ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1866
Скачиваний: 3
ПАРТИ′ТА (итал. partita – разделённая на части) – разновидность танцевальной сюиты в немецкой музыке 17-18 вв.
ПАРТИТУ′РА (итал. partitura – разделение) – нотная запись многоголосного произведения для оркестра, хора и т.п., в которой в определённом порядке сведены партии всех инструментов и голосов.
ПА′РТИЯ (от лат. pars – часть) – составная часть музыкального произведения, исполняемая на отдельном инструменте или голосом.
ПАССА′Ж (франц. passage – переход) – последовательность звуков в быстром темпе, чаще всего технически трудная для исполнения.
ПАССАКА′ЛЬЯ (испан. passacaglia – проход по улице) – 1)старинный медленный танец испанского происхождения, популярный в Европе 17-18 вв.; 2)музыкальная пьеса для органа, клавира в форме вариаций, с постоянно повторяющейся в басу мелодией (бассо остинато). Характер пасакальи сосредоточенный, величественный, часто трагический. Родственна чаконе.
ПАСТОРА′ЛЬ (лат. pastoralis – пастушеский) – музыкальное произведение, написанное на идиллический сюжет из сельской жизни. Зародилась под влиянием античной поэзии. Пастораль очень распространена в придворном искусстве 17-18 вв. Для музыки пасторального типа характерны плавность, размеренность, имитация голосов народных духовых инструментов (волынки, свирели, рожка).
ПАСТУ′ШИЙ РОЖО′К – духовой мундштучный музыкальный инструмент, род примитивной трубы.
ПА′УЗА (греч. «остановка») – перерыв в звучании на определённый момент времени. Очень сильное, эффектное выразительное средство, иногда –комическое (у Гайдна в квартете «Шутка» – очень длинная пауза за 2 такта до конца пьесы).
ПЕ′СНЯ – наиболее простая и распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический образ с музыкальным. Песне свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. Мелодии песен, как правило, просты и могут исполняться певцами-любителями. Песни поются с аккомпанементом (его роль всегда служебная) и без него. Тематика и характер песен чрезвычайно разнообразны (обрядовые, свадебные, рекрутские, революционные, военные, трудовые и т.д.). Сложилась в музыкальном народном творчестве, широко разрабатывается в профессиональной музыке.
ПИАНИ′НО (итал. pianino – небольшое фортепьяно) – разновидность фортепьяно, в котором струны и механика расположены вертикально.
ПИА′НО (итал. piano) – «тихо», одно из важнейших динамических обозначений, противоположность форте («громко»).
ПИ′ККОЛО (итал. piccolo – маленький) – название наименьшего по размерам и самого высокого по звучанию музыкального инструмента какого-либо семейства. Чаще всего так называют флейту-пикколо.
ПИРУЭ′Т (франц. pirouette) – балетный термин, обозначающий полный оборот (или несколько оборотов) танцовщика на месте, на полупальцах или пальцах одной ноги. Отдельные пируэты могут соединяться между собой танцевальными шагами (па). В таком случае, выполняя последовательный ряд пируэтов, танцовщик передвигается по прямой или по кругу. Вращение на одной ноге широко распространено в народном танце, откуда это движение перешло в сценический танец.
ПИЦЦИКА′ТО (итал. pizzicato – щипать) – 1)приём извлечения звука щипком на струнном смычковом инструменте и музыкальная пьеса с использованием этого приёма; 2)в балете – сольная женская партия, исполняемая на пальцах (на пуантах) в остром, чётком ритме.
ПИЩА′ЛЬ – древнерусское название духовых музыкальных инструментов: сопели, свирели, дудки и т.п.
ПЛА′СТИКА (греч. «скульптура») – в танце, сценическом искусстве общая гармония, согласованность движений и жестов. Пластика основана на согласованном и оправданном положении всех частей тела, при котором неподвижность ощущается как один из моментов прерванного движения.
ПЛЕКТР (греч. «ударю») – тонкая пластинка (металлическая, костяная, пластмассовая), при помощи которой играют на струнных щипковых музыкальных инструментах. Плектр согнут в виде незамкнутого колечка, которое надевают на кончик большого или указательного пальца. Плектр в виде тонкой пластинки с заострённым концом называется медиатором.
ПОЛИФО′НИ′Я (греч. «много» и «звук») – вид многоголосия, основанного на равноправном сочетании голосов. Существуют различные полифонические формы и жанры: фуга, инвенция, канон, мотет, мадригал и др.
ПОЛОНЕ′З (франц. polonais – польский) – торжественный бальный танец. Развивался на основе народного степенного, торжественного танца-шествия. В шляхетской среде его танцевали только мужчины. В 16 в. получил распространение во всех европейских странах. Движения танца плавные, мягкие, с церемонными приседаниями. Позже стал самостоятельной концертной пьесой (знаменитые «Полонезы» Шопена, Огинского). Полонез сыграл огромную роль в формировании польской национальной профессиональной музыки.
ПО′ЛЬКА (чешск. polka – половина) – старинный чешский народный танец, обобщение танцевальной культуры Чехии. Исполняется парами по кругу. В 19 в. распространился по всей Европе как бальный танец, утратив национальные черты.
ПОПУРРИ′ (от франц. pot-pourri – блюдо из смеси различных видов мяса и зелени, всякая всячина) – музыкальная пьеса, составленная из популярных музыкальных фрагментов. От похожих жанров фантазии, парафразы отличается отсутствием тематического развития. Впервые термин появился в начале 18 в.
ПРЕЛЮ′ДИЯ (лат. praeludo – делаю вступление, играю предварительно) – инструментальная пьеса. Первоначально небольшое вступление импровизационного характера, которое исполнялось перед музыкальным произведением. В органной музыке 16-18 вв. – самостоятельная пьеса свободного склада, богатая орнаментальными пассажами. Часто прелюдии (обычно 24) объединяются в циклы.
ПРИМАДО′ННА (итал. primadonna – первая дама) – певица, исполняющая первые роли в опере или оперетте.
ПРИПЕ′В, РЕФРЕ′Н – вторая часть куплетной формы типа «запев-припев», часть песни, которая исполняется с одним и тем же текстом в конце каждого куплета.
ПРОТЕСТА′НТСКИЙ ХОРА′Л (нем. evangelisches Kirchenlied – евангелическая церковная песня) – духовное песнопение на немецком языке, связанное с протестантским культом. Возник в Германии в период Реформации и Крестьянской войны (16 в.). В протестантском хорале использовались напевы григорианского хорала, но основным источником мелодий были немецкие народные песни. Так же, как григорианское песнопение, протестантский хорал оказал большое влияние на развитие западноевропейской музыки.
ПСАЛМЫ′ (греч. «хвалебная песнь») – ветхозаветные песни и молитвы. На тексты псалмов писали сочинения для хора и для одного голоса с инструментальным сопровождением многие композиторы.
ПУА′НТЫ, ТА′НЕЦ НА ПУА′НТАХ (от франц. pointe – остриё, острый конец) – танец на кончиках пальцев или вытянутом подъёме ноги; один из основных элементов женского классического танца. Танец на пуантах требует особой балетной обуви с твёрдым носком. Особенно широкое применение получил в романтическом балете.
Р
РА′ГА (санскр. «цвет», «желание») – в индийской музыке типическое мелодическое построение с характерными ладовыми и ритмическими признаками. Система раги существует много веков, ещё в 5 в. насчитывалось 36 раг. Каждой раге приписывается определённое психологическое и этическое воздействие. Раги классифицируются по часам (шастра), по части суток (рага утра, полудня и т.д.), по сезону.
РАЗРАБО′ТКА – средний (второй) раздел сонатной формы, в котором свободно развиваются (разрабатываются) музыкальные темы первого раздела (экспозиции). После разработки следует реприза.
РАКО′ЦИ-МАРШ – венгерский революционный марш, назван по имени руководителя национально-освободительного движения в Венгрии начала 18 в. Ф.Ракоци. Известен в обработках Берлиоза, Листа.
РАПСО′Д (греч. «сшиваю» и «песнь») – древнегреческий странствующий певец-сказитель, исполнитель архаических музыкально-поэтических произведений «оймэ». Рапсоды исполняли эпические поэмы, жестикулируя или аккомпанируя себе на лире или кифаре. Искусство рапсодов высоко ценилось в Древней Греции (рапсодом был мифический Орфей).
РАПСО′ДИЯ (греч. «эпическая песнь») – инструментальное произведение, написанное на народные (песенные и танцевальные) темы. Особо известны рапсодии Листа («Венгерские рапсодии»).
РАСПЕ′В – песнопения православной церкви, для которых характерен определённый принцип построения мелодий. Наиболее распространён знаменный распев.
РЕ′ГЕНТ (лат. regens – правящий) – руководитель хора в русской православной церкви.
РЕГИ′СТР (лат. regestum – внесённое, вписанное) – высотный диапазон музыкального инструмента или голоса.
РЕГТА′ЙМ (англ. rag – обрывок и time– время) – форма городской танцевально-бытовой музыки, исполнявшейся североамериканскими неграми в кафе, танцевальных залах; один из важнейших предшественников джаза. Для исполнителей регтайма характерен особый фортепианный стиль, близкий народной манере игры на банджо. (Т.Л.Ляхова)
РЕ′КВИЕМ (от первого слова латинского текста „Requiem aeternam dona eis, Domine“ – «Покой вечный дай им») – многоголосное циклическое хоровое произведение траурного характера. На основе мелодий григорианского хорала реквием сложился в средневековой полифонической музыке католической церкви как заупокойная месса. Позже реквием приобрёл внекультовое значение. Наиболее известны реквиемы Моцарта, Верди, Брамса.
РЕПРИ′ЗА (франц. reprendre – возобновляться) – повторение какого-либо раздела музыкального произведения. В сонатной форме реприза – третий раздел.
РЕФРЕ′Н (франц. refrain – ломать) – многократно повторяющаяся тема музыкального произведения (чаще всего – в форме рондо). В куплетной форме – припев. В более строгом смысле рефреном называют такую музыкальную тему, которая повторяется не менее трёх раз и композиционно скрепляет произведение.
РЕЧИТАТИ′В (итал. recitare – декламировать) – разновидность вокальной музыки, близкая декламации. Речитатив основан на выразительных, эмоционально окрашенных речевых интонациях голоса. Речитативная мелодия не образует замкнутой музыкальной формы и в значительной степени подчиняется синтаксическому расчленению текста. Прообраз речитатива – в манере исполнения народными певцами музыкально-поэтических произведений (типа русских былин) и в самом мелодическом складе этих произведений. Утверждение речитатива в светской профессиональной музыке связано с возникновением оперы (16-17 вв.). В итальянской опере 17-18 вв. определились два типа речитативов: «секко» (буквально – сухой речитатив), исполнявшийся в свободном ритме, «говорком» и поддерживаемый отдельными аккордами на клавесине, и «аккомпанированный речитатив» – более мелодичный и чётко ритмованный, с музыкально развитым оркестровым сопровождением.
РИГОДО′Н (франц. rigaudon) – французский танец, видоизменение старинного народного южно-французского хороводного танца. По мнению Ж.Ж.Руссо, название дано танцу по имени его создателя Риго. В 17 в. стал популярным придворным торжественным танцем и вошёл в качестве одной из частей в инструментальную танцевальную сюиту и балетные спектакли.
РИТМ (греч. «соразмерность», «стройность») – воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, их временная структура; специфическая организация длительности нот внутри каждой музыкальной фразы, последовательность длительности звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок, в отличие от мелодического); одно из основных выразительных и формообразующих средств музыки. (В.Н.Холопова)
РИЧЕРКА′Р (итал. ricercare – искать) – один из старейших жанров инструментальной музыки. Первые образцы, упоминание о которых встречаются в начале 16 в., близки импровизационной прелюдии или имитационному мотету. В ричеркаре определились черты, важные для формообразования сложнейшей полифонической формы – фуги.
РОГ – один из древнейших духовых мундштучных музыкальных инструментов, прообраз многих народных и профессиональных духовых музыкальных инструментов. Использовался как сигнальный инструмент, выполнял ритуальные функции, применялся охотниками, пастухами. Изготавливался из бивней или рогов животных. Звучание чёткое, далёкое, «мужское». Как музыкальный инструмент стал использоваться в период позднего Средневековья. По форме разнообразен (прямой, изогнутый, свёрнутый в несколько оборотов).
«Могучий рог, здоровый рог
Смешон и жалок быть не мог!» (Шекспир, «Как вам это понравится», 1599).
«Господи! Как грустно звучит рог в лесу!» (А. Де Виньи, «Рог», 1825).
РОГ ОХО′ТНИЧИЙ – духовой мундштучный музыкальный инструмент. Прямой предшественник валторны. Использовался для подачи охотничьих сигналов. Звук резкий, сильный. Первые изображения встречаются с 14 в.
РОЖО′К – русский народный мундштучный музыкальный инструмент. Чаще всего его называют пастушьим. Изготавливается из берёзы, клёна, можжевельника. Звук сильный, но мягкий, «домашний», «родной». Существует несколько разновидностей (визгунки, полубаски и др.). Особым мастерством славились рожечники Тверской и Владимирской губерний.
РОЖО′К АНГЛИ′ЙСКИЙ (неправильный перевод франц. cor anglé, букв. – «согнутый под углом рог»: ошибка из-за смешения одинаково звучащих французских слов anglais – английский и anglé – согнутый под углом) – духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гобоя. Тембр более густой, полный и мягкий, чем у гобоя. Наиболее распространён в 19 в. (Н.А.Лисова)
РОК-Н-РОЛЛ (англ. rock and roll – качайся и крутись) – стиль джазовой музыки, возникший в США в середине 20 в. Происходит из соединения двух стилей: «ритм энд блюз» (вид негритянского музыкального фольклора) и «хилл-билли» (народный сельский американский фольклор). Отличается оригинальным ритмоинтонационным комплексом. Оказал большое влияние на вокально-танцевальные формы (танцы твист, мэдисон, хали-гали) и песенное творчество композиторов многих стран. Рок-н-ролл стал одной из основ поп-музыки, получил развитие в различных жанрах – от народных песнопений и негритянских песен до опер в стиле «рок». (В.Е.Терлецкий)
РОМА′НС (испан. romance) – произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин возник в Испании в Средние века. Первоначально – бытовая песня на родном (романском) языке. В 16 в. – песни любовного и шуточного содержания (во Франции – chanson, в Германии – Lied). В России термин «романс» появился в 19 в. Романс – основной жанр вокальной камерной музыки. В романсе мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихом; она отражает не только общий характер, тип строфы, поэтический размер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену, ритмический и интонационный рисунок отдельных фраз. Развитие романса как музыкально-поэтического жанра начинается во второй половине 18 в. Наряду с камерно-вокальной классикой в 19 в. развивается и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей и стилистически близкий песне. Существует множество жанровых и стилевых разновидностей романса, а также манер его исполнения.