Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение в профессию (Клиническая психология)
48
шения квалификации для практикующих психологов. Обратите вни- мание на то, что психологического образования, полученного в ин- ституте или в университете, недостаточно для ведения собственной практики!
Конечно, для практической деятельности психологам не требуется специальных лицензий и сертификатов. Но получение дополнитель- ной профессиональной подготовки по определенному направлению, обучение методам и техникам практической работы, стажировка под руководством опытных коллег – необходимые элементы будущей успешной деятельности. И во время первого визита к любому психо- логу стоит поинтересоваться его квалификацией, посмотреть соответ- ствующие бумаги. О подготовке и опыте специалиста косвенно мож- но судить по документам (сертификаты, удостоверения). В них обяза- тельно указываются название образовательного учреждения, тематика и длительность курса, цикла, семинара, тренинга.
Наиболее распространенная специализация среди психологов – это психолог-консультант. К нему люди обращаются для решения труд- ностей и проблем, возникающих в повседневной жизни. Это могут быть сложности на работе, неустроенность личной жизни, неурядицы в семье, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддер- жании межличностных отношений и т. п. Специфика его деятельно- сти – в самом названии. Это человек, который может дать грамотную консультацию и советы по эффективному разрешению существую- щих проблем.
Психолог-тренер работает с группами людей, он применяет мето- ды и методики групповой работы. Ведь зачастую работа в группе ока- зывается не менее эффективной, чем индивидуальные консультации.
Групповая психологическая работа часто называется тренингом. Ви- дов тренинга сегодня неисчислимое множество. Кроме того, суще- ствуют самые разные подходы с точки зрения направления, к которо- му принадлежит ведущий: гештальт, экстремальные, психодрама, группанализ и т.п.
К клиническому психологу обычно обращаются люди, страдаю- щие каким-либо заболеванием, испытывающие серьезные трудности из-за психологических проблем или находящиеся в кризисной ситуа- ции. Такой психолог наиболее близок к врачу-психотерапевту – это

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Глава 1. Психология как профессия
49
единственный специалист, который имеет полное право применять психотерапевтические методы при сотрудничестве с врачом. Профес- сию клинического психолога можно получить лишь в нескольких ву- зах страны. Но даже их выпускник может стать клиническим психо- логом не сразу. Ему нужно пройти специальную переподготовку в специализированных центрах (например, НИПНИ им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге или Институт клинической психологии и психо- терапии в Москве).
К специалистам с медицинским образованием относятся психоте- рапевты, неврологи, врачи-психиатры, психоаналитики и другие ме- дики. Обратите внимание: именно врач (и только врач!), по россий- скому законодательству, имеет право проводить диагностику и уста- навливать факт наличия заболевания, осуществлять лечение (исполь- зовать медицинские и другие средства лечения заболевания, выписы- вать рецепты) и профилактику.
В нашей стране психотерапевты – это всегда врачи, которые име- ют психиатрическую подготовку, и именно поэтому как врачи- психиатры имеют право проводить диагностику, лечение и назначать лекарственные средства. В подготовку врача-психотерапевта входит также переподготовка по психотерапии, которая подтверждается до- кументально (свидетельство или диплом о переподготовке государ- ственного образца). Таким образом, единственным документом, хоть как-то подтверждающим должную квалификацию психотерапевта, является сертификат специалиста государственного образца о том, что данному специалисту присвоена квалификация врача- психотерапевта. На основании этого документа и при соблюдении некоторых прочих условий специалист получает лицензию на оказа- ние психотерапевтической помощи. Поэтому, обращаясь за психоте- рапевтической помощью, нужно обязательно спрашивать лицензию.
Неврологи занимаются диагностикой и лечением заболеваний нервной системы. В данном случае имеются в виду именно заболева- ния нервной ткани головного и спинного мозга и нервных окончаний: например, остеохондроз, сотрясение головного мозга и др. Врач- невропатолог имеет врачебный диплом, диплом об интернатуре, а также сертификат специалиста.
Психиатры занимаются лечением психических расстройств: напри- мер, шизофрении и депрессии. Кроме психиатра и врача-

