Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Психология как профессия
101 27. Дайте краткий обзор психологических воздействий, показываю- щий уровень сложностей задач клинической психологии.
28. Приведите характеристики сосуществующих моделей врачебного нравственного опыта.
29. Дайте краткий обзор требований к профессиональной этике кли- нических психологов.
30. Представьте сравнительный анализ «Этического кодекса», разра- ботанного в Испании, и «Профессионального кодекса этики для психоло- гов», разработанного в Германии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1. Сравните кодексы в различных профессиональных сферах:
Кодекс
Комментарии
Общие признаки
Кодекс этики про- фессионального психолога
Кодекс судейской этики
Кодекс этических принципов банков- ского дела
Кодекс этики членов общественной пала- ты РФ
Отличительные признаки
Кодекс этики про- фессионального психолога
Кодекс судейской этики
Кодекс этических принципов банков- ского дела
Кодекс этики членов общественной пала- ты РФ
2. Опишите типы задач профессиональной деятельности клиническо- го психолога.
Введение в профессию (Клиническая психология)
102
Тип задачи
Характеристика
Социальные задачи
Этические задачи
Нравственные
задачи
Психологические
задачи
3. Постройте «модель специалиста» в области клинической психологии.
Сама идея «модели специалиста», тем более применительно к такой сложной профессии, как клинический психолог, вызывает иногда сомне- ние. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втис- нуть в «модель» все характеристики профессиональной деятельности
(вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозмож- но выделить общепризнанный, стандартно-образцовый профиль лич- ностных и профессиональных качеств специалиста, под который можно было бы «подгонять» клинических психологов. И все-таки для того, что- бы, по крайней мере, ориентировочно представлять себе, каким должен быть клинический психолог, обращение к «модели специалиста» часто оказывается полезным.
Известный психолог А.К. Марковавыделяет следующие основные со-
ставляющие модели специалиста:
– профессиограмму, т.е. описание самой деятельности;
– профессионально-должностные требования (минимально необходи- мые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач);
– квалификационный профиль (знания и умения работника в соответ- ствии с тарифными разрядами оплаты труда).
Одной из наиболее острых проблем при составлении «модели специа- листа» является выделение «модели личности специалиста». Традицион- но психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по раз- ным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, получается «личностный профиль специ- алиста». Но как измерить в баллах способность к творчеству, которое само по себе перечеркивает все нормы и стандартизированные оценки?
Как измерить любовь к людям, порядочность, профессиональную и чело- веческую совесть? А ведь все это является нередко более важными со- ставляющими профессионального успеха. Чтобы хоть как-то выйти из тупиковой ситуации, специалисты иногда идут «от противного», пытаясь
Глава 1. Психология как профессия
103
выделить явные противопоказания для работы в качестве госслужащего.
Такими противопоказаниями могут быть:
– Ненависть к людям, стремление «мстить».
– Откровенное психическое нездоровье.
– Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отноше- ния на взаимоуважительной основе.
– Наличие таких нежелательных качеств, как пассивность, безыници- ативность и т.д.
Совокупность характеристик квалифицированного госслужащего в срав- нении с неквалифицированным позволяет «объективировать» модель дея- тельности клинического психолога. Заполните соответствующую таблицу:
Основные качества клинического психолога
Квалифицированного
Неквалифицированного
1. Цели профессиональной деятельности
2. Отклики и реакции в усложненной ситуации профессиональной деятельности
3. Мировоззрение (концепция) клинического психолога
4. Социальная и культурная продуктивность клинического психолога
5. Рефлексивность клинического психолога
6. Ограничения в деятельности государственного служащего
7. Межличностные отношения в работе клинического психолога
8. Человеческое достоинство
4. Представьте некоторые детали построения профессиональной карь- еры (самомаркетинг клинического психолога).
Самомаркетинг – элемент «рыночной компетентности» любого спе- циалиста, умение анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке труда, конъюнктуру спроса и предложения по своей профессии и на ос- нове этого превращать свою «рабочую силу» в выгодный и ходовой то- вар. Самомаркетинг – это организация рекламы самого себя на рынке труда с целью выгодной продажи своих знаний, умений, навыков.
Самомаркетинг включает в себя постоянное отслеживание ситуации на рынке труда через статьи в газетах и журналах, особенно специализиро- ванных, профессиональных. В самомаркетинг также включаются контакты
Введение в профессию (Клиническая психология)
104 с коллегами из других организаций – личные и на «профессиональных ту- совках» (конференциях, собраниях профессиональных ассоциаций).
Самореклама – доведение до сведения работодателей информации о ваших профессиональных желаниях, намерениях и достоинствах. Обыч- ными средствами саморекламы являются деловые визитки, профессио- нальные резюме, письма работодателям, объявления о своих услугах, рекомендательные письма.
