Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
151
Рис. 11. Морально-этические качества клинического психолога
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте основные характеристики, позволяющие рассматривать пси- хологию как высокоорганизованную науку.
2. Докажите, что знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать аб- солютными.
3. Представьте способы освоения действительности.
4. Покажите основные различия житейской и научной психологии.
5. Попытайтесь объяснить трудность определения предмета психологии.
6. Покажите, в чем состоит коренное расхождение материализма и идеализма в понимании психики.
7. Представьте основные идеи различных психологических школ и направлений.
8. Кратко представьте изменения представлений о предмете психоло- гии с древнейших времен до наших дней.
9. Укажите этапы, которые прошла психология в становлении как наука.
10. Покажите историческое преобразование предмета психологии.
Морально-этические качества клинического психолога
Честность
Порядоч- ность
Принципиаль- ность
Обязательность
Сознательность
Надежность
Интеллигентность
Добросовест- ность
Умение держать слово
Готовность отстаи- вать свои убеждения
Человечность
Доброта
Бескорыстность
Скромность
Введение в профессию (Клиническая психология)
152 11. Докажите значение психологических знаний в жизни человека.
12. Объясните различия между объектом и предметом науки. Что фиксирует каждый из них?
13. В чем состоит суть гуманитарного познания как особого типа научного познания?
14. Что вы связываете с именем Вильгельма Вундта в развитии пси- хологии.
15. В чем состоит суть современных многообразных концепций, опи- сывающих целостность и уникальность человека?
16. Выделите типы идеалов научного познания, используемых в пси- хологии.
17. Когда можно фиксировать возникновение первых научных пред- ставлений о психике в контексте клинической психологии?
18. Покажите роль Средних веков, пронизанных безудержным мисти- цизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естествоиспытателей и кострами инквизиции, в становлении клинической психологии.
19. Как повлияло развитие учения о рефлексе на становление клини- ческой психологии?
20. В чем суть проблемы соотношения мозга и психики и ее роль в развитии клинической психологии?
21. Когда и кем обозначен исторический этап новой специализации для психологов – клинической психологии?
22. Обозначьте задачи деятельности медицинского психолога.
23. Представьте разделы клинической психологии.
24. Определите специфику объекта и предмета клинической психологии.
25. Представьте основные отрасли современной клинической психо- логии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Разработка проекта «Становление клинической психологии в Том- ске».
Метод проектов – технология, которая ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний и реализация которой дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Метод проектов рассматривается как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств. Метод проектов может
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
153
быть индивидуальным или групповым, но он предполагает определенную совокупность исследовательских, поисковых, проблемных приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий и предполагают презентацию этих результатов.
Основные требования к использованию метода проектов:
– Проектирование всегда базируется на некотором изобретении, поз- воляющем решить ту или иную актуальную проблему.
– Проект как результат проектирования должен быть ориентирован на массовое использование.
– Объектами проектирования являются системы, а сам процесс проек- тирования носит системный характер.
– В процессе проектирования моделируется некоторый объект дей- ствительности.
Критерии оценки результата проектирования – качество содержания проекта и качество защиты проекта (И.Д. Чечель).
По первому критерию исследователь выделяет следующие показатели:
1. Актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, прак- тическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность предлагаемых решений.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
5. Качество записки: оформление, соответствие стандартным требова- ниям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисун- ков; качество и полнота рецензий.
По второму критерию оцениваются:
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убеди- тельность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, меж- предметные связи.
3. Культура речи, манера, использование наглядных средств, чув- ство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудито- рии.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
Введение в профессию (Клиническая психология)
154 5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
2. Заполните пропуски в приведенных фрагментах текста: а) У Платона доминировала ориентация на математику, у Аристоте- ля – на ………………, изучение объектов которой имело древние матери- алистические традиции. б) Следует иметь в виду два существенных момента, отличающих по- нятие души от современных представлений о психической деятельности.