Введение в профессию (Клиническая психология)
50
психотерапевта никто не имеет права ставить психиатрический диагноз и лечить психические заболевания. Врач-психиатр – это специалист с высшим медицинским образованием, прошедший специализацию, ин- тернатуру или клиническую ординатуру по специальности «психиат- рия». В итоге он получает сертификат специалиста по психиатрии, да- ющий право на практическую деятельность в этой области.
Психоаналитик – это специалист, теоретической основой деятель- ности которого является психоанализ. Психоанализ – психологическое учение, разработанное в конце XIX – начале XX в. З. Фрейдом. Психо- анализ возник в Европе и получил там широкое распространение.
В России сегодня также существуют институты, выпускающие психо- аналитиков по специальной системе подготовки. Поэтому наряду с врачами-психотерапевтами у нас есть и практикующие психоаналити- ки – они, по сути, занимаются одним и тем же, но разными методами.
Таким образом, психоаналитик – это врач-психотерапевт, имею- щий сертификат по психотерапии и диплом института психоанализа
(например,
Восточно-Европейского института психоанализа, г. Санкт-Петербург). Психоанализом также может заниматься клини- ческий психолог, имеющий диплом переподготовки и диплом инсти- тута психоанализа.
Так когда же человеку стоит идти к врачу, а когда – к психологу?
Самое главное, что нужно помнить: психолог поможет разобраться в запутанных отношениях с собой или окружающими миром, а врач необходим человеку тогда, когда речь идет о серьезных, даже тяже- лых, нарушениях психической деятельности (нарушилась адекват- ность реакций, ошибочно оцениваются реальные явления, меняется самооценка, самочувствие человека и т.п.). И еще один очень важный совет. Важно не только определиться, какой специалист нужен. Надо очень серьезно подойти к изучению квалификации выбранного спе- циалиста и узнать все о применяемых им методах. Например, зани- маться психотерапией или психоанализом может только клинический психолог или врач! Но никак не психолог-консультант или бизнес- тренер.
Так почему в России пока недостаточно развита культура обраще- ния к психологу за помощью? Причин может быть несколько:
Первая причина – российский менталитет, некая самонадеянность, самоуверенность, нежелание показывать кому бы то ни было свои


Глава 1. Психология как профессия
51
проблемы. При внешней экстравертированности, внутренняя зажа- тость, закрепощенность.
Вторая причина – неудачный опыт обращения. К сожалению, в любой профессии встречаются люди, недостаточно компетентные, имеющие собственные неразрешенные проблемы. Это касается и психологов, психоаналитиков, психотерапевтов и психиатров.
Третья причина – нарушение конфиденциальности. Существуют правовые нормы. Есть приказ, распространенный по медицинским учреждениям за номером 291, в котором прописаны функции психо- лога-консультанта, а также его права и обязанности. В графе «обязан- ности» есть пункты – конфиденциальность, а также ответственность за рекомендацию, заключение и прочее. В немедицинском учрежде- нии такой приказ так же будет работать и действовать. Дело в лично- сти самого психолога. Для профессионального психолога это подра- зумевается без всяких приказов – как конфиденциальность, так и са- мое главное – ответственность за конкретного человека и все то, что будет происходить с ним в процессе психологической помощи.
Студентами МГУ также было проведено исследование
(А.А. Долженко), в котором приняли участие 51 человек, отобранных случайным способом, с целью выявления личностных особенностей
«идеального» (в сознании потенциальных пациентов) психолога. Ме- тодологической основой исследования явилось рассмотрение профес- сии психолога в категории «человек – человек» (по Е.А. Климову).
Среди всех исследованных женщины составили 74,5%, мужчины –
25,5%. По социальной принадлежности испытуемые относились к студентам, аспирантам и преподавателям. В качестве инструмента исследования использовалась адаптированная к условиям нашей страны методика Т. Лири (Л.Н. Собчик) – методика диагностики межличностных отношений (ДМО), которая позволяет изучать широ- кий спектр социально-психологических особенностей личности. Ис- пытуемым предлагалось ответить на вопрос о том, каким он пред- ставляет себе «идеального» психолога. Полученные результаты обра- батывались с помощью методов математической статистики.
Анализ результатов исследования показал, что в сознании потен- циальных пациентов психолог-профессионал должен обладать сле- дующими личностными качествами (расположены в порядке убыва- ния представленности):


