Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
137
гументы: 1) лечение больных является задачей медицины; 2) психоте- рапия является лечением больных; отсюда следует, что психотера- пия – это задача медицины. Данное положение опирается на тот факт, что во многих странах психотерапия воспринимается именно как те- рапия, и право заниматься ею получают врачи. Благодаря соответ- ствующим законам, клинические психологи с дополнительной специ- ализацией имеют право заниматься психотерапией, однако главенство врача в психотерапии практически не оспаривается в большинстве стран до сих пор. С близостью психотерапии к психологии не соглас- ны также некоторые психологи и психотерапевты, ориентированные на глубинную или гуманистическую психологию. Они считают пси- хотерапию отдельной гуманистической, а не медицинской дисципли- ной, которая опирается на психологию, медицину, философию, теоло- гию. Отсюда логично вытекает и требование специальной профессио- нальной подготовки по психотерапии (например, обучение в универ- ситете или вузе соответствующего профиля), либо специализации по психотерапии на базе любого гуманитарного образования (таков за- кон о психотерапии в Австрии).
Активно развивающейся отраслью современной психологии явля- ется социальная психология, в центре исследований которой находит- ся человек в его взаимоотношениях с социальным окружением, по- этому ее влияние на клиническую психологию несомненно.
Зарубежная клиническая психология связана и с другими дисци- плинами, смысл и содержание которых новы для отечественной пси- хологии и медицины, поэтому следует кратко остановиться на пони- мании некоторых из них: поведенческой медицины, психологии здо- ровья, общественного здоровья.
Поведенческая медицина (Behavioral Medicine) – междисципли- нарная научно-исследовательская и прикладная область. В своем под- ходе к проблемам здоровья и болезни ориентируется на биопсихосо- циальную модель. Осуществляемый в ее рамках синтез достижений науки о поведении и биомедицинских наук призван помочь успешно- му решению проблемы здоровья-болезни и использованию этих до- стижений в профилактике, интервенции и реабилитации.
Психология здоровья (Health Psychology) – научный, психологиче- ский и педагогический вклад:
– в профилактику и охрану здоровья;

Введение в профессию (Клиническая психология)
138
– предотвращение и лечение болезней;
– выявление форм поведения, повышающих риск заболевания;
– постановку диагноза и выявление причин нарушения здоровья;
– реабилитацию;
– совершенствование системы здравоохранения.
Программы последипломного обучения клинической психологии показывают, что в США поведенческую медицину и психологию здо- ровья относят к сфере клинической психологии. В последнее время в психологии здоровья делают акцент на профилактике, ориентирован- ной на модели здоровья, что позволит этой области в скором времени стать отдельной специальностью.
Общественное здоровье (Public Health) или популяционная медици- на (эквивалентный термин) – междисциплинарная область исследова- тельской и практической деятельности, занимающаяся повышением общего уровня здоровья населения (предупреждением болезней, про- длением жизни, улучшением самочувствия) посредством обществен- ных мероприятий или влиянием на систему здравоохранения в целом.
Следует подчеркнуть значение клинической психологии для раз- вития самой психологии – как науки, изучающей факторы, законо- мерности и механизмы психики. Зейгарник выделяет несколько ас- пектов подобного влияния на развитие общетеоретических вопросов психологии: решение проблемы соотношения социального и биоло- гического в развитии психики; анализ компонентов, входящих в со- став психических процессов; освещение вопроса о соотношении раз- вития и распада психики; установление роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
Рассматривая здоровую и больную личность в биопсихосоциаль- ном единстве, можно увидеть взаимосвязи клинической психологии с другими научными дисциплинами и предметами, но здесь можно бы- ло бы ограничиться лишь перечислением некоторых из них. К ним относятся: социология, антропология, этнография, культурология, история, филология и лингвистика (нейролингвистика, психолингви- стика), математика и статистика и др.
Таким образом, клинические психологи занимаются исследовани- ем общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и био- логического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а


Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
139
также решением проблем развития и распада психики. Сама область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемо- сти и личностному развитию. Клиническая психология концентриру- ется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психоло- гических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социо- экономических уровнях. Предмет клинической психологии как науч- но-практической дисциплины:
– психические проявления различных расстройств;
– роль психики в возникновении, течении и предупреждении рас- стройств;
– влияние различных расстройств на психику;
– нарушения развития психики;
– разработку принципов и методов исследования в клинике;
– психотерапию, проведение и разработка методов;
– создание психологических методов воздействия на психику че- ловека в лечебных и профилактических целях.
2.4. Профессиограмма клинического психолога
Задача клинического психолога – не только забота о здоровье че- ловека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности.
Объектом клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связанными с его здоровьем. Клинический психолог является, по сравнению с другими психологами, макси- мально практическим психологом. Особенности практической дея- тельности клинического психолога состоят в том, что он работает с индивидуальными психическими характеристиками человека.
Практическая деятельность клинического психолога:
– диагностическая;
– формы психологического воздействия;
– участие в разных экспертных задачах;
– реабилитация;
– профилактика заболеваний;

Введение в профессию (Клиническая психология)
140
– консультирование;
– научная работа.
Клинический психолог имеет дело с людьми, нуждающимися в по- нимании. Поскольку лечат не болезнь, а больного, то клинический пси- холог познаёт не только болезнь, но и психические особенности боль- ного. Клинический психолог познаёт симптом – единичный признак проявления болезни, синдром – набор закономерно сочетаемых симп- томов, нозологию – набор синдромов. Клинический психолог должен: владеть как разносторонними психологическими знаниями, так и опре- деленной медицинской подготовкой, в частности в области психиатрии и неврологии; быть знаком с педагогикой; уметь вести клиническую беседу с пациентом; владеть неэкспериментальными и эксперимен- тальными методами сбора необходимых эмпирических материалов, обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях наблюдаемой клинической картины пациента, собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содей- ствовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и профессионального коллектива.
Движения клинического психолога, впрочем, как и любого друго- го, являются основным проводником взаимодействия его с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его фи- зических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двига- тельного акта, которая может быть самой разнообразной. Дозировка усилий у клинического психолога должна быть достаточной, но не чрезмерной, чтобы не причинить пациенту вред в замен надлежащей пользы. Поведение в целом, как непременный атрибут, должно соот- ветствовать профессиональной подготовке клинического психолога и быть строго дозированным согласно конкретной ситуации. Подчас существует потребность у клинического психолога в выразительных движениях и наружности. Особенно это касается психологов, работа- ющих с детьми. В этих случаях для психологического влияния хоро- ша наглядная демонстрация, что часто и применяется.
При работе с пациентами для клинического психолога важны пра- вильная организация процесса и выполнение поставленных клиниче-


Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
141
ских задач, т.е. внимания. Поэтому и в теоретическом и в операцио- нальном плане внимание у клинического психолога должно характе- ризоваться достаточно высоким уровнем (интенсивностью, концен- трацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переклю- чения (перемещения), длительностью и устойчивостью.
Среди процессов памяти для клинического психолога особенно важно запоминание, которое определяет полноту и точность воспро- изведения клинического материала, прочность и длительность его сохранения. Условия продуктивности запоминания в работе связаны ещё и с тем, что протекает оно в форме как непроизвольного, так и произвольного процесса.
Восприятие клинического психолога во многом зависит от про- шлого опыта, накопленного клинического материала, содержания и задач выполняемой клинической деятельности, психических состоя- ний и индивидуальных особенностей психолога (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т.д.).
Под влиянием этих факторов и создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же вопросов обычными людьми и клиниче- скими психологами.
Для клинического психолога необходимо развитое воображение как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности с помощью переработки содер- жания сложившегося практического, чувственного, интеллектуально- го и эмоционально-смыслового клинического опыта.
Мышление в работе клинического психолога находит целенаправ- ленное использование в развитии и приращении знаний, поскольку в мышлении важнейшую роль играет понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.
Чтобы быть способным успешно выполнять обязанности клиниче- ского психолога, специалист должен действовать в направлении со- знательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние пре- пятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления), для че- го необходима развитая эмоционально-волевая регуляция. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к дости- жению поставленной цели. Специфичным является наличие внутрен-

Введение в профессию (Клиническая психология)
142 него интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у пси- холога в данный момент побуждения в направлении такого их упоря- дочивания, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.
В множестве эмоциональных процессов для клинического психо- лога важен особый вид – собственно эмоций, которые, в отличие от аффектов, могут слабо проявляться внешне. Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отно- шение психолога к складывающимся или возможным ситуациям кли- нической практики, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях.
Работник в области клинической психологии должен иметь выра- женный интерес к человеку и его внутреннему миру, к тонким осо- бенностям межчеловеческих отношений, профессионально положи- тельное отношение к людям независимо от их социального, сомати- ческого и психического статуса, возрастно-половых и индивидуаль- ных особенностей; он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возмож- ностях положительного развития человека) в сочетании с готовно- стью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами (такими как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних средств, участие в про- ектировании внешних средств и условий, коррекция индивидуального стиля, активизация самопознания и саморегуляции человека).
Клинические психологи ценят в своих коллегах способность орга- низовывать и проводить соответствующую работу по специальности; разрабатывать (и дорабатывать после коллективных обсуждений, эм- пирической проверки) приемы, пути, методы, средства развития кли- нической психологии; разбираться в конкретных психологических и клинических противоречиях жизненной ситуации пациента; предла- гать и корректно внедрять рекомендации по организации помощи нуждающимся, отдыха и быта людей, учебной деятельности, по оп- тимизации процессов психологического воспитания детей и взрослых.
Подобно другим специалистам, клинические психологи в своей рабо- те не приемлют отсутствие профессионализма в работе, слабодушие, корыстолюбие. Отсюда необходимость взаимодействия со смежными


Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
143
специалистами. Сложные проблемы в психологии чаще всего харак- теризуются своей комплексностью. При рассмотрении таких проблем обнаруживается, что они связаны с множеством других проблемных вопросов, часто выходящих за рамки самой психологии. Для их ре- шения необходимы организация взаимодействия со смежными специ- алистами, и готовность к такому взаимодействию. Такая готовность определяет профессиональную культуру клинического психолога.
Учитывая и разнообразие видов психологического воздействия в практике клинических психологов, актуальность взаимодействия ста- новится очевидной. Психологическое воздействие – целенаправлен- ное, организованное во времени и в методах влияние одного человека на другого с определенными намерениями и целями, порождающее необходимость ответственности в постоянной постановке вопросов: как психологическое воздействие осуществляется с помощью психо- логических средств; на что оказывает влияние (мотивация, система отношений, эмоциональная сфера, самооценка и самосознание); к че- му приводит (изменение поведения человека в целом, саморегуляции, телесных функций, состояния здоровья); каковы цели воздействия
(профилактические; лечебные, восстановительно-адаптационные).
Существуют две основные формы психологического воздействия, используемые в клинической практике – психотерапия и психокор- рекция. Психотерапия – отрасль медицины, не имеющая достаточно четкого научного обоснования, но необходимая и имеющая большой практический опыт. Формы психотерапии: рациональная – проблемы больного обсуждаются с ним, обдумываются и находятся пути реше- ния; суггестивная – проводится с пациентом в сознании или в состоя- нии гипноза; сюда относится гипнотерапия, аутотренинг, внушение и самовнушение; наркопсихотерапия и условно-рефлекторная тренин- говая терапия. Основной смысл психотерапии – вылечить пациента, купировать симптомы. Врач-психотерапевт может использовать и фармакологические средства. Психотерапия – задача врача, проводит- ся с больными людьми с целью излечения. Задачи при психотерапии
(Карвасарский): глубокое и всестороннее изучение личности больно- го, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, спе- цифики формирования структуры и функционирования его системы отношений; выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению патологиче-


Введение в профессию (Клиническая психология)
144 ского состояния и симптоматики; достижение у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации: изменение при необхо- димости его объективного положения и отношения к нему окружаю- щих; изменение отношений больного, коррекция неадекватных реак- ций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и ведет как к улучшению субъективного самочувствия больного, так и восстановлению полноценности его социального функционирования.
Различные психологические воздействия, которые оказывают пси- хологи, – психокоррекция: коррекция поведения, психологических факторов риска заболеваемости, психологических последствий пере- несенных заболеваний, совершенствование адаптационных возмож- ностей человека, психологическая коррекция конфликтных отноше- ний и др. Таким образом, психокоррекция, в отличие от психотера- пии, – это работа со здоровыми людьми. Это прерогатива психологов, а не врачей, но она (будучи вмешательством во внутренний мир чело- века) используется только тогда, когда встает вопрос об охране здо- ровья пациента. Однако есть определенная путаница относительно термина «психотерапия» или «психологическая терапия». Термин
«психологическая терапия» применяется по отношению к разного рода психологическим методам, направленным на борьбу не с болез- нями, а с «болями», причем психологическими: психоанализ, пси- ходрама (Морено), гештальттерапия (Франкл, Перлз), гуманистиче- ская (Роджерс), бихевиоральная терапия, семейное консультирование и терапия (Спиваковская) и т.д. По отношению к вышеперечислен- ным методам психологической работы также нередко применяют термин «методы психотерапии и психокоррекции».
Даже краткий обзор психологических воздействий показывает уровень сложности задач, решаемых в практике клинического психо- лога, что и порождает необходимость различного рода профессио- нальных взаимодействий.
Варианты решения комплексных психологических задач:
– развитие внешних организационных связей и контактов с реаль- ными и потенциальными смежниками;
– расширение собственного общего и профессионального кругозо- ра психолога, что способствует улучшению взаимодействия как с