ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1865
Скачиваний: 3
«У романса нет «тем», у него только одна тема: любовь... Романсовый мир очень мал – в нём могут разместиться только двое, только «он» и «она»…Внутри романсового мира «незначительное», «небольшое», «обыкновенное» событие – огромно и бесконечно важно, потому что кроме него там попросту ничего нет. Оно наполняет романс до предела, и его граница – граница жанра… Любовь романсовая безбытна…любовь в нём – понятие не бытовое, а бытийственное… Романс – интимная утопия (или утопия интимности) в официализированном мире… Романс весь – здесь и сейчас, в своей напряжённо-раскованной интимности…Романс знает только две временные категории: миг, мгновение, «вечное сейчас» – и «всегда», «до самой смерти», вечность…Судьба, рок, фатум – необходимая закономерность романсового мира… Романс не стремится к оригинальности словесного выражения своих чувств…романсовая лексика становится устойчивым жанровым знаком. Романс легко узнаётся по своему словесному составу, как милый по походке… Назвать романс лирическим монологом мало и неточно. Романс – половинка диалога. Каждый романс – это как бы свёрнутая маленькая мелодрама… Вместе с романсовой лексикой, фразеологией, интонационными ходами и прочим произносительные отклонения формируют что-то вроде «романсового диалекта» русского поэтического языка... Произносительный сдвиг, маленькая «порча» в романсовом контексте приобретает роль экспрессивного усилителя…Романс культивирует только те грамматические категории, которые необходимы и достаточны для специфических нужд «языка любви». Парадокс жанра заключается в том, что, будучи интимным, сокровенным, потаённым «языком любви», он исполняется публично. Адресованный одному, он слышен всем». (М.Петровский, «Езда в Остров любви», или Что есть русский романс», 1984).
РО′НДО (франц. rond – круг) – музыкальная форма, основанная на многократном повторении музыкальной темы, одна из самых распространённых музыкальных форм. Рондо возникло из хороводных песен. Как правило, для рондо характерны лёгкость, оживлённость, танцевальность.
РОЯ′ЛЬ – (франц. royal – королевский) – струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепьяно. Характерная особенность рояля – крыловидная форма корпуса и горизонтальное расположение струн и механики. По размерам подразделяются на: миньон (1,1-1,5 м длиной); кабинетный (1,6-1,8 м); салонный (около 2 м); концертный (до 3 м).
«Рояль – это преимущественно социальный инструмент. Он является предметом мебели, признаком буржуазного благополучия, наиболее массивным орудием пыток юношества во имя образованности, а взрослых – во имя развлечения» (Жак Барзен, 1954).
РУЛА′ДА (франц. rouler – катать взад и вперёд) – быстрый виртуозный пассаж в пении.
РУ′МБА (исп. rumba) – бальный танец африканского происхождения. Современная форма румбы возникла на Кубе, поэтому часто термин «румба» является общим наименованием танцев, основанных на кубинских ритмах. Общая черта разнообразных форм румбы – своеобразный синкопированный ритм, оживлённый темп, использование джазовых элементов.
РУ′НЫ – эпические народные песни карел, финнов, эстонцев и др. народностей прибалтийско-финской языковой группы. Рунами называют также песни, включённые в «Калевалу». Генетически руны связаны с архаичными космогоническими мифами. Мелодика карельских рун, как правило, речитативна. Руны исполнялись одноголосно – соло или поочерёдно двумя певцами, сидевшими друг против друга, держась за руки. Иногда пение сопровождалось игрой на кантеле. Эстонские рунические песни исполнялись в основном женщинами, без инструментального сопровождения.
С
САЗ – струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый у многих народов Кавказа и Закавказья. Звук саза – звонкий, нежный, красивого тембра (в классической поэзии кавказских народов определяется как «сладкозвучный», «золотой»). Предшественниками саза считаются ситар и дутар. (Н.А.Лисова)
САКСОФО′Н – духовой язычковый музыкальный инструмент, изобретённый А.Саксом (1845). Обладает сильным, выразительным, сочным и полным звуком своеобразного, несколько «пряного» тембра (С.Я.Левин) и большими техническими возможностями. Один из основных инструментов джаза.
СА′НКТУС (лат. sanctus – святой) – католическое песнопение, раздел мессы. В музыкальной форме мессы располагается между Кредо и Агнус Деи и, как правило, обладает просветлённым, ликующим, торжественным характером.