Введение в профессию (Клиническая психология)
52 1) ответственный великодушный;
2) сотрудничающий конвенциальный;
3) властный лидирующий;
4) независимый доминирующий;
5) прямолинейный агрессивный;
6) покорный застенчивый;
7) зависимый послушный;
8) недоверчивый скептический.
Как видно из приведенных данных, на первый план в образе иде- ального психолога испытуемые выдвигают черты деликатности, отзыв- чивости, заботливости, доброты, способность вселять уверенность, способность к сотрудничеству, доброжелательность, общительность, любезность в обхождении и т.п. Нежелательными для психолога отме- чают черты недоверия, скептицизма, обидчивости, озлобленности, рев- нивости, а также легкой подчиняемости, уступчивости, покладистости, неуверенности в себе, робости и т.д.
Таким образом, получены некоторые ориентиры, которые необхо- димо учитывать психологу в процессе своей профессиональной дея- тельности: это, прежде всего, деликатность в обхождении, ободряю- щий тон, терпимость в оценке пациента, а также дружелюбие, внима- тельность и любезность. Однако при этом следует уметь при необхо- димости настоять на своем и пользоваться уважением у пришедшего к нему человека. Отсюда и актуальность изучения конкретных видов трудовой деятельности психолога для обеспечения эффективности и продуктивности психологических форм работы с населением.
С точки зрения востребованности обществом профессии психоло- га, его деятельность, в первую очередь, связывают со сферой здраво- охранения, различными лечебными учреждениями общесоматическо- го и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно- поликлинических условиях для сопровождения лечения взрослых и детей. В большинстве своем клинические психологи работают в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психонев- рологических и наркологических диспансерах, детских реабилитаци- онно-восстановительных центрах, центрах патологии речи.
Другой важной сферой приложения сил определена сфера образо- вания, где, в том числе, клинические психологи могут работать в об- разовательных учреждениях разного уровня, направляя свои усилия

Глава 1. Психология как профессия
53
на развитие и коррекцию, а также преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профи- ля. Психолог в системе образования проводит работу в образователь- ном учреждении, направленную на обеспечение психического здоро- вья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, за- трудняющие становление личности ребенка, и посредством психо- профилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирова- ния и реабилитации оказывает помощь детям, учителям и родителям
(лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей, в том числе и культуру полового воспи- тания. Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практическо- го применения психологии, ориентированной на повышение социаль- но-психологической компетентности детей, учителей, родителей.
Третья важная сфера – это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, воз- никших в результате произошедших чрезвычайных событий: ката- строф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д. Еще одна важная и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога – это пенитенциарная система, активно раз- вивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов. Нако- нец, это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многооб- разии. Кроме того, клинические психологи могут работать менедже- рами по управлению персоналам, консультантами в сферах управле- ния, бизнеса и связей с общественностью.
В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирова- ния и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Несмотря на широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов:
– улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т.п.);


Введение в профессию (Клиническая психология)
54
– изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т.п.);
– способность принять решение;
– способность осуществить принятое решение;
– подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
– получение поддержки;
– приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
– поиск и изучение альтернатив;
– получение практической помощи через прямые действия (по- мощника и других специалистов, которых привлек помощник);
– развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
– получение информации;
– реагирование на действия других людей и ситуацию.
Консультирование является процессом, в котором человек достига- ет более высокого уровня личной (личностной) компетентности. Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследо- ватель, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог- тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать пре- имущественно те или иные методы оказания помощи. Безусловно, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.
Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная професси- ональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-иссле- довательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.
В заключение приведем интервью с А.Ш. Тхостовым, заведующим отделением клинической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
– В развитых странах клинические психологи – самая многочис- ленная и высокооплачиваемая часть психологов. В США, например, они зарабатывают до 500 тыс. долл. в год. Можно с большой долей

Глава 1. Психология как профессия
55
уверенности утверждать, что и в России спрос на клинических пси- хологов будет расти. Человек сегодня сталкивается с проблемами, которых раньше у него не было. Причин много: нарушилась эколо- гия, изменилась структура общества, исчезло ощущение безопасно- сти и т.д. За последние десять лет в четыре-пять раз увеличилось количество детей, страдающих токсикоманией, наркоманией, алко- голизмом. А по росту суицидов мы уже выходим на одно из первых мест в мире. К сожалению, клиентами клинические психологи будут обеспечены всегда. Клиническая психология – одно из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся направлений современной психологии. Вместе с тем, клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессиональной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, на гармони- зацию психического развития, охрану здоровья, преодоление неду- гов и психологическую реабилитацию. Клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановле- ния психической деятельности при различных патологических со- стояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в воз- никновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоро- вья. Наряду с этим клинические психологи решают многообразные практические задачи в разных сферах жизни (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению). В центре внимания клинической психологии – человек с душевными «боля- ми» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, свя- занными с состояниями его здоровья. Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми со- ставляющими современных комплексных мер профилактики и пре- одоления не только заболеваний, но и различных состояний деза- даптации человека. Социальная значимость клинической психоло- гии выражается и в том, что в Психологических ассоциациях раз- личных стран мира около 60% составляют клинические психологи.
Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой
(пока единственной) области психологии в качестве отдельной са- мостоятельной специальности. Междисциплинарный характер основ нашей специальности на стыке гуманитарных и естественно-