ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1863
Скачиваний: 3
КУПЛЕ′ТЫ – комические и сатирические песенки; исполняются на эстраде, в оперетте. Куплеты иногда встречаются как самостоятельный номер в операх (куплеты Трике в «Евгении Онегине» Чайковского, куплеты тореадора в «Кармен» Бизе и др.).
КУРА′НТА (от франц. courant – текущий, бегущий) – придворный салонный танец 16-17 вв.; плавный, торжественный танец-шествие. Был распространён во многих европейских странах. Как музыкальная форма входила в состав старинных инструментальных (танцевальных) сюит.
КУРА′НТЫ (франц. courant – бегущий, текущий) – старинное название больших башенных или комнатных часов с набором колоколов. Исполнение музыки на курантах механическое, без участия человека. В некоторых курантах перед началом боя в корпусе открывалась дверца, и появлялись фигурки танцоров или музыкантов. В России первые куранты были установлены на Спасской башне Московского Кремля в 1625 г. (Г.И.Благодатов)
КЭК-УО′К (англ. cakewalk – «шествие за пирогом», пирог – награда за лучшее исполнение) – бальный и эстрадный танец. Возник в США на рубеже 20 в. на основе танца североамериканских негров. Название связано с обычаем награждать лучших исполнителей пирогом, а также с позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо с пирогом (корпус откинут назад, руки вытянуты вперёд). Исполняется в темпе быстрого марша. На эстраде варьете и кафешантанов стал популярен, сблизившись с канканом. (Л.С.Школьников)
Л
ЛАД (слав. «согласие», «мир», «порядок») – одна из основных эстетических категорий музыки, в музыкально-эстетическом смысле то же, что гармония; согласованность звуков; система взаимосвязей устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков; целесообразно упорядоченная интонационная система. Ладовая организованность – одна из важнейших основ музыкального искусства. (Ю.Н.Холопов)
ЛАКРИМО′ЗА (лат. lacrimosa – слёзная, скорбная, букв. – «обильный слезами») – часть католического реквиема, которая начинается этим словом, лирический центр произведения. Музыка сосредоточенно-скорбная, безысходно-печальная, с интонациями вздохов (Моцарт, Верди и др.).
ЛАМЕ′НТО (итал. lamento – жалоба, плач) – обозначение музыки печального, жалобного характера, обычно – ария (очень популярна для итальянской оперы 17 в.). Характерные жанровые и стилевые черты: нисходящая мелодия, повторяющийся бас, медленный темп, мелодические «восклицания» с интонациями «вздоха», идущими от итальянских традиционных народных песен-жалоб.
ЛА′РГО (итал. largo – широкий) – самый медленный из употребительных в музыке темпов, часто – указание на определённый характер исполнения. Музыка ларго величавая, торжественная, скорбная, размеренно-широкая, «значительная».
ЛЕГА′ТО (итал. legato – связывать) – плавное, певучее исполнение, при котором звуки как бы связаны между собой (одним дыханием, одним движением смычка и т.п.). Противоположность легато – стаккато.
ЛЕЗГИ′НКА – народный танец лезгин (Дагестан). Распространён среди горских народов Кавказа. Темп очень быстрый, мелодия чёткая, динамичная. Исполняется парами или мужчинами соло (часто с кинжалами). Лезгинка – танец-соревнование, показывающий ловкость и неутомимость партнёров.
ЛЕЙТМОТИ′В (нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – мелодический оборот (тема), который применяется в музыке для характеристики персонажа, явления, идеи; законченный музыкальный образ, который неоднократно повторяется в произведении и становится узнаваемым; выполняет характерологические, композиционные, смысловые функции.
ЛЕ′НДЛЕР (нем. Ländler – деревенский танец, от Lаnd – деревня; по другой версии – от названия местности в Австрии – Lаndl) – крестьянский парный круговой танец, распространённый в Германии и Австрии; один из танцев, от которых произошёл вальс. Темп умеренный, движения с прыжками.
ЛИБРЕ′ТТО (итал. libretto – книжечка) – 1)словесный текст вокального музыкально-драматического произведения, литературный сценарий оперы, балета, пантомимы. Либретто, как правило, основано на сюжетах литературных произведений, но может быть и оригинальным произведением; 2)краткое изложение содержания музыкально-драматического произведения (оперы, оперетты, балета).
ЛИ′РА (греч.) – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, близок кифаре. Звук извлекается плектром и пальцами. Первоначально изготовлялся из панциря черепахи и снабжался мембраной из кожи быка, позднее выделывался целиком из дерева. С лирой связано возникновение термина «лирика». В противоположность дионисийскому авлосу лира была инструментом Аполлона. Дальнейшей ступенью развития лиры была кифара. В переносном смысле лира – символ и эмблема искусства.
ЛИТА′ВРА (от греч. «много» и «барабан») – перепоночный ударный музыкальный инструмент древнего (восточного) происхождения. В Европе известен с 15 в. Распространён у многих народов под различными названиями. Звук извлекается ударами пальцев или деревянными колотушками. Звук глухой, раскатистый; используется для имитации далёких раскатов грома, стука сердца и т.п. (например, ружейной стрельбы в опере «Петя и волк» С.Прокофьева).
