Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 483

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27

Глава 3. Профессиональное становление студента-психолога
175
возьмет на Себя ответственность, не сможет «с головой» уйти в свое дело. Можно, по-видимому, сказать, что объективация своего «Я» в процессе и в продуктах своего труда относится к числу фундамен- тальных проблем человеческой экзистенции.
Очевидно, что такая постановка вопроса требует не только поиска де- ла, которое соответствует Себе, но и предъявляет серьезные требования к структуре личности. Действительно, только в случае внутреннего единства личности деятельность будет являть собой могучий поток творчества, где не будет ничего лишнего, преходящего, обусловленного сиюминутными обстоятельствами. И, наоборот, специалиста будет как бы «кидать» из стороны в сторону – он будет менять содержание своего труда, его действия будут лишь предметно направленными и с легкостью перескакивать с одного предмета на другой, увлекаясь их многообрази- ем, когда в структуре личности нет внутреннего единства. Такой специа- лист никогда не будет пленен своей работой, не будет испытывать от нее чувства глубокого удовлетворения, его творческий потенциал будет лишь распыляться и у него проявится склонность к разного типа кон- фликтам. О каком «воплощении Себя» можно говорить, когда нет еди- ной и целостной личности, когда человек совсем не знает себя?
В основании внутреннего единства личности лежит чувство этого единства – чувство имманентной идентичности, чувство Себя, своей индивидуальности, которая сохраняется при всех изменениях окру- жающей среды.
Чувство идентичности должно стать фактом сознания, т.е. должно быть как-то отрефлексировано и осмыслено субъектом. Таким путем чувство идентичности станет условием, предпосылкой формирования единого ценностно-смыслового пространства субъекта и целостного
«образа Я», а проблема внутреннего единства перейдет на уровень формирования единой системы ценностных ориентаций и единого
«образа Я». Тогда ценностно-смысловая сфера станет тем мотиваци- онным ядром, той высшей организующей инстанцией, из которой бу- дет исходить вся сознательная регуляция деятельности субъекта, а система самосознания – той обратной связью, тем корректирующим зеркалом, которое позволит увидеть плоды этой регуляции, чтобы вовремя внести соответствующие изменения.
В этой связи необходимо обратить особое внимание на целый ряд проблем, которые связаны с недостаточно сформированным чувством



Введение в профессию (Клиническая психология)
176 своей идентичности и с рефлексией этого чувства у студентов. Мно- гие студенты, особенно 1–2-го курсов, нуждаются в помощи и в спе- циальной коррекционной работе по формированию чувства своей идентичности. Это чувство лежит в основании внутреннего единства личности и поэтому впрямую определяет успешность процесса про- фессионального становления.
Изучение психологии и самопознание. В настоящее время суще- ствует несколько образов психологии как учебной дисциплины.
И один из них связан с представлением о психологии как самопозна- нии. Оно четко сформулировано, например, П.Д. Успенским, стоя- щим у истоков современной гуманистической психологии:
«...психологии нельзя научиться, так же как любой другой науке, вне прямой связи с самим собой. Учиться психологии нужно, начиная с самого себя». Данный тезис автора связан с другим, а именно: психо- логия есть изучение человека в свете его возможной эволюции. Со- гласно Успенскому, последняя означает «развитие определенных внутренних качеств и черт, которые без усилия со стороны человека обычно остаются неразвитыми и не в состоянии развиться сами по себе». С этой точки зрения психология – это по существу изучение
«принципов, законов и фактов» возможного самосовершенствования человека, реализуемого путем приложения собственных усилий и психологической помощи извне.
В гуманистической психологии акцент на проблеме самопознания как одной из центральных связан, прежде всего, с пониманием приро- ды человека, с тезисом о свободе человека, реализуемой в его выбо- рах. Аутентичное бытие предполагает исследование возможностей, представляемых каждой ситуацией, и осуществление выбора, кото- рый выражает подлинные ценности человека, его потребности, чув- ства, обязательства. Таким образом, продуктивный выбор принципи- ально предполагает более или менее продвинутую ориентацию чело- века в собственном потенциале. С точки зрения данного подхода расширение сферы осознания самого себя – наиболее существенная предпосылка достижения самоактуализации. Открытие самого себя как особой реальности, значимой и достойной изучения, обращение в первую очередь к себе в поиске возможностей разрешения своих про- блем – известные акценты данного подхода. Задача психолога, оказы- вающего помощь индивидуально или в групповом контексте, здесь


Глава 3. Профессиональное становление студента-психолога
177
состоит в том, чтобы помочь человеку «открыть дверь к самому се- бе», помочь стать меньшим незнакомцем для самого себя. Это страте- гический путь решения проблемы установления конструктивных от- ношений с самим собой и с другими (Л.А. Петровская).
«Личность» – одна из базовых категорий психологии. Мера согла- сованности в ее интерпретации в значительной степени определяет успешность научной коммуникации, а следовательно, и перспективы содержательного оформления клинического психолога. Содержащие- ся в интерпретации этого понятия указания на механизмы возникно- вения, развития, функционирования личности выступают базовыми посылками в выборе стратегии и техник, используемых в ее профес- сиональном становлении.
Таким образом, значимость этого понятия в системе научного пси- хологического знания объясняет принципиальную важность его кор- ректного оформления в сознании формирующегося профессионала, важность отслеживания основных положений, характеризующих че- ловеческую природу, с которыми ассоциируется это понятие. Тем значимее разобраться в том, что откладывается в головах студентов, в их формирующемся профессиональном сознании, какие «работающие схемы», объяснительные концепты скорее всего будут актуализиро- ваны, когда специалист с дипломом приступит к самостоятельной профессиональной деятельности. Особая сложность в этом вопросе связана с прогнозом «научной пристрастности»: каждое из направле- ний в теоретизировании по поводу личности, транслируемое психоло- гом в виде создаваемых им научных текстов, выражает его (не всегда вполне осознанное) согласие с возможностью интерпретировать свою собственную личность в контексте базовых утверждений данного теоретического подхода. А несогласие с другими теоретическими концепциями может свидетельствовать о нежелании принять интер- претацию своего поведения под задаваемым этой концепцией углом зрения. Звучит неслышимый внутренний голос: «Я не люблю психо- анализ, так как он оскорбляет мои возвышенные чувства. Я не прием- лю когнитивизм, так как он низводит меня до бесчувственной счетной машины. Я не терплю бихевиоризм, так как он уподобляет меня белой крысе, уворачивающейся от электрического удара» и т.д. В этом смысле личностные теории очень личностны, поскольку они затраги- вают самую сердцевину нашего Образа-Я.


Введение в профессию (Клиническая психология)
178
Образовательный процесс в высшей школе планируется, прежде всего, как взаимодействие личностей педагога и студентов, в котором профессионально-деятельная компетентность и творческая индивиду- альность педагога приобретают ведущее значение. Отсюда важней- шей чертой современной развивающейся психологии должна быть признана и социально-практическая направленность, т.е. умение осваивать ситуации социальных перемен. А гуманизация и демокра- тизация рассматриваются сегодня как одни из наиболее общих прин- ципов модернизации системы образования, которые требуют новые формы, методы и средства обучения, ориентированные на развитие творческого потенциала студента.
Типы стратегий студентов в обучении:
1) творческая уникальность отражает инновационное отношение к собственной жизни и к самому себе, когда его жизненные силы направлены на самореализацию себя как уникальной целостности во всех сферах, в том числе и в профессиональной;
2) пассивная индивидуальность представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуаль- ное своеобразие, в том числе и профессиональное, в основном зависит не от его собственных усилий, а определяется внешними обстоятель- ствами;
3) активная типичность отражает стремление человека к достиже- нию общепринятых целей, ценностей, к усвоению готовых форм про- фессиональной деятельности;
4) пассивная типичность характеризует стихийное следование че- ловека социальным стереотипам и его слепое подчинение обществен- ным нормам, правилам. Процесс пассивной типизации характеризует состояние человека, когда он случайно сталкивается с той содержа- тельной областью, которая затем может стать сферой его собственных интересов. Пассивная типизация отражает процесс обучения без ка- кой-либо внутренней мотивации, когда обучающийся психологически не принимает позицию студента.
Реальный процесс обучения и становления профессионала начина- ется с активной типизации – студенты стремятся приобщиться к су- ществующему уровню общекультурных и профессиональных знаний.
Этому процессу соответствует классическое институтское обучение.
Пассивная индивидуальность проявляется в неповторимо-личностном

Глава 3. Профессиональное становление студента-психолога
179
преломлении процесса образования и овладения профессией. У сту- дента возникает сначала стихийное, затем все более осознанное стремление реализовать свое неповторимое «Я» в выбранной профес- сии. Это отчасти возможно в ходе специально организованных прак- тических занятий, при выполнении курсовых работ, но наиболее предназначены для этого профессиональные творческие мастерские.
На этом этапе студент становится Учеником и ему необходим Учи- тель, который из рук в руки передаст ему свое мастерство и приобщит его к процессу творчества.
Действительная творческая самореализация человека в выбранной профессии происходит тогда, когда он стремится внести в нее свое понимание, свое мироощущение, свое видение. На этом этапе образо- вания можно говорить о профессиональной творческой уникальности, которая формируется как раз тогда, когда Ученик сам созидает себя как профессионала, становясь Учителем для себя в контексте целост- ной мировой культуры. Он продолжает расширять сферу своего по- знания, но его активность направлена не столько на некритичное усвоение новых знаний, сколько на взаимодействие с ними в контек- сте собственных творческих поисков.
Таким образом, происходит переход профессионала от ремеслен- ничества к мастерству.
Талант настоящего Учителя заключается не в том, чтобы дать от- вет на любой вопрос, а в том, чтобы максимально усложнить вопрос, вывести его за границы очевидности, включая изучаемую проблему во все более широкие социокультурные контексты, выявляя ее все более неожиданные смыслы.
В современных сложных российских условиях происходит зако- номерная прагматизация образования. Зачастую профессионалы удо- влетворяются применением модных западных психологических тех- ник, чем выводят свой творческий потенциал из сферы развития оте- чественной науки и практики. Причиной этого является сокращение реально действующих профессиональных и научных российских школ, а также отсутствие в программе университетского образования профессиональных творческих лабораторий.