ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1861
Скачиваний: 3
МЕ′ЦЦО-СОПРА′НО (итал. mezzo – средний) – женский голос, средний между сопрано и контральто. Для меццо-сопрано характерны глубина звучания и наличие нижнего грудного регистра. Оперные партии, написанные для меццо-сопрано: Амнерис («Аида» Верди), Кармен («Кармен» Бизе), Весна («Снегурочка» Римского-Корсакова) и др.
МИННЕЗИ′НГЕР (нем. Minnesinger, от Minne – любовь и Singer – певец) – певец любви, немецкий средневековый поэт-певец, автор-исполнитель произведений рыцарской лирики 12-15 вв., т.е. миннезанга. Песни сопровождались игрой на струнных инструментах.
МНОГОГОЛО′СИЕ – гармонический склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов (полифония) или на сочетании мелодии с аккомпанементом (гомофония).
МОТЕ′Т (от франц. mot – слово) – жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции, до 16 в. оставался важнейшим жанром западноевропейской духовной и светской многоголосной музыки. В 15-16 вв. мотетом называли любое музыкальное произведение, более сложное и торжественное, чем песня. В дальнейшем сложилось несколько разновидностей сольного и хорового мотета.
МОТИ′В (от лат. moveo – двигаю) – наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы, мельчайшая часть мелодии. В бытовом понимании – мелодия, напев.
МУ′ЗЫКА (от греч. «муза») – искусство, отражающее действительность в звуковых образах, «искусство интонируемого смысла» (Б.Асафьев). Музыка – временной вид искусства. Основа музыки – мелодия. Важнейшие выразительные средства музыки: лад, ритм, метр, гармония, инструментовка.
«Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку. Поэтому нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки; нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку» («Ли Цзи» – «Книга установлений», Ш-П вв. до н.э.).
«Музыка – это тайна и неосознанная математическая задача для души» (Г.В.Лейбниц, 1646-1716).
«Музыка – странная вещь. Я бы даже сказал – чудо. Она находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде смутного посредника, и похожего и непохожего на эти полярности – дух, который требует выражения во времени, и материя, которая может обходиться без пространства» (Г.Гейне, 1797-1856).
«Музыка это универсальный язык человечества» (Г.В.Лонгфелло, 1807-1882).
«Музыка – это такая же арифметика звука, как оптика – геометрия света» (К.Дебюсси, 1862-1918).
«Музыка гораздо ближе к математике, чем к литературе – возможно, не к самой математике, но определённо к математическому мышлению, математическим взаимосвязям» (И.Стравинский, 1882-1971).
«Музыка – это она сама» (Э.Ганслик, 1825-1904).
«Совершенство музыки можно измерить удовольствием. Но это не может быть удовольствием всякого человека; самая прекрасная музыка – это та, которая достойна услаждать слух лишь лучших и наиболее образованных, и особенно того, кто превосходит остальных в добродетели и образованности» (Платон, ок. 427- ок.347 до н.э.).
«Если человек лишён добродетелей, которые должны быть присущи человечеству, что общего у него может быть с музыкой?» (Конфуций, 551-479 до н.э.).
«Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает» (Э.Гофман, 1776-1822).
«Музыка выражает то, чего нельзя сказать, но относительно чего нельзя хранить молчание» (В.Гюго,1802-1885).
«Музыка – поэзия атмосферы» (Жан-Поль, 1763-1825).
«Музыка – единственный шум, за который надо платить» (А.Дюма, 1802-1870).
«Музыканты – люди нерациональные. Им всегда хочется, чтобы человек был абсолютно нем именно тогда, когда ему смертельно хочется быть глухим» (О.Уальд, 1854-1900).
«Не бывает немузыкальных людей» (Ханс Вернер Хенце, современный немецкий композитор).
«Когда случается так, что музыка трогает меня больше, чем слова, которым она аккомпанирует, я признаю за собой смертный грех» (Святой Августин, «Исповеди», 600 г.).
МУЗЫКА′ЛЬНАЯ ШКАТУ′ЛКА (нем. Spieldose) – небольшой механический заводной музыкальный инструмент. Бывают разнообразными по своему внешнему виду – от простых ящиков, табакерок до сложных устройств, в которых тот же заводной механизм приводит в движение танцующие фигурки играющих музыкантов и т.п. Были очень популярны в 18-19 вв., вышли из употребления в связи с появлением граммофона.
МЮ′ЗИКЛ (англ. musical) – музыкально-сценический жанр, в котором используются выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Характерная черта мюзикла – решение серьёзных драматургических задач не сложными для восприятия художественными средствами. Период наибольшего расцвета – конец 50-х гг. 20 в. Как правило, постановки мюзиклов отличаются высоким профессионализмом («Моя прекрасная леди» Ф.Лоу, «Вестсайдская история» Л.Бернстайна и др.).