При построении профессиональной карьеры важно внимание к мель- чайшим деталям. Здесь вам могут пригодиться знания о том, какое имид-
жевое впечатление оказывают различные цвета на восприятие человека:
Цвет
Имиджевое впечатление
Белый
Элегантность, честность, чистота, благородство, возвышенность, серьезность, холодность, дистанция, официальность, торжественность, гармония
Серый
Воспринимается людьми по-разному в зависимости от психологических осо- бенностей. Для сильного человека серый цвет – это благородство, артистизм, авторитетность, солидность, надежность, здравомыслие, реализм, утончен- ность, сила. Для слабого человека серый олицетворяет пассивность, невырази- тельность, незаметность, безжизненность, слабость. В любом случае серый цвет – это консерватизм и классика
Желтый
Вызывает желание к общению, обозначает жизнерадостность, оптимизм, целе- устремленность, высокую самооценку, новые идеи, интеллектуальную деятельность
Красный
Независимость, уверенность в себе, лидерство, конкурентоспособность, сила, демократизм, эмоциональность
Оранже- вый
Приветливость, открытость, разговорчивость, импульсивность, хорошее настроение, легкомыслие, переменчивость
Синий
Строгий, деловой и эмоциональный одновременно. Цвет рассудительных и интуи- тивно тонких людей, рациональных, но с высокими духовными ценностями
Голубой
Спокойствие, легкость, сдержанность, интеллигентность, воспитанность. Так- тичность, проницательность
Розовый
Мягкость, нежность, сентиментальность, чувственность, деликатность, доброта
Фиолето- вый
Загадочность, экстравагантность, таинственность, меланхоличность.
Дистанция
Бежевый Понимание и естественность
Зеленый
Здоровье, бодрость, свежесть, молодость. Глубокий зеленый – сдержанность, спокойствие, состоятельность, процветание, материальное благополучие, успеш- ность, бесконфликтность, равновесие, гибкость, рассудительность, великодушие
Коричне- вый
Сдержанность, стабильность, надежность, скромность, мудрость, зрелость, житейский опыт, консерватизм, солидность, добросовестность, трудолюбие, здравомыслие
В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас проис- ходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы можно уви-
Глава 1. Психология как профессия
105
деть настроение, желание, помыслы. Поэтому представление о значении тех или иных жестов поможет Вам выгодно подать себя и соответство- вать запросам Вашего работодателя.
Значение
Жесты, мимика, пантомимика
Открытость
Среди многих жестов, выражающих ее, назовем откры- тые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед: «Что Вы от меня хотите?!»
Другой характерный жест – расстегнутая куртка (пи- джак и т.д.). Человек, доверяющий Вам, расстегнет, а то и снимет ее в Вашем присутствии. Не застегивайтесь – и ваши взаимные цели будут достигнуты легче! Кластер жестов «идем вместе»: люди сидят, расстегнувшись, не скрещивая рук и ног, сдвинувшись к партнеру через разделяющий стол
Защита
Характерный жест – скрещенные на груди руки. Этот жест оказывает сильное влияние на других. Другой часто встречающийся жест – скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, – это те, кто оказывает вам наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки – перед вами действительный противник. Если женщина, скрестив ноги, покачивает верхней, – ей наскучила ситуация
Оценка
Самые ошибочно интерпретируемые жесты – это те, которые мы называем жестами оценки, те, что связаны с задумчивостью, размышлениями. Кластер жестов
«критической оценки»: подбородок опирается на ла- донь, указательный палец вытянут вдоль щеки, осталь- ные располагаются ниже рта. Если это сопровождается наклоном тела от партнера, то тон оценки циничный, негативный. Жест «рука у щеки», означает, что человек находится в состоянии размышления о чем-то. Наклон головы набок – связан с заинтересованностью. Почесы- вание подбородка – размышление, идет процесс приня- тия решения. Жесты с очками. Один из негативных – взгляд поверх очков: «Ну что там еще?» Другие же- сты – средство выиграть время: тщательное протирание стекол и т.д. Жест «захватывание носа в щепоть», со- единенный с закрыванием глаз, говорит о большой сосредоточенности над принимаемым решением
Деловой взгляд
Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу ва- шего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настро- ены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опус- кается ниже глаз другого человека, вы сможете контро- лировать ход переговоров при помощи взгляда
Введение в профессию (Клиническая психология)
106
Значение
Жесты, мимика, пантомимика
Ладони и передаваемая
с их помощью информация
Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник – это понаблюдать за положением его ладоней. Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседни- ком ладони полностью или частично. Этот жест подскажет вам, что собеседник говорит в данный момент правду.
Существует три основных командных жеста ладони: по- ложение ладони вверх (доверительный жест), положение ладони вниз (оттенок начальственности) и положение указывающего перста (агрессивное положение ладони)
Некоторые жесты
рук и кистей рук
Потирание ладоней – с помощью данного жеста люди невербально передают свои положительные ожидания.
