Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2
197
нежности. От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с ин- тересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек – и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдатель- ность и осмотрительность. От 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами. Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах.
При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраи- ваться над определенным этапом психического развития, так как созрева- ние организма подготавливает основу для обучения.
И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой ста- дии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического разви- тия человечества, Холл разработал механизм, который помогает перехо- ду с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перене- стись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Психолог подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживают- ся, в том числе и детские страхи. Холл был также основателем педоло- гии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педо- центризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследователь- ских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биоло- гов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отноше- ние к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции Холла были до- вольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в ре-
Введение в профессию (Клиническая психология)
198 альной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их пси- хические качества, и социальный статус, и образование их родителей.
Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психоло- ги, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.
Таким образом, С. Холл выразил носившуюся в воздухе идею созда- ния экспериментальной детской психологии, соединив требования педа- гогической практики с достижениями современной ему биологии и пси- хологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов иссле- дования детей, а психология их еще не наработала. Однако со временем на первый план вышла имен но психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. При этом название
«педология», введенное учеником Холла О. Кристиеном, было заменено новым – «child study» (исследование ребенка).
Липпс Теодор (1851–1914), немецкий психолог. Теодор Липпс родился в местеч- ке Вальхальбен (нем. Wallhalben), в земле
Рейнланд-Пфальц. Был приват-доцентом, а позже – профессором в университете горо- да Бонна (в этом же университете с 1835 по
1836 г. учился Карл Маркс). С 1890 г. он профессорствует в Бреслау, с 1894 по
1909 г. – в Мюнхене, где становится осно- вателем Мюнхенского психологического института. Липпс внёс существенный вклад в немецкую психологию в качестве ее си- стематизатора и автора собственной тео- рии. Согласно его воззрениям психология является основой всех философских наук – логики, этики, эстетики.
Утверждать это ему позволяла уверенность в том, что исходным поняти- ем философии является непосредственный психический опыт. Липпс был сторонником принципа психофизического параллелизма
(греч. parallelos – рядом идущий). Согласно этому истолкованию психофизио-
Приложение 2
199
логического психические и физиологические процессы являются незави- симыми друг от друга, протекают параллельно, кореллируя между собой, но не находясь в причинно-следственных отношениях.
Эстетическая теория Липпса была подчинена его убеждениям о главен- стве психологии, вследствие чего получила название «психологической эс- тетики». Представителями этого направления называют также Г.Т. Фехнера и Й. Фолькельта. Кроме того, Липпс выдвинул теорию эмпатии, являющей собой особого рода психический акт, состоящий в том, что, воспринимая предмет, субъект проецирует на него свои чувства, свое эмоциональное со- стояние. Таким образом, возникающие эстетические переживания привно- сятся в произведение искусства самим воспринимающим субъектом. Так, например, при восприятии архитектурных объектов возникает ощущение одухотворенности воспринимаемого. Конструкции из камня и дерева по- средством «одухотворения» обретают смысл и содержание, начинают опо- знаваться человеком как уникальные, единственные в своем роде. Это про- исходит за счет «вчувствования» человека в созерцаемые формы, т.е. за счет проекции возвышенных чувств на предмет эстетического восприятия. Дан- ная теория является прямо противоположной установкам «формальной эсте- тики», согласно которой красота заключается в формальных законах органи- зации объекта. «Психологическая эстетика», напротив, акцентируется на субъективности, на индивидуальных переживаниях личности, непосред- ственно влияющих на финальное восприятие объекта эстетической оценки.
Многие мюнхенские ученики Липпса присоединились к Э. Гуссерлю, приняв участие в развитии феноменологического движения. Приход к фе- номенологическим идеям осуществлялся через разработки психологиче- ской школы Липпса. Некоторые исследователи считают, что своим зарож- дением феноменология обязана моменту пересечения гуссерлевских фено- менологических исследований и «мюнхенской феноменологии».
Эмиль Крепелин (Kraepelin, Emil) (1856–1926), немецкий психиатр, один из наиболее влиятельных ученых своего времени, ученик В. Вундта.
Родился 15 февраля 1856 г. в Нойштрелице. Изучал медицину в Вюрц- бурге. Работал в клиниках Мюнхена и Лейпцига, был главным психоло- гом Силезского института в Лебусе и муниципальной больницы в Дрез- дене. С 1886 г. профессор психиатрии в Дерпте. В 1890 г. Крепелин оста- вил Дерпт, по-видимому, из-за разногласий с царем Александром III и в
1891 г. был приглашен на кафедру в Гейдельбергский университет, где в числе прочих его ассистентом был Альцгеймер, который затем последо- вал за ними в Мюнхен. С 1903 г. профессор в Мюнхене. С 1922 г. работал
Введение в профессию (Клиническая психология)
200 в Мюнхенском институте психиатрии. Более
50 лет Крепелин собирал материал, который позволил бы заложить основы систематики психозов, и лишь к концу жизни сформули- ровал свою теорию. Крепелин собрал сотни историй болезней с рассказами пациентов об их переживаниях и ощущениях. Нозологиче- ские взгляды Крепелина оказали влияние на развитие психиатрии. В книге «Сто лет пси- хиатрии» («Hundert Jahre Psychiatrie», 1918)
Крепелин попытался проследить прогресс в лечении психических заболеваний и наметить направление будущих исследований. Э. Кре- пелин был не только выдающимся клиницистом и исследователем, но и за- мечательным педагогом. Организовал в Мюнхене курсы усовершенствова- ния для врачей-психиатров из разных стран. Его учебник «Psychiatrie»
(1910–1915 гг.) выдержал множество изданий и был переведен на многие языки. Последнее, 8-е, издание его «Учебника», вышедшее в 1915 г., пред- ставляло нечто исключительное по своим размерам (3 000 стр.) и совершен- но небывалое по обилию материала – невиданное в истории психиатрии до- стижение одного человека. Основной заслугой Крепелина является разра- ботка классификации психических заболеваний, являющаяся основой ныне существующей. В начале своего научного пути Крепелин стремился осно- вать всю психиатрию на экспериментальной психологии. Крепелин – стро- гий эмпирик и убежденный клиницист, отец современной психиатрической нозологии (учения о болезнях). Первоначальная нозологическая концепция, носившая несколько прямолинейный и механистический характер, строи- лась им по принципу «одинаковые причины – одинаковые последствия»; нозологические формы болезней охарактеризовывались единством причины, симптоматики, течения, исхода и, по возможности, патологоанатомического субстрата. Позднее он во многом исправлял это учение. Например, признал значение возраста и пола больных, личностных и средовых факторов, а так- же возможностей индивидуального реагирования для формирования клини- ческой картины психоза. Результатом этого пересмотра явилось сохранив- шее свое значение по настоящее время учение о регистрах психической дея- тельности, в которых проявляется психическая болезнь.
Как человек Крепелин отличался прямотой, откровенностью, просто- той, честностью; он не любил дипломатии и окольных путей. На вид он
Приложение 2
201
казался суровым, но внутренне был отзывчивым и добрым. Таким же он был и в отношениях с душевнобольными, которые его любили, несмотря на его внешнюю суровость. Он был большим мастером, даже художни- ком, когда разговаривал с больным, при этом бывал резок, иногда даже грубоват. Он умел разговорить пациента, получить от него то, что необ- ходимо для постановки диагноза. Как ученый он работал медленно, но основательно, без апломба. Он не любил шума вокруг своего имени. Ко- гда ему исполнилось 70 лет, он отказался от чествования, которое соби- рались организовать друзья и ученики. Скончался Крепелин 7 октября
1926 г. После смерти Крепелина появились критические статьи. Харак- терная статья принадлежит Оствальду Бумке (Бумке открыл симптом, названный его именем, – отсутствие реакции расширения зрачка на воз- действие болевых и психических раздражителей, наблюдаемое при ши- зофрении.) Одно время Бумке говорил, что вся современная психиатрия стоит на плечах Крепелина, что крепелинская система психических бо- лезней (нозологическая классификация) прошла триумфальным шестви- ем через весь мир, и через несколько лет он же заявил, что школа Крепе- лина достигла границы своих возможностей и, более того, что из догма- тиков этой школы не осталось почти ни одного.
Сигизмунд (Зигмунд) Шломо Фрейд (Zigmund
Freid). Родился 6 мая в 1856 г. в моравском городке
Фрайберге в Австро-Венгрии (ныне это город
Пршибор, и он находится на территории Чехии) в традиционной еврейской семье 40-летнего отца
Якуба Фрейда и его 20-летней жены Амалии
Натансон. Он был первенцем у молодой матери.
После Зигмунда у Фрейдов с 1858 по 1866 г. родилось пять дочерей и еще один сын. В 1859 г. семья переехала в Лейпциг, а затем в Вену.
В гимназии проявил линвистические способности и закончил ее с отличием (первым учеником).
В 1873 г. поступил в Венский Университет на медицинский факультет, отлично закончил его в
1881 г., проявив склонность к исследовательской деятельности.
Необходимость зарабатывать деньги не позволила ему остаться на кафедре и он поступает сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работает врачом, переходя из одного отделения в другое. В 1885 г. получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для
Введение в профессию (Клиническая психология)
202 научной стажировки за границей, после чего он отправился в Париж в клинику
Сальпетриер к знаменитому психиатру Ж.М. Шарко, который применял гипноз для лечения психических заболеваний. Практика в клинике Шарко произвела на Фрейда большое впечатление. На его глазах происходило исцеление больных истерией, страдавших преимущественно параличом. По возвращении из Парижа Фрейд открывает частную практику в Вене. Он сразу решает испробовать гипноз на своих больных. Первый успех был окрыляющим. За первые несколько недель он добился моментального исцеления нескольких больных. По Вене распространился слух, что доктор
Фрейд чудотворец. Но вскоре появились и неудачи. Он разочаровался в гипнотической терапии, как в свое время в лекарственной и физической терапии.
В 1886 г. Фрейд вступает в брак с Мартой Бернейс. Впоследствии у них рождается шесть детей: Матильда (1887–1978), Жан Мартин (1889–
1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891–1969), Эрнст (1892–1970),
София (1893–1920) и Анна (1895–1982). Именно Анна стала последова- тельницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и раз- рабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах. В 1891 году Фрейд пе- реселяется в дом по адресу Вена IX, Берггассе, 19, в котором он жил с семьей и принимал пациентов вплоть до вынужденной эмиграции в июне
1937 г. К этому же году относится начало разработок Фрейдом совместно с Й. Брейером особого метода гипнотерапии – так называемого катарси- ческого (гр. katharsis – очищение). Совместно они продолжают изучение истерии и ее лечение при помощи катарсического метода. В 1895 г. они издают книгу «Исследования по истерии», где впервые говорится о взаи- мосвязи возникновения невроза с неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания. Фрейда занимает также и другое состояние человеческой психики, сходное с гипнотическим, – сновиде- ние. В том же году он открывает основную формулу тайны сновидений: каждое из них – это исполнение желания. Эта мысль так поразила его, что он даже шутливо предложил прибить памятную табличку в том ме- сте, где это произошло. Пятью годами позже он изложил эти идеи в своей книге «Толкование сновидений», которую неизменно считал своим луч- шим трудом. Развивая свои идеи, Фрейд делает вывод о том, что главная сила, направляющая все поступки, мысли и желания человека – это энер- гия либидо, т.е. сила сексуального влечения. Этой энергией наполнено человеческое бессознательное и потому оно находится в постоянном
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27