Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение в профессию (Клиническая психология)
180
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Объясните высказывание о том, что психология вообще, а клиниче- ская в частности относятся к особому типу научного познания.
2. Докажите, что в профессиональном становлении познание вне спо- собов действования, которые двусторонне (на себя, на других), не есть научное психологическое знание.
3. Представьте цели психологического образования, которые на каж- дом этапе резко повышают качество обучения и его эффективность.
4. Дайте характеристику уровням реализации образовательного про- гресса.
5. Представьте общие закономерности исторического развития обра- зовательного процесса, которые специфическим образом преломляются и конкретизируются в клинической психологии.
6. Выделите особенности, которые характеризуют современное пси- хологическое образование.
7. Приведите принципиально новые технологические решения в под- готовке клинического психолога в современной системе высшего про- фессионального образования.
8. Выделите существенные черты инновационного образования.
9. Покажите особую значимость в инновационном образовании ак- тивныхтехнологий, обеспечивающих включенность студентов в самооб- разовательную работу как одного из важнейших результатов и показате- лей успешности обучения.
10. Докажите возможности гуманистической тенденции, лежащей в основе диалогического обучения, открывающей возможности для разви- тия инициативы и творчества студентов.
11. Представьте основные стратегии профессионального обучения клинических психологов, связанные с использованием идеи взаимосвязи всех объективных форм познания, построенные по принципу межпред- метных связей гуманитарных дисциплин и естественнонаучных циклов.
12. Дайте характеристику «системного мышления», развивающего у студентов системный подход к обработке информационных потоков, по- строение описаний и моделей.
13. Представьте демократические принципы, в соответствии с кото- рыми будущий профессионал должен покинуть позицию пассивного объ- екта, воспринимающего внешние воздействия педагогической системы, и стать активным субъектом.
Глава 3. Профессиональное становление студента-психолога
181 14. Укажите тот образ психологии как учебной дисциплины, который связан с представлением о психологии как самопознании.
15. Дайте характеристику типам стратегий студентов в обучении.
16. Представьте структуру профессионального самосознания, отмечая ее составляющие.
17. Выделите позитивные и негативные характеристики инновацион- ных типов, видов, форм учебной работы.
18. Приведите основания, показывающие становление профессио- нального сознания как процесса субъективации учебно-професси- ональных действий, т.е. превращение студентов в полноценных субъек- тов деятельности.
19. Укажите возможности действительной творческой самореализа- ции клинических психологов в процессе образования.
20. Докажите, что становление профессиональной компетенции в процессе вузовского образования выступает первоначально в качестве ценностно-ориентированной задачи.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1. Реализация концепции профессионального становления и профес- сиональной компетентности личности специалиста предполагает не де- кларирование, а реальное представление студентами индивидуальных путей развития. Составьте список ресурсов, необходимых для достиже- ния ваших профессиональных целей.
Цели
Ресурсы
Имеются
Требуются
Определите ограничения, препятствующие достижению ваших про- фессиональных целей.
Цели
Препятствия
внешние
внутренние
2. Составьте свое собственное определение понятия «Профессио- нальный успех».
Введение в профессию (Клиническая психология)
182
Профессиональный успех – это
3. Для осознанного выбора профессии необходимо учитывать три компонента:
ХОЧУ – интересы, склонности, ценности, смысл жизни.
МОГУ – индивидуальные особенности, знания, здоровье.
НАДО – потребности общества в профессии клинического психолога.
Приведите аргументы, показывающие Вашу ориентированность в особенностях профессиональной деятельности клинического психолога, знания себя и требований, которые профессия предъявляет к человеку.
4. Сравните первоначальные представления о будущей профессио- нальной деятельности клинического психолога с представлениями, сформированными в ходе освоения дисциплины «Введение в профес- сию».
5. Определите основные цели и принципы Вашей образовательной и профессиональной стратегии.
Образовательная стратегия
Профессиональная стратегия
Цели
Цели
Принципы
Принципы
Ресурсы
Ресурсы
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Буякас Т.М. Смыслы и ценности в деятельности психолога-профессионала
// Акмеология. 2001. № 1.
2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «пси- холог». Москва ; Воронеж, 2002.
3. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Специ- альность 020400 «Психология». Квалификация – «Психолог. Преподаватель пси- хологии». Утвержден заместителем министра образования Российской Федера- ции 17.03.2000. Номер государственной регистрации 235 гум/сп.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003.
5. Климов Е.А. Пути в профессионализм. М., 2003.
6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального ста- новления человека. М., 2002.
7. Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. М., 2000.
8. Словарь психолога-практика. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. С. Ю. Головин.
Минск, 2001.
Глава 3. Профессиональное становление студента-психолога
183 9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятель- ности к личности. М., 2001.
10. Щедровицкий Т.П. Избранные труды. М., 1995.
11. Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы коррек- тирующего консультирования. СПб. : Б.С.К., 1997. 235 с.
Дополнительная
1. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : МГУ, 1997.
2. Буякас Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психоло- гии. 1997. № 3(12).
3. Василюк Ф.Е. Психологическое образование: психотехническая парадигма
// Развивающаяся психология – основа гуманизации образования : материалы
Первой Всерос. науч.-метод. конф. М., 1998.
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределе- ние молодежи. Киев, 1988.
5. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной дея- тельности и самостоятельной работы студентов. М., 1981.
6. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профес- сионализма. М., 1993.
7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.
8. Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психоло- гия. 2003. № 3.
9. Ильин Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контек- сте психологии образования // Вопросы психологии. 1992. № 3–4.
10. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. Екатеринбург, 1999.
11. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие. М.,
1995.
12. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ро- стов н/Д, 1996.
14. Климов Е.А., Романов В.Я. На дальних подступах к психологии психолога
// Мир психологии. 1997. № 3(12).
15. Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессио- нального становления студентов-психологов. Сообщение 1.
16. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психоло- гического исследования // Психология личности и образ жизни / под ред.
Е.В. Шороховой. М., 1987.
17. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //
Вопросы психологии. 1981. № 2.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 27
Введение в профессию (Клиническая психология)
184 18. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессио- нального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник Мос- ковского университета. Сер. 14. Психология. 2000. № 1.
19. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000.
20. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М. : Прогресс-Культура,
1992. 416 с.
21. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
22. Михеев В.А. Освоение метаумений – необходимый компонент профессио- нальной подготовки психологов // Молодой специалист XXI в. : тез. I Всерос. науч.-практ. конф. М., 2001.
23. Михеев В.А. Самофутурирование: путь в профессию // Мир психологии.
1997. № 3.
24. Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. 1998. № 2.
25. Педагогика и психология высшей школы / под ред. М.В. Булановой-
Топорковой. Ростов н/Д, 2000.
26. Пейсахов Н.М. Проблема психологической службы в высших учебных за- ведениях // Психологическая служба в вузе / отв. ред. Н.М. Пейсахов. Казань,
1981.
27. Профессии Московского университета / под ред. Е.А. Климова, О.Г. Нос- ковой. М., 2000.
28. Развивающаяся психология – основа гуманизации образования : материа- лы Первой Всерос. науч.-метод. конф. М., 1998.
29. Родина О.Н., Прудков П.Н. Как психологи выбирают профессию // Вест- ник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2002. № 3.
30. Романова Е.С. Психология профессионального становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.
31. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать настоящим ученым. М. : Про- гресс, 1976.
32. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза
// Вестник Московского университета.Сер. 20. Педагогическое образование. 2004.
№ 1.
33. Толочёк В.А. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта // Вестник Московского университета.Сер. 14. Психология. 1990. № 3.
34. Фокин В.А. О некоторых проблемах профессионализации психологов //
Молодой специалист XXI века : тез. 1-й Всерос. науч.-практ. конф. М., 2001.
35. Фокина Р.А. О некоторых проблемах первоначальной адаптации выпуск- ников-психологов // Молодой специалист XXI в. : тез. I Всерос. науч.-практ. конф. М., 2001.
Приложение 1
185
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение в профессию (Клиническая психология)
186
Приложение 1
187
Приложение 1
Перечень нормативно-правовых документов, законов,
постановлений, рекомендаций, регламентирующих труд
психолога-практика
Основные нормативные положения
в области прав личности, ребенка
1. Конституция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.89 г. Вступила в силу для СССР 15.09.90 // Обухова Л.Ф. Дет- ская (возрастная) психология : учеб. М. : Роспедагентство, 1996. С. 366–
368.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо- сованием 12 декабря 1993 г.).
3. Хартия прав человека: Всеобщая Декларация прав человека (при- нята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
4. Закон РФ № 48661 от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
5. Закон РФ № 3802 от 3 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
6. Федеральный закон № 24 Ф3 от 20 февраля 1995 г. «Об информа- ции, информатизации и защите информации».
7. Федеральный закон № 108 ФЗ от 18 июля 1995 г. «О рекламе».
8. Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматиче- ской обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.).
Для психологов, работающих
в сфере социального обслуживания населения
1. Федеральный закон РФ № 195 ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» // Собрание законодатель- ства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
2. Постановление Минтруда РФ № 1 от 27 сентября 1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологи- ческой поддержке населения в РФ» // Бюллетень Минтруда. 1996. № 11.
3. Постановление Минтруда РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки,
Введение в профессию (Клиническая психология)
188 повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и не- занятого населения».
4. Постановление Минтруда и соц. развития РФ от 13 декабря 2000.
№ 90 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно- квалификационных характеристик по должностям работников Центров занятости населения».
5. «Федеральная целевая программа поддержки инвалидов на 2000–
2005 гг.» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 января
2000 г. № 36).
6. Постановление Минтруда и соц. развития РФ от 5 апреля 2000 г. № 28
(специалист по реабилитации инвалидов, базовое образование – социальное, медицинское, педагогическое, психологическое, юридическое; консультант по профессиональной реабилитации инвалидов – профориентация, подбор, обучение, повышение квалификации; специалист по эргономике – для инва- лидов – 6–11 разряды, базовое образование – высшее техническое) «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характе- ристик по должностям работников учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и отдельным должностям работников бюд- жетных организаций социального обслуживания РФ».
7. Постановление Минтруда и соц. развития РФ от 19 июля 2000 г.
№ 54. «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону».
8. Постановление Минтруда и соц. развития РФ от 10 июля 1997 г.
№ 40 «Об утверждении примерного положения о кризисном центре по- мощи женщинам» (3 ставки психологов, 4 ставки – психолог- психотерапевт телефона доверия, трудотерапевт).
9. Постановление Минтруда и СР РФ от 8 июля 1997 г. № 36 «Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (есть должность психолога).
10. Постановление Минтруда и СР РФ от 30 января 1997 г. № 3 «Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реа- билитации» (3 должности психолога).
О труде и управлении персоналом в организации
1. Доклад Генерального секретаря на 49-й сессии ООН 29 сентября
1994 г. «Управление людскими ресурсами». М., 1994. С. 2.