ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 2078

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Итс Р.Ф. И92 Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л.:Изд-во Ленинградского университета, 1991. -168 с. ISBN 5-288-00440-4

ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОГРАФИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I

ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Определение науки

Объект исследования. методология

Общенаучное и социальное значение этнографии

Основные составные этнографического исследования

Этноэкология на примере природопользования северных народов

Глава II

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ

Типы учреждений в СССР и за рубежом

Академические центры

Вузовские центры

Место этнографии в системе университетского образования

Музейные центры

Журнальные центры и общества

Основные периодические издания и типы монографий

Главa III

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ

Общенаучные термины

Глава IV

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ

Глава V

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА

Выделение хозяйственно-культурных типов

Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа

Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа

Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип

Глава VI

ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)

Глава VII

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЭТНОГРАФИЯ (основные школы и направления)

Эволюционная школа

Антиэволюционисты в Западной Европе и США: культурно-историческая, социологическая и историческая школы

Функциональная школа

Психологическая школа, психорасизм в этнографии США

Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии

Современные тенденции в теории зарубежной этнографии- неоэволюционизм (морганизм) и структурализм

Отечественная этнография (советская школа в этнографии)

Главa VIII

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО АН СССР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оглавление

-74-

родовом поселении, такой случай гипотетичен); трехродовой союз — союз трех родов, осуществляющих брачные связи между собой по кольцевому типу — род А отдает мужчин в род В, род В в род С, род С в род А. Имя — наименование рода, прилагаемое к прозванию члена рода, наследственное, имеющее социально-правовое значение; фамилия — семейное имя, прозвание семьи, в современном значении появилось в России не ранее трех столетий тому назад.
В приведенной группе особое внимание следует обратить на систему родства, изучению которой большое значение придавал еще Л. Морган, обративший внимание на то обстоятельство, что терминология в системе родства отражает социальные позиции родственников и что сама действующая система архаичнее обслуживаемого ею общества. Последний вывод дал этнографам надежный источник для реконструкции ушедших форм семейно-брачных отношений и социальных структур. Д. А. Ольдерогге считал, что системы родства прошли три этапа и отражали три больших периода человеческой истории — родовой строй (ему соответствует турано-ганованская система), период патриархата , как переход к классовому обществу и раннеклассовое общество (к нему относится малайская система), классовое общество (к нему относятся системы, отражающие господство малой, моногамной семьи). Помимо такого деления систем родства, было принято деление на классификационную систему, соответствующую родовому строю, и описательную систему, соотносимую с классовым обществом. Такое деление, как достаточно убедительно показал М. В. Крюков (1972 г.), признается ошибочным, сконструированным на основе несопоставимых элементов. М. В. Крюков предлагает различать системы родства по их этническим наименованиям, выделяя особо те из них, которые были типичными для многих этносов.

Основные термины из области материальной культуры

В этнографии хозяйственная деятельность народа — этноса является началом начал, так как от ее характера зависит формирование всех сторон культуры и социальной жизни. Этнографы различают основные занятия, дающие средства существования данной этнической общности, и подсобные занятия — трудовую деятельность отдельных групп этноса, постоянно или многих, в свободное от основных занятий время (различные промыслы, изготовление одежды, утвари, орудий труда и т. п.). Исторически основными занятиями на самых ранних этапах развития являются собирательство, охота, рыболовство, на последующем этапе — земледелие, скотоводство, а также в порядке исключения из общего правила для отдельных этносов в Индии,

-75-

Китае, на Кавказе, в Америке, Африке и других районах земли — ремесло. В современном обществе промышленное производство также является основным занятием.
Самые ранние формы основных занятий — собирательство, охота и рыболовство как подсобные сохраняются у многих этносов и до настоящего времени. Земледелие подразделяется по способам обработки почвы на подсечно-огневое (вырубка деревьев и кустарников на участке и сжигание их для удобрения почвы золой), переложное (другое название первого типа, связанное с необходимостью через определенное время забросить участок и перейти на новый), ручное (обработка ведется примитивными орудиями — палкой-копалкой, колом, кетменем и т. д.), мотыжное (вариант ручного, обработка земли про-. изводится с помощью широко распространенного орудия труда — мотыги), пашенное, или плужное. Различаются еще и такие виды земледелия, как орошаемое, поливное, заливное (распространено в рисоводческих странах, где рассаду риса высаживают на поле, залитое водой) и богарное (условное название для разведения сельскохозяйственных культур на сухих землях).
В скотоводстве особо выделяются коневодство, верблюдоводство и оленеводство, занятия, которые дают средства существования многим этносам. Среди ремесел кузнечество как деятельность, связанная с огнем, считавшимся священной жизненной силой, имело особое социальное значение. У некоторых африканских и других народов кузнецы фактически существовали вне коллектива, хотя коллектив пользовался их услугами.
Промысел — занятие населения в свободное от основных работ время. Следует иметь в виду, что пушной промысел, широко распространенный и циркумполярной области мира, стал основным занятием народов Севера лишь с проникновением товарно-денежных отношений, до этого их основным занятием была охота на крупных мясных животных или оленеводство.
Расселение этноса или его подразделений на ограниченном пространстве в специальных постройках, сооружениях называется поселением. Поселения могут быть постоянными и временными, сельскими и городскими. Жилище — специальная постройка или сооружение для обитания и защиты от стихийных явлений. В этнографии различаются сезонные жилища по времени года (зимние и летние, иначе зимники, летники); временные (промысловые) — шалаши, навесы, укрытия; передвижные — у кочевых народов кибитки и переносные — также у народов, чей образ жизни связан с частой переменой места обитания — юрта, чум, вигвам, шатер, палатка и т. п.; постоянные жилища, сооружаемые в долговременных поселениях (дом, изба, сакля и т. п.). По расположению относительно земной поверхности жилища подразделяются на наземные (шалаш, дом, чум, яранга, юрта и т. д.), подземные (нора, яма, землянка, полуземлянка), свайные (основания жилища на сваях), воздушные (соору-


-76-

жения на деревьях). Жилища при описаниях различаются по конструктивным особенностям, по материалу, идущему на постройку, и т. д. (например — каркасно-столбовое, глинобитное и т. п.).
Пища —основа питания данного этноса. Состав пищи — мясная, рыбная, молочная, растительная — имеет хозяйственно-культурную специфику, а порядок приема пищи (определенное время в течение дня для приема пищи, очередность блюд) отражает установившиеся в данной этнической группе наиболее рациональные правила. Этнографы выделяют пищу ритуальную (связана с отправлением религиозных культов) и традиционную (употребляется во время важнейших событий жизненного цикла, например на свадьбе, во время инициации и т. п.), которую иногда называют праздничной пищей. Запрет употреблять в пищу по религиозным или подобным мотивам определенные продукты, соблюдаемый в пределах этнической группы постоянно или временно, входит в понятие пищевые запреты.
Процесс питания в большинстве случаев связан, с применением утвари — специальной посуды (глиняной, кожаной, деревянной, металлической, стеклянной), предназначенной для приготовления и приема пищи. Особое значение имеет погребальная утварь, которая кладется в могилу или на могил(у и должна, по представлениям совершающих такой обряд, служить умершему в загробной жизни.
При описании материальной культуры, особенно когда ставится задача изучения этногенетических проблем, существенное внимание уделяется одежде, так как в ее традиционном составе, материале, оформлении, покрое находит отражение этническая специфика. Одежда — специальное средство защиты человеческого тела. Одежда бывает повседневная, праздничная, обрядовая. К последней относится одеяние священнослужителей, специальные платья, надеваемые при исполнении различных обрядовых действ.
По общему виду одежда делится на глухую (без разрезов спереди, одевается через голову, характерна для северных районов) и распашную, наиболее широко распространенную. По расположению на человеческом теле различают одежду нательную (одета на голое тело), верхнюю (одета поверх нательной), плечевую (укрепляется на плечах—халаты, куртки и т. д.), поясную (укрепляется на поясе—штаны, юбки), набедренную (укрепляется на бедрах; характерна как единственная форма одежды в тропических странах, например, набедренная повязка, пояса стыдливости, передники).
Покрой одежды зависит от материала, а при изготовлении из ткани — от ширины ее. Выделяется одежда трех типов покроя—цельнокроенная (из одной шкуры или целого куска материи), туникообразная (узкое полотно перекинуто через плечо и рукава вшиты у плеча) и кимонообразная (широкое полотно, дающее возможность кроить плечо вместе с рукавом или