Н
НАБА′Т (араб. «барабанный бой») – старинная русская военная литавра гигантских размеров. Набат укрепляли на дощатом помосте и перевозили на специальных санях, запряжённых четвёркой. По мембране били палкой 8 набатчиков. Употребляли набат перед сражением или штурмом крепости, извлекая громоподобные звуки, устрашавшие врага. В 16-17 вв. каждый воевода имел набат; находившееся под его командованием войско тоже называли набатом. При Петре I вышел из употребления. В переносном смысле – сигнал тревоги, подаваемый барабанным боем, ударами в колокол и т.п. (К.А.Вертков)
НА′ИГРЫШ – танцевальная, плясовая мелодия, которая исполняется на музыкальном инструменте.
НАПЕ′В – мелодия, предназначенная для вокального исполнения; чаще всего термин применяется по отношению к мелодиям народных песен.
НОКТЮ′РН (франц. nocturne – ночной) – музыкальная пьеса певучего, лирического, мечтательного («романтического») характера, как бы навеянная ночной тишиной. Первоначально предназначалась для исполнения на открытом воздухе в ночное время (Гайдн, Моцарт).
НОНЕ′Т (лат. nonus – девятый) – музыкальное произведение для девяти голосов (инструментов); ансамбль из девяти исполнителей. Жанр малораспространённый.
НО′ТЫ (лат. nota – письменный знак) – 1)условные графические знаки для записи музыки; 2)листы и тетради с записью музыкальных произведений.
О
ОБЕРТО′НЫ (нем. Obertöne – высокие звуки) – призвуки, расположенные выше основного тона, по которому определяется на слух высота звука; окраска звука. Имеются в спектре почти всех музыкальных звуков. Применяя различные приёмы звукоизвлечения, музыкант может усилить или ослабить те или иные обертоны и тем самым изменить окраску звуков. (Ю.Н.Рагс)
ОДНОГОЛО′СИЕ – мелодический склад музыки, наличие в музыкальном произведении только мелодии, простейший способ изложения музыкальной мысли. В отличие от гармонического склада музыки (многоголосия), в одноголосии не образуется созвучий (одновременных сочетаний звуков). Одноголосное произведение исполняется одним певцом (инструментом) или несколькими певцами в унисон (от лат. unus – один и sonus – звук). У многих народов одноголосие является единственным складом народной музыки.
ОКАРИ′НА (итал. ocarina – гусёнок) – духовой музыкальный инструмент, род свистковой флейты. К окариновым инструментам относятся всякого рода керамические свистульки в форме птичек, животных, рыбок и т.п.
ОКТЕ′Т (лат. octo – восемь) – ансамбль из восьми исполнителей и музыкальное произведение для восьми инструментов (голосов).
О′ПЕРА (итал. opera – сочинение, труд, изделие) – художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-драматических образах. Опера соединяет в едином театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию, хореографию, изобразительные искусства (декорации, костюмы, свет). Особенность оперы заключается в том, что её действующие лица не говорят, а поют. Главным средством художественного воздействия оперной музыки является вокальная мелодия. Как театральный жанр опера рассчитана на сценическое воплощение. В музыкальной драматургии велика роль оркестра. Опера возникла в Италии на рубеже 16-17 вв. Термин «опера» условен и возник позже. Первые оперы назывались «драмами на музыке» (Drama per musica, букв. – «драма через музыку», «драма для музыки»). Существует множество разновидностей (жанровых форм) оперы: опера-сериа, опера-буффа, зингшпиль, большая опера, опера-балет и др .
«Опера – полнейшая форма музыки как искусства» (П.И.Чайовский, 1840-1893).
«Опера – экзотическое и иррациональное развлечение» (Сэмюэль Джонсон, «Словарь», 1755).
О′ПЕРА-БАЛЕ′Т (франц. opéra-ballet) – жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра 17-18 вв. В русском музыкальном театре – «Млада» Н.А.Римского-Корсакова (1892).
О′ПЕРА-БУ′ФФА (итал. opera buffa – комическая опера) – жанр итальянской оперы, бытовая комическая опера. Сформировалась в 18 в. Большое значение в опере-буффа имели народные песенные и танцевальные сцены. Для этого жанра характерны небольшой размер, весёлая буффонада, быстрота и лёгкость действия, ясность музыкального языка. Первый классик оперы-буффа – Дж.Б.Перголези («Служанка-госпожа», 1733).
О′ПЕРА-СЕ′РИА (итал. opera seria – серьёзная опера) – жанр итальянской оперы. Наиболее популярен в 17-18 вв. Характерные черты жанра – легендарно-исторический или героико-мифологический сюжет, изображение высоких страстей, преобладание сольных номеров, особенно арий. Оперу-сериа часто называли «концертом в костюмах». В опере-сериа получила широкое развитие вокальная кантилена, сформировались типы речитативов. В конце 18 в. вытесняется оперой-буффа (с возникновением которой и появляется сам термин «опера-сериа»). (Т.Н.Соловьёва)
ОПЕРЕ′ТТА (итал. operetta – маленькая опера) – музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающая в своей драматургии музыку, танец и разговорный диалог. Истоки оперетты ведут к народным музыкально-комедийным жанрам: ярмарочным театрам во Франции, зингшпилю в Германии, «волшебным фарсам», народным бурлескам и народной комедии в Австрии. Как самостоятельный жанр сложилась во Франции в сер. 19 в. Крупнейший классик французской оперетты – Ж.Оффенбах (1819-1880). Классический стиль венской «танцевальной» оперетты сложился в творчестве И.Штрауса-сына (1825-1899); в 20 в. он был продолжен композиторами Ф.Легаром и И.Кальманом.
