологической модели и биоэтики. Связь науч- но-практической деятельности и нравственности – одно из условий су- ществования и выживания современной цивилизации.
Современная клиническая психология во всех своих разделах опи- рается на общемедицинские этические принципы. Вместе с тем кли- нический психолог в своей деятельности сталкивается со специфиче- скими этическими вопросами.
Во-первых, это вопрос о необходимости информирования испытуе- мого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением. Клинический психолог обязан соблюдать конфиденци- альность при обсуждении результатов исследования, получить согла- сие пациента при целесообразности ознакомления с его результатами других специалистов, помимо лечащего врача, проявлять корректность при проведении исследования либо в случае отказа от последнего.
Во-вторых, должно соблюдаться правило «границ» (граница как предел приемлемого поведения). Учитывая специфику межличност- ного взаимодействия между клиническим психологом и пациентом, необходимо четко определять профессиональные границы общения

Введение в профессию (Клиническая психология)
92
при психологическом консультировании и во время психотерапевти- ческих встреч, так как «пересечение» границы может привести к де- струкции лечебного процесса и нанести вред пациенту. Диапазон нарушения границ профессионального взаимодействия весьма широк: от сексуального контакта с больным до советов, рекомендаций и во- просов, выходящих за рамки терапевтического контакта.
В-третьих, сложным этическим вопросом может быть формиро- вание эмоциональной привязанности пациента к клиническому пси- хологу, являющейся одной из характеристик профессионального межличностного взаимодействия. Эта форма привязанности часто является основой сдерживания аффективных нарушений, сопровож- дающих заболевание. Однако привязанность, превращаясь в зависи- мость, вызывает негативные реакции у пациента, ведущие к де- структивным формам поведения. Поэтому клинический психолог должен тщательно контролировать взаимодействие с пациентом, осознавая свои профессиональные действия, чтобы эмоциональная поддержка не препятствовала обеспечению пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и реализации своих жизнен- ных целей.
В перспективе, очевидно, российским психологам предстоит вве- сти в свою деятельность такую же строгую регламентацию, какой придерживаются зарубежные коллеги практически во всем мире –
аттестацию психологов, работающих в научно-практической области.
Обязательным условием при этом является знание и соблюдение эти- ческих принципов и правил работы психолога.
Обязанности и права психолога:
1. Психолог должен принимать активное участие в решении во- просов научной, социальной, общественной жизни:
– повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, времен- ные затраты и затраты рабочей силы;
– содействовать психологическими средствами внедрению соци- альных, технических, технологических и других нововведений;
– улучшать качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики;


Глава 1. Психология как профессия
93
– добиваться снижения текучести кадров, формирования стабиль- ных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений;
– добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жиз- ни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психоло- гической консультации по профессиональным вопросам и по пробле- мам личной и общественной жизни;
– стремиться к достижению у специалистов удовлетворенности своим трудом за счет психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов;
– прогнозировать социально-психологические последствия соци- альных, научных и технических инноваций;
– развивать теоретическое и методическое обеспечение психоло- гической науки;
– Руководствоваться в своей деятельности этическими принципа- ми и правилами и законом «не навреди».
2. Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:
– получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в каче- стве испытуемых;
– формулировать рекомендации по оптимизации деятельности ра- бочих и специалистов и распределению их по рабочим местам;
– участвовать в работе комиссий по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.;
– проводить исследования причин происшествий, аварий, различ- ного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию;
– принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику;
– участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестаци- онных комиссий в качестве их члена;
– изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплу- атационных характеристик оборудования, параметров технологиче- ских процессов, окружающей и рабочей среды;
– использовать материалы своей работы в процессе индивидуаль- ного, психологического консультирования на предприятиях, в шко-

Введение в профессию (Клиническая психология)
94
лах, в консультациях и в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати;
– разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
3. Субъекты и объекты психологической деятельности.
– В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным ди- пломом и представляющее научно-исследовательскую, учебную, про- изводственную, лечебную, кооперативную или другую организацию.
– В качестве заказчика выступают руководитель государственной или кооперативной организации или частное лицо, обратившиеся к психологу за консультацией психологического характера, ознаком- ленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними. В качестве заказчика может выступать или сам психолог, если ему поручено осуществление на основе результатов исследования психокоррекционного воздействия, или сам испытуемый, если на ос- нове результатов исследования он намерен осуществлять в той или иной форме самосовершенствование (аутотренинг и пр.).
– В качестве испытуемого выступает лицо, согласившееся быть объектом психологического исследования или в личных, или в науч- ных, или в производственных, или в социальных интересах.
– В качестве результатов исследования психолога выступает тео- ретический, методический, экспериментальный материал, зафиксиро- ванный в форме отчетных документов принятого образца, полно, до- стоверно и объективно отображающий испытуемого с точки зрения задач заказчика.
4. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности:
– Психолог получает заказ от заказчика, составляет во взаимно со- гласованной форме техническое задание на исследование (работу), договаривается о распределении прав и обязанностей между психоло- гом, заказчиком и испытуемым, о взаимных обязательствах в сов- местной деятельности.
– Психолог выбирает адекватные задачам психологической дея- тельности теоретические концепции, методы работы, конкретные ме- тодики исследования и работы с испытуемым, способы обработки первичных данных для формирования результатов исследования.


Глава 1. Психология как профессия
95
– Психолог осуществляет непосредственную работу с испытуемым в форме беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования, электрофизиологического исследования и др. или опосредованную в форме биографического метода, метода наблюдения и др.
– Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика факторам, влияющим на производственную, учебную, лич- ную жизнь испытуемого.
– Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации, касающиеся испытуемого и отвечающие на вопросы заказчика, осно- вывающиеся на результатах исследования в форме письменного до- кумента, устного сообщения, публикации в печати.
Заказчик применяет к испытуемому рекомендации психолога в ви- де мер психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающе- го, административного воздействия, изменяет применительно к осо- бенностям испытуемого эргономические и инженерно-психоло- гические факторы рабочей среды, параметры оборудования, условия трудовой деятельности.
Содержание принципов и правил работы психолога, этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нрав- ственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего раз- вития личности и ее уважения, сближения людей, создания справед- ливого гуманного, процветающего общества являются определяющи- ми для деятельности психолога. Этические принципы и правила рабо- ты психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, ува- жение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.
Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психоло- га такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее ре- зультаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.
Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог ис- ходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозгла- шенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым