Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Психология как профессия
117
ния, то на этом решение поставленной задачи заканчивается. В том слу- чае, если обнаруживается несоответствие полученных результатов ос- новным критериям достоверности, то познавательный процесс продолжа- ется: вносятся коррективы, строится новая гипотеза – вновь выстраивает- ся стратегия решения, осуществляются решение проблемы и контроль.
Это второй виток спиралеобразного развития процесса познания. Могут иметь место и третий, и четвертый витки и т.д.
Общим итогом является защита продукта, связанного с решением за- явленной проблемы. Форма отчетности – свободная (доклад, презента- ция, отчет, эссе и т.д.).
9. Дополните перечень факторов, влияющих на исполнение професси- ональной дисциплины. Обоснуйте свою позицию.
Наименование фактора
Примечание
Внутренние факторы
Характер клинического психолога
Система ценностей клинического психолога
Совесть клинического психолога
Внешние факторы
Качество нормирования и инструктирова- ния деятельности клинического психолога
Полнота психологической информации
Оптимальность организационной структуры
Уровень общей и профессиональной подготовки
Продуманность морального и материально- го стимулирования клинического психолога
Сочетание источников и факторов форми- рования личности клинического психолога и системы «должностных требований»
Введение в профессию (Клиническая психология)
118
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Абрамова Г.С. Модель профессиональной деятельности практического психолога // Введение в практическую психологию. 2-е изд., испр. и доп. М.,
1994. С. 13–18.
2. Буякас Т.М. Смыслы и ценности в деятельности психолога-профессионала
// Акмеология. 2001. № 1.
3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «пси- холог» : учеб. пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2002.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессио- нала. М. : РАГС, 2000. 124 с.
5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессий. М. : Изд-во
Моск. ун-та, 1987.
6. Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения.
СПб. : Б.С.К., 1997.
7. Карандашов В.Н. Как стать психологом: введение в профессию. Вологда :
Легия, 1999.
8. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва ; Воронеж, 1997.
9. Кодекс профессиональной этики психологов Общества психологов ВНР //
Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 130–133.
10. Литвак М.Е. Профессия психолог. Ростов н/Д, 1999.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Гос. изд-во иностр. и национал. словарей, 1963. 900 с. См. также новейшее исправленное издание. М.: Русский язык, 1990.
13.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
14. Словарь психолога-практика. 2-е изд., перераб. и доп. / сост.
С.Ю. Головин. Минск, 2001.
15. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики.
М. : Знание, 1988.
16. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы раз- вития теории и практики. М., 1998.
17. Фокин В.А. О некоторых проблемах профессионализации психологов //
Молодой специалист XXI века // Тезисы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001.
Дополнительная
1. Артемьева Е.Ю., Лучко Л.Н., Стрелков Ю.К. Методика оценки трудовых действий // Вопросы психологии. 1984. № 5.
2. Булынин A.M. Профессиональное становление личности: ценностный под- ход. Комсомольск-на-Амуре, 1996.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 27
Глава 1. Психология как профессия
119 3. Буякас Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психоло- гии. 1997. № 3.
4. Григорьев С., Демина Л. Профессиональный психолог в регионе экологиче- ского неблагополучия. Барнаул, 1995.
5. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология – наука о путях достижения вер- шин профессионализма. М., 1993.
6. Дмитриева М.А., Арефьев С.Л. Сравнительный анализ двух моделей дея- тельности психолога // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1975.
7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.
8. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы пси- хологии. 1988. № 6.
9. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. Екатеринбург, 1999.
10. Климов Е.А. Введение в психологию профессий. М. : Культура и спорт, 1998.
11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988.
12. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
13. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессио- веда // Психологический журнал. 1994. Т. 14, № 4. С. 130–136.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д : Феникс, 1996.
15. Климов Е.А. Пути в профессионализм. М., 2003.
16. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М. : Изд- во МГУ, 1992.
17. Климов Е.А. О профессиональном самосознании // Психология професси- онала. М., 1996. С. 68–75.
18. Климов Е.А. Об одном ходе мыслей, полезном для психолога // Вестник
МГУ. Сер. 14. Психол. 1991. № 2. С. 3–11.
19. Миллс Р. Властвующая элита. М. : Изд-во иностр. лит-ры, 1959.
20. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. : МГУ, 1990. 331 с.
21. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального ста- новления человека. М., 2002.
22. Практикум по общей и экспериментальной психологии / под ред.
А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд. Санкт-Петербург ; Москва ; Харьков ;
Минск, 2000. С. 545–552.
23. Профессиональный кодекс этики для психологов. Кони. ФРГ, 1986 // Во- просы психологии. 1990. № 6. С. 148–153.
24. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.
Москва : Ин-т практич. психол. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996.
25. Развивающаяся психология – основа гуманизации образования : материа- лы Первой Всерос. науч.-метод. конф. М., 1998.
26. Романова Е.С. Психология профессионального становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.
27. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионально- го опыта // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1990. № 3.
Введение в профессию (Клиническая психология)
120
ГЛАВА 2. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КАК НАУКА И ПРАКТИКА
2.1. Специальность «клиническая психология»
Современная жизнь актуализировала потребность общества в ор- ганизации довольно масштабной и активной психологической помо- щи населению. Это связано с тем, что современный человек живет в ситуации постоянного воздействия стрессовых факторов вплоть до неопределенности перспектив общественного и личностного разви- тия. Все это способствует возрастанию количества людей:
– нуждающихся в психологической помощи в силу своей социальной, профессиональной, бытовой неустроенности и бесперспективности;
– страдающих разными недугами – психическими, невротически- ми, психосоматическими.
Их число пополняется и за счет армии перемещенных лиц, бежен- цев и жертв различных катастроф – экологических, производствен- ных, социальных, а также больных хроническим алкоголизмом, наркоманов и т.п.
Это, в свою очередь, актуализирует обеспечение целого ряда обла- стей общества специалистами-психологами (сферы здравоохранения, народного образования, требующие подготовки по клинической и медицинской психологии, и социальной помощи населению). Данные области общественной практики нуждаются в клинических психоло- гах как специалистах широкого профиля, способных решать ком- плексные задачи, носящие межотраслевой характер. В центре внима- ния клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духов- ным состоянием. Практическая и научно-исследовательская деятель- ность специалиста в области клинической психологии направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление заболеваний и разного рода недугов.
Необходимо отметить, что профессия психолог появилась сравни- тельно недавно. Отсюда и множество ошибочных и неверных сведе-
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
121
ний относительно методов и содержания науки психологии. Некото- рые люди даже путают такие похожие по звучанию, но разные по значению профессии, как психиатр, психотерапевт и психолог. Сразу следует сказать, что психиатр и психотерапевт – врачи, получившие диплом в медицинских учебных заведениях. А психолог получил своё образование по дисциплине «Психология» и врачом не является.
Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и окру- жающими его людьми.
Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и меж- личностные особенности, социально-психологические феномены, прояв- ляющие в различных областях человеческой деятельности, в том числе в тех, которые до сих пор не были сферами приложения деятельности кли- нических психологов. К ним относятся управление, производство и биз- нес, народное образование, юриспруденция и др.
Клинический психолог должен уметь работать не только с клиен- том (человеком, формирующим запрос на профессиональную психо- логическую помощь), но и, как участник междисциплинарной коман- ды, – с медицинским персоналом, уметь учитывать специфическое содержание деятельности в области медицинской практики, профес- сионально обусловленные психологические и личностные особенно- сти тех, кто входит в междисциплинарную команду, т.е. врачей, ме- дицинского персонала в целом и др. Клинический психолог для до- стижения своих профессиональных целей должен уметь оказывать психологическую помощь и владеть навыками практической работы с семьёй, социальными службами и другими социальными учреждени- ями, от которых зависит психологическое состояние и психическое здоровье его клиента. Клинический психолог работает в службах по- мощи тяжелым больным – онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. – и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости под- ключает к лечению психиатра и невролога. Также психолог может найти свое место в политике и бизнесе.
В нашей стране профессия клинического психолога сформирова- лась в последние три десятилетия в результате интеграции ряда дис-
Введение в профессию (Клиническая психология)
122 циплин, смежных, но имеющих разную историю и проблематику.
Госстандарт специальности «Клиническая психология» основан на традициях отечественной академической науки. В то время клиниче- ская психология изучала преимущественно особенности психических функций (внимание, мышление, память и т.д.). А на Западе развивал- ся психоанализ, который стал толчком для становления психокон- сультирования и психотерапии. Поэтому вузы, кроме предписанных
Госстандартом предметов, дополняют программы своими дисципли- нами и практическими занятиями. Прежде всего, это признанные приоритетными всем мировым психологическим сообществом такие области психологии, как нейропсихология и патопсихология, а также оформившиеся несколько позже психология телесности (психосома- тика), психология аномального онтогенеза, психологическая коррек- ция, психология здоровья. В зарождении и становлении нейро- и па- топсихологии решающую роль сыграли профессора Московского университета, лауреаты Ломоносовской премии, обладатели многих международных наград – Александр Романович Лурия и Блюма
Вульфовна Зейгарник (Климов Е.А.). Междисциплинарный характер основ специальности «Клиническая психология» на стыке гуманитар- ных и естественно-научных дисциплин (клинической медицины, ана- томии, физиологии, психофармакологии, генетики, высшей матема- тики и т.д.) позволяет студентам приобретать солидную теоретиче- скую базу для дальнейшего профессионального роста. Фундамен- тальный характер образования предполагает солидную практическую подготовку студентов. Дипломные работы выпускников представля- ют собой, как правило, полноценные исследования с серьезной про- работкой теоретических основ и решением значимых четких задач научно-практического характера.
В рамках специальности «Клиническая психология» осуществля- ется подготовка студентов по таким специализациям, как:
– нейропсихология;
– патопсихология;
– психосоматика и психология телесности;
– психология аномального развития;
– психологическое консультирование, психокоррекция и психоте- рапия;
– психология здоровья и здорового образа жизни.
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
123
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подго- товкой клинические психологи могут выполнять различные функции и оказывать психологическую помощь людям в самых разных фор- мах: диагностические, экспертные, консультативные, коррекционные, психотерапевтические, профилактические, реабилитационные, науч- но-исследовательские, учебно-педагогические и др.
В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно- профилактических учреждений, начиная с психиатрической, онколо- гической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стома- тологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.
Клинические психологи активно включаются в решение круга за- дач охраны психического здоровья подрастающего поколения, рабо- тая в детских дошкольных заведениях, школах, детских санаториях- профилакториях, интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства и др.
Все более активно клинические психологи привлекаются для рабо- ты в службах социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в центрах занятости, службах по подбору кадров, учрежде- ниях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.
В 1990-е гг. в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам была введена специаль- ность «клиническая психология». В отличие от России, в которой ме- дицинская психология и клиническая психология зачастую представ- ляют собой одну и ту же область психологии, в международной прак- тике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время как клиническая психология – это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.
Теоретическое и прикладное значение клинической психологии раскрывается в решении вопросов совершенствования диагностиче-