ОРАТО′РИЯ (от лат. oro – говорю, молю) – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, которое написано на драматический сюжет, но предназначено не для сценического, а для концертного исполнения. Первоначально ораториями назывались молитвенные залы при монастырях и церквах для чтения и толкования Библии. Термин «оратория» как обозначение крупной музыкально-драматической формы впервые встречается в 17 в. Оратория формируется одновременно с кантатой и оперой. От кантаты отличается более крупным размером, последовательной сюжетностью, эпико-драматическим характером; от оперы – преобладанием повествовательности над драматургичностью сюжета. Непосредственными предшественниками оратории считаются средневековые литургические представления. Классический тип оратории – оратории Генделя (1685-1759).
ОРГА′Н (лат. organum, от греч. «инструмент», «орудие») – духовой клавишный музыкальный инструмент. У органа несколько ручных клавиатур – мануалов (от 2 до 5, в каждой – от 48 до 77 клавиш); одна (реже – две) педали (обычно в ней 32 клавиши). Орган имеет до нескольких тысяч труб. Ряды труб, хоров называются регистрами. Общее число регистров в органе – от 1 до 150 и более. По красоте и богатству тембров, разнообразию динамических возможностей орган не имеет себе равных среди музыкальных инструментов. Игра на органе очень сложна. Древнейший вид органа – гидравлос. В 7 в. орган введён в католическую церковь для сопровождения хора во время богослужений. Расцвет органной музыки относится к 16-18 вв. (Бах, Гендель).
ОРКЕ′СТР (греч. «площадка перед сценой») – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. Самым богатым, совершенным и распространённым оркестром является симфонический оркестр.
ОРНАМЕ′НТИКА (лат. ornamentum – украшение) – совокупность «мелких» звуков, украшающих основную мелодию (пассажи, фигурации, фиоритуры, вибрато, тремоло и др.). В своих истоках орнаментика связана с искусством импровизации. Широко использовалась в музыке 17-18 вв.
ОСТИНА′ТО (итал. ostinato, от лат. obstinatus – упорный, упрямый) –мелодический или ритмический оборот, который повторяется подряд много раз. Применяется, как правило, для создания ощущения напряжённости, тревоги и т.п.
П
ПА (франц. pas – шаг) – в широком смысле обозначение всякого танцевального движения, танцевальный шаг или танцевальный ход (то же, что в русской народной пляске соответствует «выступке» и «проходке»). В более узком смысле термин «па» вошёл в балетную практику как составная часть названия балетного танца (па-де-де, па-де-труа и т.п.).
ПАВА′НА (испан. pavana, от лат. pavo – павлин) – старинный бальный танец, предположительно, испанского происхождения. По другой версии – павана появилась в Италии. Распространена в 16-17 вв. во Франции как торжественный, медленный, церемониальный танец. Павана – один из наиболее величественных танцев, его танцевали в плаще и при шпаге во время различных торжественных церемоний: при отбытии невесты в церковь, выходе князей и т.п. Характер паваны столь серьёзен и возвышен, что некоторые композиторы посвящали её деве Марии. Обычно исполнялась в сочетании с гальярдой. (Т.С.Кюрегян)
ПА-ДЕ-ДЕ′ (франц. pas de deux – танец вдвоём) – одна из основных музыкально-танцевальных форм, принятых в балете. Структура па-де-де: общий выход – антре; парная лирическая часть – адажио; две вариации соло (танцовщика и танцовщицы) – аллегро; совместное заключение – кода.
ПА-ДЕ-КА′ТР (франц. pas de quatre) – танец четырёх исполнителей.
ПА-ДЕ-ТРУА′ (франц.pas de trois – танец втроём) – одна из распространённых музыкально-танцевальных форм в балете. В отличие от па-де-де введена ещё одна вариация соло для третьей танцовщицы.
ПАРТЕ′СНОЕ ПЕ′НИЕ (от лат. pars – часть, участие) – вид хорового пения, распространённый в русской и украинской церковной музыке 17-18 вв. Отличительный признак партесного пения – многоголосие аккордового склада с разделением хора на группы голосов, без инструментального сопровождения (а капелла). Позже сменилось знаменным пением. Наиболее распространённый жанр партесного пения – духовный концерт; характерные стилевые черты: торжественность, монументальность, сочетание гармонической полноты и широкого мелодико-полифонического начала. Камерные разновидности партесного пения: псальмы и канты.