Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 495
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 27
Глава 1. Психология как профессия
109
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
Каково место нравственно-этического компонента профессиональной деятельности в Вашем резюме? Выделите его в тексте.
1. Закон личностно-профессионального развития и умножения лич- ностного потенциала позволил выявить условия и факторы личностно- профессионального развития, позволяющие оптимизировать этот про- цесс. Выявлены также психологические факторы, препятствующие лич- ностно-профессиональному развитию. Развитие происходит эффективно только тогда, когда человек максимально использует внутренние ресурсы и учитывает возможное влияние внешних факторов (условий) професси- онального продвижения к намеченной цели.
Проанализируйте внешние ресурсы, влияющие на личностно- профессиональное развитие и определите, какие ресурсы есть в Вашем распоряжении уже сейчас. Что необходимо сделать для пополнения ре- сурсной базы?
Внешние ресурсы
Общая сфера (внеобразовательная)
Способствует развитию
Препятствует развитию
Специальная сфера (образовательная)
Способствует развитию
Препятствует развитию
2. Закон самовыражения личности в профессии, отражающий процес- суальный и личностно-смысловой аспекты процесса деятельности, под- черкивает знание психологических особенностей профессионального самоутверждения и позволяет прогнозировать этот процесс, моделиро- вать его и управлять им, обеспечивая тем самым более эффективное про- фессионально-личностное развитие человека. Сущность профессиональ-
Введение в профессию (Клиническая психология)
110 ного самоутверждения может быть представлена как мотивационный процесс психической активности, направленный на достижение личност- но значимых результатов в профессиональной сфере. Содержание про- фессионального самоутверждения определяется степенью выраженности потребности личности в профессиональной деятельности, профессио- нальными притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональ- ной самооценкой и интернальностью в сфере профессиональной деятель- ности. Содержание профессионального самоутверждения связано как с нормативно-ролевым, так и морально-нравственным аспектом ценност- ных ориентаций, определяемым в зависимости от усвоенности культур- ных и профессиональных норм, нравственного потенциала. Представьте психологические показатели профессионального самоутверждения в мо- тивационно-ценностной сфере: а)___________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________ б)__________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________ в)___________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________ г)___________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________ д)__________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________ е)___________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________
3. Становление профессиональной компетентности предполагает од- новременное формирование базовых интеллектуальных качеств. Рас- кройте Ваши представления о их содержании.
Интеллектуальная инициатива
Интеллектуальный самоконтроль и саморегуляция
Интеллектуальное творчество
Глава 1. Психология как профессия
111
Рефлективный стиль переработки информации
Интеллектуальная эффективность
Конструктивная активность
Инновационные приемы поиска и обработки информации
4. В условиях современной динамичной, насыщенной трудностями жизни перед профессионалом встают новые проблемы и задачи, которые дают поводы для конфликтов, кризисных ситуаций. С проблемными си- туациями люди встречаются в разных сферах своего бытия на всем про- тяжении индивидуального жизненного пути. Особую остроту данное об- стоятельство приобретает в деятельности клинического психолога, кото- рая характеризуется интеллектуальной, эмоциональной, социальной напряженностью, сопряжена с большими нервно-психическими и энерге- тическими затратами, наличием значительного числа непредвиденных ситуаций, с высоким уровнем ответственности. Таким образом, актуаль- ным является оценка того, каким образом клиническому психологу уда- ется справляться с жизненными и профессиональными трудностями, неожиданными событиями, к каким стратегиям они прибегают, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими профессиональ- ные, социальные и эмоциональные проблемы. От качества их преодоле- ния во многом будет зависеть вектор профессионального развития, про- фессиональная и социальная эффективность, в том числе и готовность к инновационной деятельности.