Во-первых, душа идентифицировалась с ……………… . Во-вторых, еще не запечатлелось ни в размышлениях о ней, ни в соответствующих тер- минах различие между душой ………………… и бессознательной. в) Согласно Вундту, обычное самонаблюдение бесконтрольно и хао- тично. Контроль и порядок в исследование …………….. способны внести экспериментальные процедуры …………… . Опыт физиологический – объективный позволяет, считал он, расчленить опыт непосредственный –
…………….. и тем самым реконструировать в научных понятиях архи- тектонику сознания индивидуума. г) Любая система объективного научного знания может быть исполь- зована в качестве ……………… познания действительности. д) Метод – это совокупность ………………….. и операций практиче- ского и теоретического освоения действительности. е) Важен не только хороший метод, но и опыт его ……………………. .
3. Отразите взаимосвязь психологии с другими науками по следующей схеме: ПСИХОЛОГИЯ – ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ (в изучении структу- ры физиологических и биологических процессов головного мозга).
4. Выпишите слова, обозначающие психические явления.
Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информа- ция, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение, сердцебие- ние, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настрое- ние, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность.
5. Выберите и объясните свой выбор суждений о психологии. а) Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и пси- хических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно. б) Психология – наука, изучающая процессы активного отражения че- ловеком и животными объективной реальности в форме ощущений, вос- приятий, понятий, чувств и других явлений психики.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 27
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
155
в) Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах пси- хической жизни человека и животных. г) Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (т.е. сознание индивида). д) В комплексе наук о человеке «не последнее место принадлежит психологии, изучающей развитие психики человека, его личности, созна- ния и воли, чувственно-эмоциональной сферы». е) Знание методологии важнее знаний самой дисциплины… Для твор- цов науки важнее всего сам светильник, т.е. метод, освещающий дорогу, нежели пройти участок пути (П.В. Алексеев). ж) Ни одна теория не рождается без участия соответствующего мето- да… И все же во взаимодействии теоретических знаний и методов первич- ными оказываются те или иные объективные связи и отношения объектив- ного мира, зафиксированные в человеческих знаниях (Г.В. Платонов). з) Метод – это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразования мира (П.В. Алексеев). и) Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа дей- ствия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе.
При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впу- стую и не получит ценных, точных данных (И.П. Павлов).
6. Выявите взаимосвязь психологии с другими науками и покажите ее место и роль в жизни общества. а) В последнее время началось слияние психологической науки с дру- гими науками, недаром идет сейчас психологизация управления и произ- водства. Возможно, это первые ласточки будущей научно-гуманитарной революции, которая сделает психологию одной из центральных наук земли, а заботу о психологии людей – одним из главных фокусов всех забот общества (Ю. Рюриков). б) Необходимые взаимосвязи между естественными и общественными науками о человеке нельзя обеспечить полностью без всестороннего раз- вития психологической науки, объединяющей естествознание и историю, медицину и педагогику, технические и экономические науки в целостном изучении человека (Б.Г. Ананьев). в) Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формиро- вания и развития (Е. Манучарова, М. Храмченко).
Введение в профессию (Клиническая психология)
156
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Гуревич П.С. Клиническая психология. М. : МГУТУ, 2004. 108 с.
2. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. Томск : Том. гос. ун- т, 2010.
3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб. : Питер, 2004. 960 с.
4. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Косарев И.И. Клиническая психология. М. :
Высш. шк., 1989. 60 с.
5. Гройсман А.Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофи- лактика. М. : Магистр-Пресс, 2002. 451 с.
6. История развития клинической психологии // Институт психотерапии и клинической психологии. М., 2000. URL: http://www.psyinst.ru/napr.php?id=7
Дополнительная
1. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. Томск : ТМЛ-Пресс,
2010.
2. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни // Сибирский психологический журнал. 2010. № 35.
С. 6–11.
3. Клиническая психология в социальной работе / Б.А. Маршинин [и др.]. М. :
Академия, 2002. 224 с.
4. Корсакова Н.К. Клиническая нейропсихология. М. : Академия, 2003. 140 с.
5. Косырев В.Н. Клиническая психология. Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина,
2003.
6. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко ; под. общ. ред.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985.
7. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1980.
8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.
9. Мендевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М. : Медицина,
1987. 380 с.
10. Основы клинической психологии // BOOKAP : библиотека психологиче- ской литературы. URL: http://www.bookap.info.ru/ genpsy/ osclin/ gl1.shtm
11. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
12. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988.
Глава 3. Профессиональное становление студента-психолога
157
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА
(КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА)
3.1. Основные позиции обучения клинической психологии
Центральная проблема, связанная с обучением клинической пси- хологии – это систематизация психологического знания (не содержит собственно системы психологического знания, а значит, не является прямым учебником).
Неопределенность этой проблемы связана, во-первых, с методоло- гической сложностью (отсутствием единой парадигмы). В процессе преподавания психологии возникает вопрос о единстве психологиче- ского знания. Основу психологического знания составляют психологи- ческие теории. Формальное тождество теории самой себе проявляется в воспроизведении в соответствующих данной теории психологических ее основных содержательных принципов: для ассоциативной психоло- гии – принципа ассоциаций, для гештальтпсихологии – структурности, для культурно-исторической теории – принципа опосредствованности и т.д. Воспроизведение основных содержательных принципов позволя- ет идентифицировать научный текст как принадлежащий или не при- надлежащий соответствующему психологическому направлению. Раз- граничение общенаучных и конкретных содержательных принципов раскрывает студентам единое пространство психологического знания, мотивирует его изучение и обосновывает необходимость дальнейшей разработки психологических теорий как эффективного инструмента профессиональной деятельности клинического психолога.
Во-вторых, неопределенность связана со спецификой психологи- ческой науки (сложность феноменов, единство субъективного и объ- ективного, уникальность следствия психологического знания).
Исходные позиции:
1. В процессе психологического образования целесообразно диф- ференцировать научную и дидактическую проблематику психологии.
Для науки одна из центральных проблем – происхождение психики, порождения психического и непсихического, для обучения – феноме-
Введение в профессию (Клиническая психология)
158 нологически-описательная точка зрения изначальной данности пси- хического: психическая реальность существует, а психология ее изу- чает. Наука представляет собой необозримое множество фактов, про- блем, сюжетов, подходов. Предпринимая попытку охарактеризовать психологию как учебную дисциплину, мы фактически ограничиваем себя намерением ответить на вопросы: что есть предмет психологии?
Каковы свойства психической реальности?. Более того, ответ на эти вопросы не в проблемно-артикулированной модальности, а скорее в догматическом освещении. Образовательное значение психологии в том, что без соответствующих знаний невозможна адекватная ориен- тация в действительности, понимание человеком его места в мире, понимание самого универсума, существенным компонентом которого является психическое.
2. Психология есть исторически развивающаяся система знаний.
Для овладения ими необходимо воспроизвести в индивидуальном сознании, своем собственном и каждого, те ходы мыслей, которые явились результатом совокупных усилий предшествующих поколе- ний, направленных на познание психической реальности, и которые в наиболее яркой форме демонстрируют выдающиеся произведения психологической литературы. Ведущими в этом смысле принципами для психологического образования являются принципы единства ис- торического и логического, единства содержания общественного и индивидуального сознания.
3. В процессе психологического образования следует уделить спе- циальное внимание освоению понятийно-терминологического аппа- рата психологии. Психологически нагруженные понятия составляют существенную часть языка нашего повседневного общения, и потому их анализ может выступать в качестве отправного пункта в просле- живании тех уточнений, которые вносит в их содержание развитие научно-психологических исследований.
4. Психические явления известны каждому по повседневному опыту
(мы видим не только реальные объекты, но и сны, владеем знаниями не только о существовании вещей, но и чувств, выражающих отношение к ним). В процессе психологического образования важно выработать ви- дение их сущности через обнаружение единства их многообразия с по- мощью привлечения процедур, выкристаллизовавшихся в рамках науч- но-исследовательской практики (эмпирический и научный факты).