Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 493
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение в профессию (Клиническая психология)
96
допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяе- мых методах и способах использования полученной информации.
Правило безопасности для испытуемого применяемых методик.
Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и осо- бенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласован- ным задачам психологического исследования.
Правило предупреждения неправильных действий заказчика отно-
сительно испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов ис- следования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог ин- формирует испытуемого о характере передаваемой заказчику инфор- мации и делает это только после получения согласия испытуемого.
Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессио- нально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномо- чиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирую- щими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.
Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психоло- гической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о преде- лах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.
Правило профессионального общения психолога и испытуемого.
Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффек-
Глава 1. Психология как профессия
97
тивно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у ис- пытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого.
Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.
Правило обоснованности результатов исследования психолога.
Психолог формулирует результаты исследования в терминах и поня- тиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико- статистической обработкой и положительным заключением компе- тентных коллег. При решении любых психологических задач прово- дится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзя- того отношения к испытуемому, формулирования выводов и осу- ществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положени- ем, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.
Правило адекватности методик, применяемых психологом. Пси- холог может применять методики, которые адекватны целям прово- димого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испы- туемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.
Правило научности результатов исследования психолога. Психо- лог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных при- страстий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной дея- тельности. В результатах исследования должно быть только то, что
Введение в профессию (Клиническая психология)
98
непременно получит любой другой исследователь такой же специали- зации и такой же квалификации, если он повторно произведет интер- претацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
Правило взвешенности сведений психологического характера, пе-
редаваемых заказчику психологом. Психолог передает заказчику ре- зультаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не рас- полагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких све- дений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказ- чика, коллектива, в котором они сотрудничают.
Принцип конфиденциальности деятельности психолога озна- чает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит со- знательному или случайному разглашению вне согласованных усло- вий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена ин- формацией психологического характера между заказчиком и психо- логом, между заказчиком и испытуемым.
Правило кодирования сведений психологического характера. Пси- холог обязан на всех материалах психологического характера, начи- ная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фами- лии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпля- ре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступ- ном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.
Правило контролируемого хранения сведений психологического ха-
рактера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 27
Глава 1. Психология как профессия
99
Правило корректного использования сведений психологического
характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуе- мому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения пси- хологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому- либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, за- казчик и испытуемый были извещены об этических принципах и пра- вилах психологической деятельности, целях, средствах и предполага- емых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.
Деятельность психолога направлена на достижение таких гумани- тарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое ка- чество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных фор- мациях индивидуальной и социальной жизни. Психология как про- фессия управляется принципами, общими для всех профессиональ- ных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профес- сиональная компетентность, твердость в достижении цели вмеша- тельства и его научной основы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте основные актуальные проблемы современного профессионала.
2. Представьте историю становления Вашего профессионального опыта.
3. Разработайте глоссарий (словарь основных понятий) по теме «Кате- гории, определяющие вхождение в профессию».
4. Обоснуйте состоятельность самоорганизации опыта для решения задач Вашего профессионального образования.
5. Приведите аргументы, доказывающие ценность личностно- профес-сионального развития в системе Вашего профессионального образования.
Введение в профессию (Клиническая психология)
100 6. Сформулируйте профессиональные принципы в контексте Вашего обучения.
7. Представьте основные отличия психолога-профессионала от «пси- холога-любителя».
8. Представьте поляризацию мнений о соотношении теоретического и практического знания в психологии.
9. В чем состоят специфические особенности профессии психолога?
10. Сформулируйте основные характеристики профессиональной дея- тельности субъект-субъектного типа.
11. Приведите подтипы психологической профессии и дайте их описание.
12. В чем состоит актуальность для общества профессии клиническо- го психолога?
13. В чем суть отличий профессий – психолог, клинический психолог, психотерапевт, психоаналитик, психиатр.
14. Приведите факторы, «детерминирующие» процесс профессио- нального развития личности.
15. Чем определяется возникновение вопроса о профессиональных деформациях.
16. Раскройте психологическое содержание активности человека в труде.
17. Каким рядом обстоятельств определяется развитие рефлексии психолога?
18. Обоснуйте готовность человека к профессиональному общению как подлинный и ничем не заменимый профессионализм.
19. Представьте обобщенные и обоснованные критерии и показатели профессионализма и личностно-профессионального роста.
20. В чем заключаются основные задачи клинического психолога.
21. Приведите основные виды практической деятельности клиниче- ского психолога и дайте их краткую характеристику.
22. Докажите, что одним из важных требований, предъявляемых к специ- алисту по клинической психологии, наряду с профессиональной компетент- ностью, является умение работать в команде единомышленников.
23. Приведите условия формирования чувства социальной и профес- сиональной ответственности клинического психолога.
24. Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психо- логические) к выбору профессии клинического психолога?
25. Какими специальными качествами, знаниями и умениями опреде- ляется эффективность деятельности клинического психолога?
26. Приведите основания специальной регламентации действий кли- нических психологов.