Стратегия
Описание
Социальная поддержка
Поиски общественной (социальной) поддержки –
Решение проблемы
Фокусирование на решении проблемы –
Работа, достижения
Упорная работа и достижения –
Беспокойство
Беспокойство –
Друзья
Ставка на близких друзей –
Принадлежность
Стремление принадлежать –
Чудо
Надежда на чудо –
Несовладание
Несовладание –
Разрядка
Разрядка –
Общественные действия
Общественные действия –
Игнорирование
Игнорирование проблемы –
Самообвинение
Самообвинение –
Уход в себя
Уход в себя –
Духовность
Поиски духовной опоры –
Введение в профессию (Клиническая психология)
112
Стратегия
Описание
Позитивный фокус
Фокусирование на позитиве –
Профессиональная помощь Обращение за помощью к профессионалу –
Отвлечение
Стремление отвлечься и отдохнуть –
Активный отдых
Активный отдых –
5. И.А. Зимней были выделены 10 основных видов компетенций, объ- единенных в три группы. Опишите их.
Группы компетенций
Компетенции, относящиеся к самому человеку как лично- сти, субъекту деятельности, общения
Компетенции, относящиеся к деятельности человека
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы
6. Советом Европы в развернутом виде определены и представлены ключевые компетенции. Сгруппируйте представленный ниже таблицы список компетенций в соответствующие группы:
Перечень компетенций
Группа компетенций
Политические и социальные компетенции
Межкультурные компетенции
Компетенции, определяющие владение устными и письменными языками общения
Компетенции, определяющие владение устными и письменными языками общения
Компетенции, связанные с возникновением общества информации
Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь
Коммуникация на родном языке
Коммуникация на иностранном языке
Математические навыки, базовые навыки в естественных науках и технике
Предпринимательские способности
Культурная компетенция
Список компетенций:
– способность брать на себя ответственность;
– участвовать в совместном принятии решений;
– регулировать конфликты ненасильственным путем;
– участвовать в функционировании и развитии демократических ин- ститутов;
Глава 1. Психология как профессия
113
– препятствовать возникновению расизма, ксенофобии, распростране- нию климата нетерпимости;
– понимание различий;
– уважение и способность ладить с людьми других культур, языков, религий;
– владение несколькими языками, важными в работе и общественной жизни;
– владение новыми технологиями, понимание возможностей их при- менения;
– способность критически воспринимать распространяемую по кана- лам средств массовой коммуникации информацию;
– способность выражать и интерпретировать мысли и чувства;
– излагать факты в устной и письменной форме;
– успешно взаимодействовать в различных социальных контекстах – на работе, дома, в свободное время;
– способность использовать в повседневной жизни элементарные навыки вычислений;
– использовать знания и практические навыки в области науки и тех- ники для решения практических задач;
– использовать мультимедийные технологии для извлечения, хране- ния, создания, презентации;
– классификация информации;
– обмен информацией;
– способность организовать и регулировать собственное обучение;
– умение эффективно распоряжаться временем;
– умение решать проблемы;
– способность приобретать, оценивать и усваивать новые знания, применять их в различных условиях;
– способности, необходимые для активного участия в общественной жизни и разрешения конфликтов в общении на межличностном, группо- вом или общественном уровне;
– стремление производить изменения самому;
– способность приветствовать, поддерживать инновационные процес- сы, привнесённые извне;
– способность адаптироваться к инновационным процессам;
– ответственность за результаты собственных действий, как позитив- ные, так и негативные;
– наличие стратегического мышления;
Введение в профессию (Клиническая психология)
114
– умение ставить цель и их достигать;
– устремлённость к успеху;
– способность оценить популярную культуру и социальные обычаи в целом;
– способность ценить литературу, искусство, музыку и другие формы творчества.
7. Уточните стандартный набор Ваших профессиональных качеств с учётом специфики профессиональной деятельности клинического психо- лога.
Наименование
Примеры и комментарии
I. Первичные качества
1. Общекультурные
Общая подготовка
Целевые и жизненные ори- ентации
Опыт общения с людьми
Определённые этические и эстетические навыки
Культура речи
2. Деловые (профессиональные)
Компетентность в вопросах управления
Трудовая активность
Опыт общественной дея- тельности
Дисциплинированность, чувство ответственности за результаты труда
Умение и стремление повы- шать свое образование
3. Личностные
Моральная устойчивость
Честность
Самостоятельность
Развитая воля
Решительность
Инициативность
Коммуникабельность
Надёжность
II. Приобретаемые качества
1. Общекультурные
Знание истории страны
(региона)
Глава 1. Психология как профессия
115
Наименование
Примеры и комментарии
Знание основных интеллек- туальных ценностей совре- менности
Ораторское мастерство
Навыки проведения кон- кретных практик
Чувство лидера и ответ- ственности
Способности масштабно мыслить
2. Деловые (профессиональные)
Организованность
Трудовая активность
Умение направлять и кон- тролировать деятельность других
Настойчивость и последова- тельность в реализации поставленных задач
Умение разбираться в до- стижениях социального и научного прогресса, нахо- дить способы их использо- вания на практике
3. Личностные
Мужество
Принципиальность
Способность противостоять конъюнктуре и личной вы- годе
Умение убеждать
Образцовое поведение в любых ситуациях
8. Проблемный семинар «Нравственные эталоны профессиональной деятельности клинического психолога».
Проблема всегда связана с некоторой степенью неопределенности для решения и выбора последующих действий. Неопределенность данной ситуации является основным структурным замыслом в конструировании проблемного процесса.Уровень сложности задачи во многом зависит от того, насколько велика эта неопределенность. По мере увеличения ограни- чений, включенных в условия задачи, возрастает ее сложность, усложня- ются условия решения поставленной проблемы и нахождения путей выхо-
Введение в профессию (Клиническая психология)
116 да из затруднений. Процесс нарастания сложности проблемы связан и с противоположным процессом – снятием ограничений в ходе проблемного семинара. Крайним выражением этой тенденции является полное отсут- ствие детерминированности способов решения задачи, полная свобода действий.
Участие в проблемном семинаре опирается на личностный подход, а итогом являются развитие профессионального самоопределения, выра- ботка нового стиля осуществления деятельности, развитие опережающе- го мышления, наиболее отвечающего профессиональным задачам труда современного государственного служащего.
Решение проблемных задач протекает в фазах:
– осознание проблемы;
– гипотетическое решение и предвидение его результатов;
– выполнение решения;
– проверка решения.
Этапы проектного семинара:
Первый этап – осознание проблемы. В результате этой деятельности формулируется вопрос, который фиксирует соотношение сообщаемой информации с известными ранее положениями. Вопрос как бы вскрыва- ет, обнаруживает главное и тем самым намечает последовательность ак- тов решения, определяет направление, по которому следует искать ответ.
Постановкой вопроса завершается первый этап.
Второй этап – планированиеисполнительских действий, концепту- альная модель – предполагает выработку гипотезы и приятие решения.
Это центральный этап. Гипотеза – это проектируемый субъектом резуль- тат, выбор способов решения, ведущих к устранению выявленных проти- воречий; гипотетическое мышление – прогнозирование, эвристические процедуры поиска. Гипотеза позволяет сделать мыслительный переход от того, что очевидно, к тому, что следует найти. На этом этапе большое значение имеет прошлый опыт, перенос имеющихся знаний в новые условия, способы осмысления неизвестного с позиции уже известного, переработка уже знакомой информации в целях применения ее для прак- тического решения, оценка ситуации и своих возможностей.
Третий этап – проверка произведенного решения. Это завершающий этап в решении проблемы. Он включает оценку гипотезы, правильности произведенных действий, представляет собой апробацию гипотетическо- го решения, анализ и оценку достоверности полученных результатов.
Если проверка подтверждает правильность избранной стратегии реше-