Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение в профессию (Клиническая психология)
124 ской и экспертной работы, психологического потенцирования лечеб- ных мероприятий, изучения взаимоотношений больных, организации работы персонала лечебных учреждений и оптимизации лечебной среды клиник, разработки специальных психологических методов, повышающих результативность и длительность эффекта лечения, коррекцию изменений в личности больных, возникающих в ходе за- болевания (Климов Е.А).
2.1.1. Практические функции клинических психологов
(формы психологической помощи)
Диагностика – наиболее традиционная функция. Специфика кли- нико-психологической диагностики: синдромальность – выделение и качественное описание синдрома, прогностичность. Виды диагностики:
1. Нозологическая (с помощью нозологических единиц). В начале
18 в. «одержимых бесами» впервые признали психически больными, но их болезни психики сначала было трудно расклассифицировать, систематизировать. Стали выделять симптомы – общие признаки психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей.
Симптом как единичный и малоинформативный признак болезни привел к выделению синдромов – закономерных сочетаний симпто- мов. На сегодняшний день существуют целые описания – стереотипы развития и движения синдромов, их динамика. Клинико- психологический синдром, в отличие от медицинского, – это система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств лич- ности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который свя- зан со всеми изменениями. В медицине для выделения синдрома при- меняется метод наблюдения, причем он позволяет только описать симптомы проявления болезни, итоговые нарушения психической деятельности. Клинический психолог пытается выделить закономер- ности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях – латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический пси- холог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипо- тезы, пола, возраста, анамнеза больного.
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
125 2. Топическая – участие психологов в определении места пораже- ния мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики. Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют так называемые «немые» зоны мозга (ассо- циационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.
3. Индивидуально-психологическая – диагностика личности чело- века с целью выявления предрасположенности к различным заболе- ваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент, акцентуации, психопатии). При этом возможно пресле- дование иных целей – дать коррекционные и реабилитационные ре- комендации.
4. Функциональная – в рамках какой-либо экспертизы в зависимо- сти от задачи (ВТЭК, судебная и т.п.).
5. Диагностика умственного развития детей и подростков в про- цессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недораз- вития, задержки развития, искаженного развития психики.
6. Диагностика, связанная с различными формами психологического
воздействия, в том числе психологической коррекцией и психотерапи- ей. Психологическая диагностика должна предшествовать воздей- ствию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия.
Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).
Психологическая интервенция (воздействие, вторжение) – це- ленаправленное, организованное во времени и в методах влияние че- ловека на другого человека с определенной целью и намерениями.
В этой связи для клинического психолога актуальны следующие во- просы: что воздействует; на что воздействует; к чему приводит; цели воздействия
(профилактические, лечебные, восстановительно- адаптационные); кто воздействует?
Очевидно, что следует вести речь о трёх видах психологического воздействия в зависимости от воздействующего лица:
– психологическое консультирование;
– психологическая коррекция;
– психотерапия.
Психотерапией занимаются как врачи-психотерапевты (врачебная психотерапия), так и клинические психологи (психологическая пси-
Введение в профессию (Клиническая психология)
126 хотерапия). Для этого используются подходы и технологии таких ти- пов психологического воздействия, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, бихевиорально- когнитивная психотерапия.
Психологическая коррекция – любое изменение, улучшение и со- вершенствование состояния любого человека. Возможна коррекция:
– поведения;
– психологических факторов риска заболеваемости здоровых людей;
– психологических последствий перенесенных заболеваний (от ипохондрии до анозогнозии);
– адаптационных возможностей человека;
– конфликтных ситуаций;
– профилактики инвалидизации;
– профилактики рецидивов перенесенных заболеваний.
В настоящее время сложилась такая форма работы, как бригадный метод: врач, психолог и социальный работник вместе могут оказать гораздо больше видов помощи как здоровым, так и больным людям.
Экспертиза. Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):
– исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;
– соотносить психический статус с требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.
Виды экспертизы:
1. Врачебно-трудовая: психолог должен оценить, насколько чело- век, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоро- вевший Психологи решают, может ли человек вернуться к своей ра- боте, или рекомендуют другие виды деятельности в соответствии с возможностями человека.
