Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 27
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
145
психологами-коллегами, так и со смежными специалистами непсихо- логических специальностей.
Сложность решаемых клиническим психологом задач предполагает необходимость в формировании «команды» – единомышленников. Од- ним из важных требований, предъявляемых к специалисту по клиниче- ской психологии, наряду с профессиональной компетентностью, явля- ется умение работать в команде, а эффективность деятельности коман- ды, в свою очередь, зависит от способности каждого ее члена работать на «результат». Для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо суще- ственно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элемен- тов, либо существенно меньше. Признаки сформированности команды
– хорошее настроение в коллективе; усиление интереса работников к повышению профессионального роста; рост числа предложений отно- сительно совершенствования методов решения психологических про- блем; устойчивость к внутренним и внешним воздействиям. Именно команда обладает эффектом синергии, когда «организационное целое больше простой суммы своих частей» (А.А. Богданов). Важной каче- ственной характеристикой команды является ее профессиональная зре- лость. Она характеризуется «прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, позитивно окрашенных неформальных отношений». Участники команды имеют возможность раскрыть свой творческий потенциал, с энтузиазмом от- носятся к решению поставленных сложных комплексных задач. По мнению В.И. Лебедева, любая команда – это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегу- ляции, наличием обратных и горизонтальных связей с рядом черт:
1. Разделение функций между участниками команды, поскольку, как уверена О.В. Оконешникова согласованность относительно от- дельных функций является необходимым условием эффективности совместной деятельности. В работе команды выделяется ряд преиму- ществ по сравнению с другими формами организации работы:
– При разработке решений односторонние интересы не превраща- ются в решающие.
– Благодаря совместной работе большого количества смежных специалистов в команде предотвращается одностороннее принятие решения.
Введение в профессию (Клиническая психология)
146
– Команда позволяет избежать риска принятия неверного решения.
– Так как большое количество людей работает над выполнением одного задания, уменьшается опасность упустить определенные во- просы. Команда противодействует «производственной близорукости»
– В достижении результатов команда имеет по отношению к от- дельному индивидууму определенные психологически обоснованные преимущества, позволяющие ей добиваться более высокой эффектив- ности.
– Работа в команде делает более интенсивными готовность и спо- собность каждого отдельного члена группы к сотрудничеству.
– Команда оказывает исключительное воспитательное воздействие.
– Команда вырабатывает терпимость, готовность подчиняться об- щим интересам, признавать мнения других, честно дискутировать.
Благодаря этому устраняются резко выраженные индивидуалистиче- ские взгляды.
– При работе в команде можно более полно использовать интел- лект каждого.
2. Помимо достоинств отмечаются и некоторые недостатки работы в команде:
– В команде встречаются как способные к совместной работе, так и не способные к такому сотрудничеству члены группы, что снижает эффективность работы.
– Работа в команде может потребовать более продолжительного времени по сравнению с работой отдельного человека.
– Команды в своей работе отчасти весьма «неповоротливы», преж- де всего, если они слишком велики.
– Анонимность отдельных членов команды может оказать отри- цательное воздействие на стремление к результатам и готовность к работе членов команды. Каждый член группы может «прятать» низ- кую производительность своего труда за спинами других членов команды.
– В команде отсутствует стимул личного тщеславия, так как каж- дому сотруднику достигнутые им результаты не ставятся в заслугу.
– Предложения, выработанные командой, часто имеют компро- миссное решение, которое не является желаемым в интересах дела.
– Командная форма требует высокой концентрации специалистов на узком фронте работ, что в обычных условиях неэкономично.
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
147
– Собрать специалистов в группу и назвать ее командой еще недо- статочно, она должна зарекомендовать себя в определенное время как надежный коллектив. Поэтому для организации эффективного взаи- модействия членов команды требуется дополнительное обучение и серьезная тренинговая работа.
– Необходимое условие отбора членов команды – психологическая совместимость. В.И. Машков считает, что «психологическую совме- стимость можно определить как взаимное принятие параметров по совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании их индивидуально-психологических характеристик».
– Необходимо иметь в виду, что команды могут не только созда- ваться, но иногда и распадаться самым неожиданным (или незаплани- рованным) образом.
3. В зависимости от сфер деятельности команды и от поставлен- ных целей выделяют четыре категории команд:
– Совещательные (советы, «круглые столы»).
– Производственные (например, группы обработки данных).
– Проектные группы (исследовательские, целевые группы).
– Группы действий.
Эффективность взаимодействия базируется на максимальном ис- пользовании человеческого фактора за счет неограниченной интен- сификации труда (для членов команды не существует нормированно- го рабочего дня; команда нормирует свой рабочий день сама в зави- симости от темпов достижения намеченной цели); сокращения потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри команды (взаимозаменяемость, повышенная личная инициатива, активное взаимопонимание, рациональное распределе- ние ролей, высокая степень доверия, работа на опережение и т.д.); использования коллегиальных форм принятия решений, что еще бо- лее повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.
Максимальное использование «человеческого фактора» возмож- но только при высоком уровне мотивации всех членов команды.
Мотивация – стержень любого взаимодействия в любой сфере дея- тельности. Это дает возможность создать атмосферу подлинного творчества, когда команда единомышленников позволяет очень эф- фективно и в достаточно короткие сроки решать проблемы, на кото- рые у обычной группы уходит гораздо больше времени и сил. К со-
Введение в профессию (Клиническая психология)
148 жалению, в психологии команды единомышленников формируются обычно стихийным порядком, когда, например, случайно собирают- ся люди для решения комплексной задачи. В этих случаях могут не совпадать предпочтения научной школы, методологического осно- вания деятельности и т.д.
Таким образом, работа клинического психолога заставляет моби- лизоваться для работы не только «по интересам», сложившимся в предшествующем своем развитии, но и «по заданию», и работать в группе разнопрофильных специалистов-непсихологов над решением комплексных задач, не всегда связанных с психологическими про- блемами. У клинического психолога саморегуляция (если её понимать как один из уровней регуляции активности, для которых характерно использование психических средств отражения и моделирования ре- альности) используется для управления различных аспектов жизнеде- ятельности, включая целенаправленную профессиональную деятель- ность.
Особенность саморегуляции в работе клинического психолога состоит в произвольном и целенаправленном изменении отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом, которое осуществляется самим психологом путем специально орга- низованной психической активности. В последнем случае формиро- вание и эффективность использования внутренних средств деятель- ности по управлению собственным состоянием выступают в каче- стве центрального момента клинической работы, поскольку пра- вильно организованная саморегуляция психолога действенным об- разом сказывается и на пациенте клинического психолога. Профес- сия клинического психолога развивает у специалиста умение вхо- дить в деловой контакт с людьми на основе научной методики соци- ально-контактного взаимодействия, применять полученные знания для решения конкретных научно-практических, преподавательских, организационно-методических, информационных, исследователь- ских задач; пользоваться научными методами поиска и производства необходимых знаний (методами психологических исследований, построения научного знания), методами воспитательного воздей- ствия на сознание подрастающего человека как субъекта продуктив- ной деятельности, методами психологически обоснованной коррек- ции деятельности.
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика
149
Однако существуют противопоказания (медицинские, педагоги- ческие, психологические) к выбору профессии клинического психо- лога. Не может быть клиническим психологом человек с каким-либо психическим отклонением, дабы случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.
Эффективность деятельности клинического психолога определяет- ся его специальными качествами, знаниями и умениями, уровнем профессиональной подготовки (рис. 7–11).
Рис. 7. Профессиональная подготовка клинического психолога
Рис. 8. Организационно-административные качества клинического психолога
Организационно-административныекачества клинического психолога
Требователь- ность к себе и другим
Склонность брать на себя ответственность
Умение при- нимать реше- ния
Умение правиль- но оценивать себя и ситуацию
Оперативность взаимодействий со смежниками
Умение координировать работу
Умение планировать
Умение положи- тельно мотивиро- вать клиентов
Умение контролировать
Индивидуальный подход к клиенту
Склонность к организаторской деятельности
Профессиональная подготовка клинического психолога
Практический опыт
Склонность к нововведениям
Способности к данной деятельности
Стремление к самосовершенствованию
Знание специфики данной деятельности
Знание перспектив развития психологии
Введение в профессию (Клиническая психология)
150
Рис. 9. Волевые качества клинического психолога
Рис. 10. Коммуникативные качества клинического психолога
Коммуникативные качества клинического психолога
Личное обаяние
Авторитет
Общитель- ность
Вежливость
Тактичность
Доступность для контактов
Внимание
Уважение
Доверие
Готовность помочь
Умение быть хоро- шим собеседником
Отзывчивость
Волевые качества клинического психолога
Уверенность в себе
Самообладание
Сдержанность
Предприимчи- вость
Выдержка
Уравновешен- ность
Настойчивость
Упорство
Решитель- ность
Инициативность
Склонность к риску
Смелость
Независимость
Самостоятель- ность
Целенаправленность
Умение ставить выполнимые цели