-77-

частью рукава). Несомненную этническую специфику может нести и запах одежды — расположение полок относительно друг друга в распашном типе. Полы могут сходиться посредине, такую одежду называют либо прямозастежной, либо — с прямым разрезом; левая пола может находить на правую — левополая на левую — правополая одежда, или одежда с правым запахом. Любопытно, например, что в каменных тюркских изваяниях подчеркнута такая специфика расположения полок, отличающая тюрок от монголов или китайцев.
Учитывая, что одежда есть средство защиты тела, а, по представлениям людей доклассовой эпохи, тело должно быть защищено от злых духов и могло быть защищено символами рода (родовыми знаками, иными отличительными признаками, как, например, родовое различие мяо передавалось в одежде через специфический цвет ткани для людей одного рода), этнография в общей теме “одежда” рассматривает различные украшения на голом теле и типы причесок. К украшениям относятся татуировки, нашейные украшения (гривны, кольца, ожерелья), ручные и ножные браслеты, кольца, повязки.
Этнографы в разделе материальной культуры изучают также традиционные виды транспорта и связи. Под транспортом понимаются средства передвижения людей и грузов, в которые входят различного вида колесные конструкции, традиционные приспособления типа волокуш, вьюков, коромысел, носилок, паланкинов, корзин и т. д. Под связью — традиционные системы передачи сигналов и сообщений как для экстраординарного (появление врага, угрозы стихийного бедствия, эпидемии), так и обыденного (счет поколениям, удостоверение общественных полномочий, начала фискальных помет) случаев.
К традиционным видам связи относятся сигнальные костры, узелковое письмо, зарубки и засечки на деревьях или специальных предметах; язык жестов, пиктография и т. п.


Основные термины из области духовной культуры

Сфера духовной жизни народа издавна привлекает внимание исследователей, представляющих различные отрасли знаний. Поэтому количество специальных терминов, приводимых в их работах для характеристики определенных явлений культуры, например описания религиозной обрядности или народного творчества, столь велико и многозначно, что в данном учебном пособии следует не только остановиться на рассмотрении абсолютно общих и, следовательно, наиболее часто используемых этнографами понятий, но и давать им толкования, освещая только этнографическую спецификацию. Подобный подход вполне правомерен, если учесть наличие изданных

-78-

в последнее время и у нас и за рубежом энциклопедических, философских, религоведческих, литературоведческих, искусствоведческих и подобных им словарей. Таким образом, обычные, “словарные” значения терминов в ряде случаев останутся за пределами изложения.
Изучая духовную жизнь народа в ее историческом развитии, этнограф, естественно, имеет дело с различными системами иррациональных, фантастических, мистических взглядов на окружающую природу, человека и общество. Давая описания, он вынужден пользоваться определенной терминологией, выработанной до него и нередко наполняемой сегодня новым содержанием. Ниже даются понятия и их этнографическое осмысление.
Верования —отдельные или относительно систематизированные представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, и их влияние на судьбы его и связанных с ним людей. Религия, помимо известного классического определения как формы общественного сознания, выражающей бессилие первобытного человека перед непонятными и подавляющими его стихиями природы и социальными силами, должна быть еще определена и как стройная система взглядов, отражающая веру человека в существование сверхъестественного существа (бога) и имеющая внешнее проявление в специальных атрибутах, сооружениях. Памятуя о том, что Л. Фейербах, по мысли К. Маркса, сводит религиозный мир к его земной основе и что во всех известных религиозных системах в мире богов существуют подобная земной социальная иерархия и неравенство, правомерно говорить о том, что проекция земного бытия на небесное или подземное царство была возможна лишь при уже сложившихся в человеческом обществе социальных институтах 8 . Иными словами, время возникновения религии (особо подчеркнем — как стройной системы взглядов, иерархичной по своей сути, а не как проявления любой формы веры в сверхъестественное) должно быть связано с появлением социального неравенства в коллективах людей. Вот почему, чтобы различать ложные представления людей доклассовой и классовой эпох, этнографы стараются употреблять для первой понятие “верование” как более общее и исходное, для второй — “религия”, подчеркивая этносоциальные различия между мировыми и полисными религиями.
Понятие “мировая религия” в настоящее время широко используется и, как подчеркивает С. А. Токарев (в его интересном исследовании “Религия в истории народов мира” приводится много определений и терминологических толкований различных сторон духовной жизни народов), относится только к трем религиям — христианству, исламу и буддизму. Эти религии объединяет не только их стремление увести своих адептов от


8 См.: там же. Т. 3. С. 2.

-79-

активной борьбы за преобразование жизни в мир иллюзорных надежд на потустороннее лучшее будущее, но и провозглашение хотя бы формального социального и национального равенства последователей религии перед высшим существом — богом.
При изучении духовной культуры важно подчеркнуть именно то, что христианином, буддистом или мусульманином может стать представитель любой этнической группы, что и объясняет широкое распространение мировых религий по земному шару в различных этнических средах. Напротив, другие религии (несмотря на число их приверженцев), к которым относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, религии Древнего Египта, доколумбовые религии Центральной и Южной Америки, джайнизм, сикхизм и др., имеют четко выраженную этническую окраску, распространены в пределах конкретного этноса, становятся господствующими среди прочих религий такого же типа, только с политическим возвышением этноса (так, возвышение ацтеков и образование ацтекской державы привело к утверждению господствующего положения ацтекских богов и к низвержению богов подчиненных ацтекам этносов, хотя в пределах этих этносов люди поклонялись своим, а не ацтекским богам). Эти религии, возникающие в период формирования классового общества на базе прежних племенных верований, когда, как правило, их приверженцем нельзя стать, а надо родиться (сионистский принцип и сегодня провозглашает, что иудеем является рожденный иудейкой), называются полисными религиями. Указанные различия между двумя типами религиозных систем показывают, что мировые религии в большей степени предмет изучения религоведов, в то время как полисные — этнографов.
Дорелигиозные верования —понятие, употребляемое в ряде этнографических работ с учетом указанных выше различий между верованиями и религиями для характеристики комплекса иррациональных представлений этнической группы, сложившегося до распространения здесь прежде всего мировых религий. Так употребляются понятия дохристианские верования, доисламские верования, добуддийские верования. К этой категории можно отнести и адат — систему обычного права народа, признанную исламом, которая противостоит шариату — своду религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на установлениях Корана.
Распространена группа терминов, которые используются для характеристики верований доклассовой эпохи. Тотемизм (от слова “тотем” индейского племени оджибве Северной Америки, которое означает “его род”) — вера человека в родственную связь с представителями животного или растительного мира, иногда с неодушевленной природой (камни, горы, реки), а также в то, что такой представитель является предком их рода.

-80-

В этнографии было распространено предположение о связи тотемизма с периодом материнского рода, а также о тотемизме как племенной религии (Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебок-сарова). Чебоксаровы считают, что проявлениями тотемизма (его главными элементами) являются магия, фетишизм и анимизм.
Магия (от лат. magia — колдовство, чародейство) — вера человека в способность сверхъестественными средствами оказывать влияние на естественный ход событий, на материальные предметы или на другого человека. По своему функциональному назначению магия имеет массу наименований — охотничья, производственная, любовная, лечебная, вредоносная, родовспомогательная и др. По общей направленности магия справедливо подразделяется на заразительную (имеющую цель принудить подвергающийся воздействию объект совершить то действие или оказаться в том состоянии, которого ожидает исполнитель магического действия) и охранительную (цель которой — защита индивидуума или коллектива от любого магического воздействия врага или нежелательных действий внешних сил). Иногда эти два типа называют черной и белой магией. По характеру исполнения магических обрядов магические действия могут быть индивидуальными и коллективными.
Фетишизм(от португ. abretas — амулет) — поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественной силой, способной оказать помощь поклоняющимся им. Вариантом фетишизма является идолопоклонство. Поклонение фетишу, т. е. самому материальному предмету, первоначально никак не связывалось с присутствием в нем особого духа (одушевление фетишей пришло позднее), и фетишами становились, как правило, необычные по своей форме предметы (камни, сучья, части животного и т. п.).
Анимизм(от лат. anima — душа) — одушевление, наделение сверхъестественной душой всех вещей, сил и явлений природы. В таком значении анимистические представления так или иначе присутствуют в первобытных верованиях и во всех религиях. Э. Тэйлор, который в прошлом веке ввел это понятие в науку, рассматривал анимизм как “минимум религии”, как начальную стадию религии вообще. В советской этнографии анимизм рассматривается не в тэйлоровской трактовке, а в трактовке Г. В. Плеханова, считавшего анимизм необходимым элементом религии, религиозных представлений вообще.
Сказанное достаточно отчетливо показывает, что по своей сути Доклассовые верования не столь однозначны, как считают Чебоксаровы, и представляют собой сочетание во всевозможных комбинациях и тотемизма, и анимизма, и магии, и фетишизма, и анимализма (зоолатрии) —поклонения животным, и астральных, или солярных, культов (поклонение небесным светилам)