2. Военно-медицинская – оценка личностных аномалий призывников
(неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбуди- мость и т.д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых. Известно, что вследствие психологических ошибок по- вышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
127 3. Судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатри-
ческая – определение вменяемости человека, что напрямую связано с определением уголовной ответственности или принудительным лече- нием. Это решается на основании двух факторов: медицинского (бо- лен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осозна- вать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюде- ние обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит кон- кретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легко- му олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом пре- ступлении – мог не осознавать своей роли). Судебно-психолого- психиатрическая экспертиза, помимо вопроса о вменяемости, может решать и другие вопросы:
– каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному;
– в каком аффективном состоянии человек находился в момент со- вершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, при кото- ром человек не мог себя контролировать;
– можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может ха- рактеризовать особенности психики человека, которые могли повли- ять на его свидетельские показания);
– оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на ос- новании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина).
4. Психолого-педагогическая. Осуществляется клиническими пси- хологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Даются диагноз и прогноз эф- фективности педагогических действий – где и как учить и что коррек- тировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение
ЗПР и недоразвития.
Реабилитация – социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач, юрист, социолог, психолог). Клинический психолог решает три вида задач:
– коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления за- болевания; коррекция тревожности, мотивации, послеболезненных синдромов и т.п.;
Введение в профессию (Клиническая психология)
128
– восстановление нарушенных высших психических функций;
– восстановление и нормализация отношений в среде.
Профилактика. Мировая практика представляет три этапа про- филактики:
1. Первичная профилактика – общегосударственная задача укреп- ления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов – формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.
2. Вторичная профилактика – выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.
3. Третичная профилактика – работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения ре- цидива болезни.
2.2. Практические сферы клинической психологии
Практическая реализация исследований, накопленных клиниче- ской психологией, была представлена:
Психодиагностикой. Вопросы клинической психологии решались главным образом в сфере психодиагностики; существенный импульс для развития этой области дал, в частности, Бине, один из создателей диагностики интеллекта. Во время обеих мировых войн значительно продвинулась вперед диагностика пригодности к строевой службе, что очень способствовало распространению диагностики в целом и в частности клинической диагностики.
Педагогическим консультированием. На базе психодинамиче- ских подходов Фрейда и Адлера, а также клинико-психологических разработок Уитмера были созданы консультационно-педагогические центры (Пенсильвания, Вена, Мюнхен). Наряду с психотерапией глу- бинно-психологической ориентации педагогическое консультирова- ние долгое время оставалось единственной областью интервенции, открытой для клинических психологов. Сфера деятельности педаго- гического консультирования иногда описывалась понятием «психаго- гика» (например, Адлер, Шульц-Хенке). Под этим термином подра-
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 27
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
129
зумевалась активная интервенция, которая была ограничена опреде- ленным сроком и применялась при психических расстройствах и нарушениях поведения. Консультирование в процессе оказания пси- хологической помощи подразумевает совместное обсуждение врача, клинического психолога, с одной стороны, и пациента или клиента – с другой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления и профилактики, а также информирование человека о его индивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования, методах саморегуляции. Консультирование направлено на выработку активной позиции человека по отношению к психоло- гическим проблемам, фрустрациям и стрессам с целью обучения спо- собам восстановления или сохранения эмоционального комфорта в критических жизненных ситуациях. Диагностические процессы в структуре психологического консультирования включают клиниче- ское интервьюирование и использование батареи экспериментально- психологических методик для определения особенностей функциони- рования психических процессов и параметров индивидуальности.
Существенными при консультировании в практическом отношении являются процесс информирования человека об объективных пара- метрах его психической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучение способам психической саморегуляции.
Информирование клиента. Информирование клиента представ- ляет собой довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе. Существу- ет несколько стратегий информирования, принципиально различаю- щихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкой и используемой терминологией. Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач получают в процессе обследования клиента (паци- ента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка при информировании. Можно фиксировать внимание:
– на явных отклонениях функционирования организма и психики;
– всех имеющихся отклонениях;
– отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить;