Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 480
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
189 2. Постановление Минтруда и СР РФ от 29 апреля 1997 г. № 21/9
«О развитии системы сертификации персонала в РФ».
3. Трудовой кодекс РФ. Принят ГД 21 декабря 2001 г., СФ – 26 декаб- ря 2001 г., вводится в действие с 1 февраля 2002 г. (до этого действовал
«Кодекс законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г.»).
4. Закон РФ № 10261 от 18 апреля 1991 г. «О милиции».
5. Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции».
6. Приказ МВД РФ № 330 от 22 августа 1995 г. «О центрах психоло- гической диагностики МВД, ГУВД, УВД (с изменениями от 25 мая
1996 г.)».
7. Приказ ГТК РФ № 402 от 7 июля 1997 г. «Об утверждении Положе- ния о психологической службе таможенных органов РФ».
8. Постановление Минтруда РФ № 32 от 6 июня 1996 г. «Об утвер- ждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характери- стиках (требований) по общеотраслевым отраслям служащих».
Об охране труда
1. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (принят ГД
23 июня 1999 г., одобрен СФ 2 июля 1999 г.) // Бюллетень Минтруда.
1999. № 8.
2. Федеральный закон. 1998–2000 гг. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
3. Постановление Минтруда и СР РФ от 14 марта 1997 г. № 12
«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».
О лицензировании индивидуальной профессиональной деятельности,
труда в сфере обслуживания населения (в том числе,
для практикующих психологов)
1. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158 ФЗ (с изменения- ми от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.) «О лицензировании отдель- ных видов деятельности» (принят Гос. Думой 16 сентября 1998 г.).
2. «Положение о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граж- дан». Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1046 от 28 ок- тября 1995 г.
Введение в профессию (Клиническая психология)
190 3. Постановление Правительства РФ № 830 от 17 июля 1996 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере соци- ального обслуживания населения».
Документы, регламентирующие работу психолога в сфере
здравоохранения (Психологическая газета. 2000, октябрь. С. 29)
1. Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
2. Федеральный закон от 22.07.1993 г. № 5478-1 «Основы Законода- тельства РФ об охране здоровья граждан».
3. Постановление… от 8 июля 1993 г. № 133 «О дополнительном от- пуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи».
4. Письмо… от 9 августа 1993 г. № 0516/2516 «О дополнительном от- пуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи».
5. Приказ… от 29 мая 1995 года № 145 «О порядке допуска к меди- цинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностран- ных государствах».
6. Инструктивное письмо от 28 июня 1995 г. № 2510/165295-20 «Об оплате труда медицинских работников».
7. Приказ… от 4 сентября 1995 г., № 255 «Об аттестации на квалифи- кационные категории психологов, работающих в учреждениях здраво- охранения Российской Федерации».
8. Приказ… от 19 декабря 1995 г. № 353 «О специальном экзамене для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в ино- странных государствах».
9. Приказ… от 28 февраля 1996 г., № 71 «О внесении дополнений в По- ложение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с выс- шим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации».
10. Приказ… от 18 апреля 1996 г. № 148 «О лицензировании меди- цинской деятельности».
11. Приказ… от 1 июля 1995 г. № 270 «Об утверждении временного перечня видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации» (Текст документа с изменениями, внесенными
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 января 1997 г. № 5).
Приложение 1
191 12. Приказ… от 26 ноября 1996 г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психоте- рапевтическую помощь».
13. Приказ… от 2 июня 1997 г. № 1052 «О специальности “Медицин- ская психология”».
14. Приказ… от 28 июля 1997 г. № 226 «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказа- нии психиатрической и психотерапевтической помощи»..
15. Приказ… от 28 июля 1997 г. № 225 «О мероприятиях по планиро- ванию и организации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и медицинских психологов».
16. Постановление… от 27 августа 1997 г. № 43 «О согласовании раз- рядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации».
17. Приказ… от 17 декабря 1997 г. № 373 «О подготовке врачей пси- хиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по со- циальной работе, социальных работников для работы в наркологических реабилитационных центрах (отделениях)».
18. Приказ… от 26 марта 1999 г. № 101 «Об утверждении Положения о Координационном совете по подготовке клинических (медицинских) психологов».
19. Приказ… от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положе- ния об оплате труда работников здравоохранения».
20. Приказ… от 11 января 2000 года № 4 «Об отмене приказа Мин- здравмедпрома России от 19.12.94 № 286 «Об утверждении Положения
«О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности».
21. Государственный образовательный стандарт высшего профессио- нального образования. Специальность 022700 – «Клиническая психоло- гия». Квалификация: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. Утвержден приказом Министерства образования РФ от
02.03.2000. № 686.
Нормативно-этические основы труда практических психологов
1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профес- сию «психолог» : учеб. пособие / под ред. И.Б. Гриншпуна. Москва :
МПСО ; Воронеж : МОДЭК, 2002. 464 с.
Введение в профессию (Клиническая психология)
192 2. Гусейнова В.В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога- практика // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1989.
№ 4. С. 56–68.
3. Изменения к общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Утверждено Госстандартом
РФ. 23 дек. 1996 г. (включена должность «Медицинский психолог») //
Бюллетень Минтруда и СР РФ. 1999. № 6. С. 67–76.
4. Казанцева Т.А. Правовые основы деятельности политического пси- холога : учеб. программа и метод. рекомендации для студентов соц.- психологического факультета Моск. открытого социального университе- та. М., 2000.
5. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. М. : Смысл,
2000.
6. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ // Во- просы психологии. 1990. № 6.
7. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / под ред. А.А. Деркача. М. : Красная площадь, 1996.
8. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих де- ятельность практических психологов РФ / под ред. С.Д. Воробьева,
С.Г. Крылова. Екатеринбург, 1999. 178 с.
9. Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психо- лога // Психологическая газета. 1998. № 1 (28). С. 12–13.
10. Устав Российского Психологического Общества (РПО). Принят на учредительном съезде РПО. Протокол № 1. от 22 ноября 1994 г.
11. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 //
Вопросы психологии. 1990. № 5.
12. Этический кодекс психолога // Психологическая газета. 1996.
№ 1–11.
13. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхож- дение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Во- просы психологии. 1987. № 6. С. 20–30.
Приложение 2
193
Приложение 2
КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Вильгельм Максимилиан Вундт (Wil- helm Maximilian Wundt). В.М. Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбинген- ском, Берлинском и Гейдельбергском уни- верситетах. На последнем году учебы в Гей- дельберге Вундт серьёзно заболел и был практически при смерти. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учился у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета – ас- систентом выдающегося физика и физиолога
Германа фон Гельмгольца (с 1858 по 1864 г.). В это время он пишет рабо- ту «Статьи по теории чувственного восприятия» (1858–1862 гг.). Также в
Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.
В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно делая акцент на использование эксперименталь- ных методов, взятых из естественных наук. Он подчёркивает физиологи- ческую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиоло- гии имели огромное значение для становления новой науки – психоло- гии. Его лекции были опубликованы в книге «Лекции о разуме человека и животных» в 1863 г.
В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге. Он начинает работать над книгой «Принципы физиологической психологии» – одной из самых важных работ в истории психологии, которая была опубликова- на в 1874 г.
Согласно этим принципам психология рассматривается как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.
В 1875 г. Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском универ- ситете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабо- раторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее студенты Вундта основывают психоло- гические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском
Введение в профессию (Клиническая психология)
194 университете и др. Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был науч- ным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссерта- ции по различным научным дисциплинам. В последние годы жизни
Вундт фокусирует деятельность на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Социаль- ная психология».
Научное наследие В.М. Вундта колоссально по объёму и составляет около 54 000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: «Лекции о психологии человека и животных», эссе «Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внуше- ние» (1892), «Введение в психологию». Учёный пытался понять челове- ческий разум, изучая составные части человеческого сознания, так же как при изучении сложного химического вещества, его разбивают на состав- ные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей.
Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной пси- хологии. Несколько его работ, например «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но со временем психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ста- вится под сомнение многими экспертами. Вундт работал в различных областях знаний, опубликовал работы по философии, психологии, физи- ке, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжитель- ную 65-летнюю научную карьеру такова, что трудно построить единую картину его деятельности. Вундт был верным поклонником фундациона- лизма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма. Ме- нее известен как основная фигура в социальной психологии, однако по- следние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 27
Гренвилл Стенли Холл (1844–1924),американский психолог. Его имя связано с развитием детской психологии в конце XIX – начале XX в. Г.С.
Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. В Лейпциге Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя роль мышечной чувствительности в восприя- тии пространства. По возвращении в США он обратился к проблемам дет- ской психологии, непосредственно связанным с практическими проблема- ми школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском уни-
Приложение 2
195
верситете первую в США эксперименталь- ную лабораторию, в которой началось изуче- ние психического развития детей, преимуще- ственно подростков. Холл также был основа- телем первых журналов, посвященных про- блемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией стал издаваться журнал «Педа- гогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. – «Журнал педагоги- ческой психологии».
Начиная с конца ХIХ в. Холл – один из ведущих ученых США, стал вместе с други- ми психологами организатором первых про- фессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов, он также сыграл большую роль в организации приглашения З. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые прошли с большим успехом, положив начало амери- канскому психоанализу. Однако известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей. Хотя идея о необходимости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е гг. ХIХ в., исследований, в центре которых стояла бы именно эта задача, еще не существовало.
Г. Спенсер, который впервые заговорил о развитии психики в процес- се адаптации к среде, анализировал прежде всего методологические и общетеоретические проблемы психического развития. Холл же в первую очередь обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка, анализ которого может стать генетическим методом общей психологии. Им написаны работы, посвященные пробле- мам возрастной психологии и положившие начало плодотворному разви- тию этой отрасли психологической науки в Америке: «Юность» (1904) и
«Проблемы воспитания» (1911).
В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разра- ботав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Первоначально эти вопросники разда- вались учителям для сбора сведений о том, как дети представляют окру- жающий мир. Вскоре их содержание расширилось, появились специаль- ные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, дети должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении
Введение в профессию (Клиническая психология)
196 о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатыва- лись, что помогало составить целостную картину психологических осо- бенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в исследова- нии Холла, позволяли также составить комплексную характеристику де- тей, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с позиций самих подростков. Исследуя психическое развитие ребенка,
Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель го- ворил о том, что зародыши в эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования. Холл же распро- странил действие биогенетического закона на человека, доказав, что он- тогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека. В созданной им теории рекапитуляции Холл утверждал, что последовательность и содер- жание этих этапов заданы генетически, и потому ни уклониться, ни ми- новать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объясня- лись изменением способа добывания пищи, который является (по мне- нию Гетчинсона) ведущим не только для биологического, но и для пси- хического развития.
Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей: от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулиро- вать с ведерком и совочком. От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляются агрессив- ность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посто- ронних, и стремление делать многие вещи тайком. От 8 до 12 лет – пас- тушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать.
У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и