-81-

и аграрных культов (в более поздние периоды доклассового общества) и т. п.
Шаманство(от тунгусо-маньчжурского наименования особого культового служителя “самань”) — одна из форм верований в доклассовую эпоху, вера человека в возможность с помощью К особых ритуальных действий, совершаемых специальным лицом — шаманом, установить контакт с мнимыми духами для оказания ими помощи при лечении болезней, охоте, рыбной ловле, в благополучном странствии по потустороннему миру и т. д. Шаманство широко распространено у народов Сибири и Севера, встречается (судя по археологическим данным и древним письменным памятникам) у многих народов Старого Света в позднепалеолитическую и неолитическую эпохи, а также в период становления классового общества.
Шаманизм —система религиозных воззрений, имеющая свое внешнее оформление и сходную у многих этносов социальную роль. В настоящее время некоторые исследователи считают шаманизм самой ранней формой религии, синхронной периоду возникновения классового общества и имеющей глобальное распространение; другая точка зрения состоит в следующем: шаманизм лишь форма религии зарождающегося классового общества, свойственная исключительно народам Сибири и Севера.
Камлание— специальное действо, совершаемое шаманом для установления “контакта” с духами.
Перевоплощение —принятие человеком любого образа с помощью специальных действий или предметов. Перевоплощение широко распространено в ритуальных действиях, связанных с почитанием тотемистических предков, животных, с культом умерших (обрядовое действо, имевшее целью защиту живых от возможного злого влияния духа умершего родственника), культом предков (обрядовое действо, характеризующееся почитанием реального предка данной этнической группы или семейной общины, возникшее в период перехода от доклассового общества к классовому и связанное с патриархально-родовой структурой) и т. д.
Бог —иллюзорный объект веры во всех классовых религиях, верховное существо, влияющее на судьбу людей, могущество которого может быть употреблено как на пользу, так и во вред верующим. В сознании верующего бог, как правило, существо положительное, поэтому терминологическое употребление его не должно быть смешано с понятием духов — сверхъестественных существ, обычно исполнителей воли богов, подразделяемых на добрых и злых.
Священные места и объекты — особопочитаемые данным этносом места и материальные объекты на местности как зоны обитания или сферы действия предков или духов. Выделение таких мест и объектов связано с анимистическими, тотемисти-

-82-

ческими представлениями, с культом умерших и предков. Могила — специально подготовленная яма для индивидуального (реже двойного или более) погребения. Могильник — система отдельных могил, обычно имеющая этническую специфику (место погребения членов данной этнической группы). Сопроводительный инвентарь — утварь, орудия труда, одежда, оружие, пища и тому подобные предметы, положенные в могилу или на могилу. Погребальные обряды — совокупность действий, связанных с погребением умершего члена рода или семьи и носящих устойчивый традиционный характер.
Табу(из полинезийских языков) — запрет, налагаемый традицией, священнослужителями или властвующими на предметы, действия, слова, имена, нарушение которого неминуемо жестоко (болезнью, смертью) преследуется сверхъестественными существами, духами, богами. Табуация — действие, связанное с наложением табу.
Жертвоприношение —обряд приношения даров богам, духам, предкам — семьи, рода, племени. В раннеклассовых религиях выделяется особая группа лиц — жречество, которая берет на себя исполнение жертвоприношений, благодаря чему становится важной социальной силой.
С духовной культурой народов связаны многочисленные положительные знания об окружающей природе. Сумму таких положительных знаний в этнографии называют народными знаниями, к ним относятся астрономические, агротехнические, метеорологические, гидрографические, зоотехнические и тому подобные наблюдения.
Специальным разделом в этнографическом описании выделяют народные игры, имевшие не развлекательный, а социальный характер, поскольку они были связаны с передачей производственных навыков, инициационными и семейно-брачными обрядами, физической закалкой и выносливостью. Этнографами по социальному значению различаются: детские, юношеские, девичьи, взрослые и обрядовые игры. Игры — существенная часть народных праздников, традиционных развлечений и гуляний, приуроченных к крупным производственным и социальным циклам.
В зарубежной этнографии понятие “фольклор” включает все и всякое народное искусство и творчество, и иногда его употребляют как синоним этнографии. Советские этнографы рассматривают фольклор в узком смысле — как устное поэтическое творчество, но признают и широкое толкование в таких сочетаниях, как музыкальный фольклор, танцевальный фольклор, выделяя, однако, народную живопись, скульптуру, графику, орнамент в понятие прикладного искусства. В разнообразии типов орнамента основными являются геометрический, растительный и зоо(антропо)морфный (изображения животных и людей).