Потирание большого пальца об указательный или о кончики других пальцев – применяется обычно для обозначения и ожидания поступления денег в качестве оплаты. Сцепленные пальцы рук – часто этот жест означает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Шпилеобразное положение рук – обозначает уверенную или «всезнающую пози- цию». Этот жест часто применяют люди управляющего звена. Закладывание рук за спину – считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «закладывание рук за спину с захватом запястья», который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем более сердит чело- век, тем выше передвигается его рука по спине. Акценти- рование больших пальцев рук – говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест (как и многие другие) нужно рассматривать в совокупности с другими жестами, так как открытые пальцы являются положительным сигналом
В имиджевом впечатлении огромную роль играют техники эффектив- ного общения.
Техника
Правила
Полезно
Недостаточно
Нерефлексивное
слушание
Минимум отве- тов (невмеша- тельство), об- ратная связь, т.е. мы должны постоянно да- вать собеседни- ку понять, что мы его слышим
Когда собеседник горит же- ланием высказать свое отно- шение к чему-либо. Уместно начать с открытого вопроса:
«Что Вы думаете по этому поводу?» В напряженных ситуациях, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Здесь благоразумно
У собеседника желание говорить слабое или полностью отсутствует.
Если вы не согласны с тем, о чем говорят, лучше сразу высказать, иначе, видя нашу обрат- ную связь, он будет думать, что мы полно-
Глава 1. Психология как профессия
107
Техника
Правила
Полезно
Недостаточно сначала дать человеку выска- заться, а потом приступить к решению проблемы. У собе- седника проблемы с выраже- нием своих трудностей, забот, радостей. Можно использовать все те же открытые и закрытые вопросы: «Вас что-то беспоко- ит?», «Вы, наверное, хотите поделиться своими новостя- ми?» и т.д. стью с ним согласны.
Говорящий стремится получить более весомую поддержку и одобрение.
Когда данный вид об- щения мешает саморас- крытию, противоречит нашим интересам
Выяснение
Обращение к собеседнику с выясняющими вопросами
Необходимо точное понимание позиции собеседника. Если человек говорит путано, пере- прыгивает с одного на другое.
Выясняющие вопросы показы- вают говорящему, что его слу- шают и стараются понять
Говорящий чрезмерно разговорчив
Перефразирова-
ние
Начать с таких слов, например:
«Если я Вас правильно по- нял...», «Други- ми словами, Вы считаете...».
Ориентировать- ся именно на смысл, а не на эмоции. Важно выбрать главное и сказать это своими словами.
Не перебивать
(только во время пауз)
Когда необходимо полное понимание желаний партнера в переговорах; в конфликтах или во время дискуссий. Если мы повторим мысль собесед- ника, прежде чем высказать аргумент против, то он с большим вниманием отнесет- ся к нам, так как он видит, что его слушают и стараются понять. Когда мы слабо ори- ентируемся в предмете разго- вора, ведь наши ответы – его собственные мысли. Помогает собеседнику – у него появля- ется возможность увидеть – правильно ли его понимают
Говорящий не допуска- ет оценивания своего мнения посторонними
Отражение
чувств
Акцент делается на эмоциональ- ном состоянии собеседника.
Можно использо- вать такие слова, как: «Мне кажет- ся, что Вы чув- ствуете…», «У меня такое ощу- щение, что Вы чем-то…» и т.д.
В конфликтных ситуациях.
Если мы сможем дать понять человеку, что понимаем его чувства, то наверняка обвини- тельный накал его речи спа- дет. В ситуациях, когда собе- седника мучает личная про- блема и он хочет поделиться с нами и найти понимание.
Помогаем собеседнику лучше понять эмоциональное состо- яние
У Вас есть свое мнение.
Собеседник манипули- рует Вами, вызывая сочувствие и сопережи- вание
Введение в профессию (Клиническая психология)
108
Проанализируйте преимущества и недостатки Вашего профессио- нального самомаркетинга. Можно ли однозначно интерпретировать язык жестов? Какие техники эффективного общения можно добавить, исходя из Вашего жизненного опыта?
На основе предыдущего задания составьте профессиональное резюме
«Я – успешный студент-психолог» в соответствие с основными принципами:
– краткость;
– конкретность;
– активность (использование энергичных глаголов, показывающих ак- тивность);
– избирательность (только важнейшая информация);
– честность.
Выберите один из типов резюме – как общий способ его организации, последовательность изложения информации и расстановка акцентов в сведениях, включаемых в резюме.
Существует три типа резюме:
1. Хронологическое резюме (достижения описаны в хронологической последовательности).
2. Функциональное резюме (представляет ваши навыки, опыт и до- стижения, а не конкретный перечень работ, которыми вам приходилось заниматься на различных этапах своего образования).
3. Комбинированное или функционально-хронологическое резюме (не только демонстрирует ваши достижения, но и позволяет получить более отчетливое представление о вашей биографии).
Избегайте следующих ошибок:
– непрофессионализм (цвет, размер бумаги, шрифт, исправления);
– небрежность;
– остроумие;
– пустословие и болтливость;
– неточность;
– попытки ввести в заблуждение;
– перегибы;
– недомолвки;
– комментирование;
– чрезмерные подробности личной жизни;
– жаргон.