ЛИТА′НИЯ (лат. litania – просьба, мольба) – в католическом богослужении молитва или песнопение, обращённое к богу о помиловании или заступничестве. Самый ранний тип католической литании (5-7 вв.) – так называемая Kyrie Litanei, заимствованная у восточной церкви; в ней община отвечала на определённые молитвы возгласом-мольбой «Kyrie eleison». Существует несколько разновидностей (например, торжественное песнопение в честь девы Марии – Лауретинская литания и др.).
ЛИТУРГИ′Я (греч. «общественный» и «дело», «обязанность») – важнейшее богослужение православной церкви, соответствующее мессе в католической и протестантской церкви; сопровождается пением, музыкой. Классическим образцом является «Литургия» П.И.Чайковского, который положил на музыку почти полный состав её песнопений.
ЛО′ЖКИ – деревянные ложки, используемые русскими народными музыкантами в качестве ритмического музыкального инструмента (тип кастаньет). К ложкам иногда прикрепляются маленькие бубенчики. В комплект входят 3-5 ложек, из них одна большая. Первые упоминания относятся к концу 18 в. Приёмы игры очень разнообразны. Исполнение ложечников отличается виртуозностью, задором. В прошлом игрой на ложках сопровождали пляски и пение. Входят в оркестр русских народных инструментов.
ЛЮ′ТНЯ (польск. lutnia; от араб. «дерево») – струнный щипковый музыкальный инструмент восточного происхождения. Звук извлекается пальцами и плектром. Звучание мягкое, «неземное», напоминает гитарное. Происходит от одного из древнейших и главных струнных инструментов арабо-иранской музыкальной культуры – уда, сведения о котором восходят к 3-7 вв. В Средние века, как полагают, уд был занесён в Испанию и Сицилию маврами и сарацинами и распространился по всей Европе. В эпоху Возрождения лютня стала господствующим инструментом в профессиональном и любительском исполнительстве. На лютне играли Л. да Винчи, Б.Челлини, Караваджо. Одним из самых знаменитых лютнистов Возрождения был Франческо да Милано (приблизительно 1497-1543); он был придворным лютнистом у герцога Гонзаго в Мантуе, у кардинала Медичи во Флоренции, личным лютнистом папы Павла Ш. В Англии виртуозом-лютнистом был современник Шекспира Джон Доуленд. Композиции для лютни стали основой музыкальной классики струнно-щипковых инструментов. Позже была вытеснена гитарой, скрипкой и другими струнными инструментами. Разновидностью лютни в Армении является уд, на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии – кобза.
М
МАГНИ′ФИКАТ (от первого слова латинского песнопения «Magnificat amina mea Dominum» – «Возвеличивает душа моя Господа») – хвалебная «песня блаженной девы Марии», которая исполняется в католической церкви как кульминационная часть вечерней службы. Характер мелодии обычно радостный, ликующий. В переводе на церковно-славянский язык входит в состав православной всенощной.
МАДРИГА′Л (франц. madrigal – песня на родном, материнском, языке, от лат. mater – мать) –– песня на итальянском языке в отличие от песен на латинском языке, светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки восходят к народной поэзии, к старинной итальянской одноголосной пастушеской песне. Как правило, 2-3-голосная лирическая песня из нескольких куплетов с припевом. Сложилось множество разновидностей мадригалов, вплоть до мадригальной комедии. Позже мадригалами стали называть небольшое стихотворение комплиментарного характера.
МАЗУ′РКА (польск. mazurek, от названия жителей Мазовии – мазуры, у которых впервые появился этот танец) – польский народный танец с острым ритмическим рисунком, стремительный, динамичный, удалой, с характерной сменой лирических, задушевных и «воинственных» эпизодов, внешне очень эффектный, «блестящий». В 19 в. распространён во всех европейских странах. Часто используется в оперных и балетных спектаклях. Может быть самостоятельной концертной пьесой (знаменитые «Мазурки» Шопена).
МАЛАГЕ′НЬЯ (испан. malagueña – от названия испанской провинции Малага) – испанский (андалузский) парный танец-песня, местный вариант общеиспанского танца фанданго. Характер исполнения напоминает пантомиму: женщина, закутанная в мантилью, заслоняясь веером, ускользает от своего партнёра, а мужчина (тореадор) пытается увидеть её лицо.
МАНАСЧИ′ – киргизский народный сказитель, исполнитель крупнейшего национального эпоса «Манас». Манасчи поёт в речитативной манере, без инструментального сопровождения, на определённый музыкальный мотив (попевки «Манаса»). Манасчи не только поёт, но и изображает героев, пользуясь богатой и выразительной мимикой, жестами.
МАНДОЛИ′НА (итал. mandolino) – струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Наиболее распространён в Италии 18 в. Существует множество разновидностей. Наиболее популярна неаполитанская мандолина. Звук чистый, яркий, звонкий; извлекается плектром.
МАНУА′Л (лат. manualis – ручной) – клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног – педали) в многоклавиатурных инструментах (орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты). Число мануалов в органе – 1-7. Мануалы расположены один над другим («террасно»).
МАРШ (франц. marche – шествие) – музыкальное произведение в чётком ритме в соответствии с шагом, один из основных прикладных жанров. Первоначально сформировался преимущественно как жанр военной музыки, потом становится самостоятельной музыкальной пьесой торжественного, организующего характера (концертный марш), входит в крупные оркестровые произведения. Существует множество разновидностей: походный, парадный, встречный, колонный, фанфарный, траурный, марш «на случай» и т.д.
МЕДИА′ТОР (лат. mediator – посредник) – приспособление (пластинка, перо, кольцо с «когтем»), которым извлекается звук при игре на некоторых струнных инструментах (мандолине, цитре, домре и т.п.). МЕ′ЙСТЕРЗИНГЕР (нем. Meistersinger – мастер-певец) – немецкий поэт-певец из среды цеховых ремесленников (14-16 вв.). Названы так в отличие от миннезингеров – представителей рыцарской лирики. Мейстерзингеры объединялись в школы, в которых действовал свод строгих правил (табулатуры), регламентирующий труд учеников. Сюжеты произведений мейстерзингеров заимствовались из народных шванков, анекдотов, из классической литературы. Мейстерзингеры исполняли свои мелодии (тоны) без сопровождения. Мастером считался только тот, кто создал свой тон и умел его безошибочно воспроизводить. Со временем тонов образовалось неисчислимое количество. Названия тонам давали по имени автора, часто очень замысловатые («серебряный тон Ганса Сакса», «ткацко-чесальный тон Амвросия Мецгера», «чёрно-чернильный тон» и др.). Стихотворения мейстерзингеров сохранились, но, как правило, без тонов.
МЕЛИ′ЗМЫ (греч. «песнь», «мелодия») – небольшие мелодические украшения (колоратура, рулада, трель и др.).
МЕЛОДЕКЛАМА′ЦИЯ (греч. «песнь» и лат. «декламация») – художественное чтение под музыку; концертно-эстрадный жанр. Наиболее распространён в России в 70-е гг. 19 в.
МЕЛО′ДИКА (греч. «мелодический», «песенный») – совокупность свойств и закономерностей, характеризующих мелодические явления в музыке.
МЕЛО′ДИЯ (греч. «песнь») – ритмически и интонационно организованная последовательность звуков разной высоты, одно из основных выразительных средств музыки, «одноголосно выраженная музыкальная мысль» (И.В.Способин).
Мелодия – «очарование музыки» (И.Гайдн, 1732-1809);
– «самая суть музыки» (В.А.Моцарт, 1759-1791);
– «неповторимая тайна искусства» (Ш.Гуно, 1818-1893);
– «душа музыкального произведения» (Д.Д.Шостакович, 1906-1975).
МЕ′ЛОС (греч. «песнь», «мелодия») – обобщённое понятие мелодического, песенного начала в музыке, в отличие от её ритмического начала.
МЕНЕСТРЕ′ЛЬ (франц. ménestrel от лат. ministerialis – состоящий на службе) – средневековый певец, музыкант, поэт при дворе феодала во Франции и Англии (13-14 вв.); служил у трубадуров. В 14-18 вв. – музыкант-профессионал.
МЕНУЭ′Т (от франц. menu – мелкий) – старинный французский народный танец (первоначально – хороводный). В 17 в. – один из основных бальных танцев европейских придворных кругов. Движения в основном построены на поклонах и реверансах. Общий характер исполнения – изысканно-жеманный. Считался «танцем королей» и «королём танцев» (С.П.Панкратов). В России появился в начале 18 в. на ассамблеях Петра I. Широко использовался как часть крупной инструментальной и симфонической формы (сюиты, увертюры, симфонии).
МЕ′ССА (от лат. mitto – отпускаю, посылаю) – многоголосное циклическое хоровое произведение на текст католической литургии (мессы). Музыкальная форма развилась из песнопений, которые включались в службу. Основные разделы мессы (так называемый ординарий): Kyrie eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава в вышних богу), Credo (Верую во единого бога), Sanctus (Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Благословен грядущий во имя бога), Agnus Dei (Агнец божий, взявший на себя грехи мира). Похоронная месса называется реквием. Поначалу месса была одноголосной, с 14 в. появляются многоголосные обработки. Пение в мессе было двух типов: псалмодическое (речитативное произношение текстов) и гимническое (мелодико-распевное). Общей музыкальной основой мессы в средние века служил григорианский хорал. Одним из величайших созданий в жанре торжественной мессы является Месса си минор И.С.Баха.
МЕТР (греч. «мера») – порядок чередования опорных и неопорных долей равной длительности, специфическая организация длительности нот внутри каждой музыкальной фразы, система организации музыкального ритма, ритмическая упорядоченность.
МЕТРОНО′М (греч. «мера» и «закон») – прибор для определения темпа исполняемого произведения. Впервые появился в конце 17 в. Наиболее удачным оказался метроном системы И.Н.Мельцеля, который употребляется до сих пор. (К.А.Вертков)