САРАБА′НДА (испан. zarabanda) – старинный испанский народный танец. Этимология термина окончательно не установлена. Вероятно, танец и название происходят от одного из видов андалузского танца урожая. Первоначально – очень эмоциональный, страстный; исполнялся только женщинами под аккомпанемент кастаньет. В 17-18 вв. становится величественным придворным танцем, близким менуэту. Как музыкальная форма входит в состав инструментальной сюиты 18 в.
СВИРЕ′ЛЬ – 1)бытовое название духовых музыкальных инструментов типа флейт; 2)русский музыкальный инструмент, разновидность флейты; звук мягкий, негромкий. Известна с 12 в.; 3)в поэтических текстах часто синоним флейты Пана.
СЕГИДИ′ЛЬЯ (испан. seguidilla – следом) – испанский (андалузский) народный танец-песня с разнообразными ритмическими фигурами, очень подвижный. Появился в 15-16 вв. в Кастилии (Испания). Исполняется одной или двумя парами, иногда двумя женщинами под аккомпанемент гитары и кастаньет. Музыка жизнерадостная, подвижная; тексты шутливые или лирические.
СЕКСТЕ′Т (лат. sextus – шестой) – музыкальное произведение для шести исполнителей-инструменталистов или вокалистов; ансамбль из шести музыкантов.
СЕПТЕ′Т (лат. septem – семь) – музыкальное произведение для семи музыкантов-инструменталистов или вокалистов; ансамбль из семи музыкантов.
СЕРЕНА′ДА (от итал. sera – вечер, ясная погода, ночная прохлада) – первоначально вечерняя песня трубадуров (serena), потом – вокальное музыкальное произведение под аккомпанемент лютни (гитары, мандолины), которое исполнялось вечером перед домом возлюбленной в знак почитания и любви. С 19 в. – один из жанров камерной музыки.
СЕРПЕ′НТ (франц. serpent – змея) – старинный духовой мундштучный музыкальный инструмент (змееобразной формы). Создан во Франции в конце 16 в. Использовался в церковной музыке и в духовых оркестрах. Звук напоминает звук фагота.
СИМФО′НИЯ (греч. «созвучие») – музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме. Как правило, состоит из 4-х частей. Жанровые формы симфонии очень разнообразны: симфония-сюита, концертная симфония, симфония-кантата, симфония-реквием и т.д. Симфония считается высшим типом инструментальной музыки. Формирование основных черт её структуры завершилось в творчестве Гайдна, которого называли «отцом симфонии». Из жанра развлекательной бытовой музыки она превратилась в главенствующий род серьёзной инструментальной музыки. Симфония сложилась как «последовательность внутренне контрастных, целеустремлённо развивающихся и объединённых общей идеей частей» (Б.С.Штейнпресс).
СИНКО′ПА (греч. «обрубание», «сокращение») – смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую. Эффект синкопы – в ритмическом «диссонансе», в несовпадении ожидаемого метрического акцента и акцента реального.
СИ′РИНКС (греч. «дудка», «свирель») – 1)греческое название одноствольной флейты; 2)род многоствольной флейты Пана (источник названия – в мифе о нимфе Сиринкс).
СИТА′Р – народный струнный музыкальный инструмент лютневого семейства, очень распространённый в Индии, Узбекистане, Таджикистане и других азиатских странах. Звук, очень характерный и специфический для каждого лада, извлекается при помощи плектра. Появился в 13-14 вв. Используется для исполнения классической музыки северо-индийской традиции.
СКА′ЛЬДЫ (исл. «поэт», «певец») – норвежские и исландские поэты-певцы 9-13 вв. Творчество скальдов существовало только в устной традиции. Предположительно, ведущим в их творчестве был песенный жанр, вокальные произведения исполнялись без сопровождения.
СКЕ′РЦО (итал. scherzo – шутка) – музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами. Классический тип скерцо установлен Бетховеном, который ввёл скерцо в сонатную циклическую форму в качестве одной из частей (как правило, третьей). Жанр скерцо часто используется для выражения в музыке разнообразных оттенков юмора (лёгкая шутка, гротеск, саркастически зловещие образы и т.п.).
СКРИ′ПКА (старослав. «скрыпати» – скрипеть) – струнный смычковый музыкальный инструмент, самый высокий среди скрипичного семейства. Основной приём извлечения звука – ведение смычком по струнам. Долгое время скрипичный звук казался слишком ярким и грубым, а скрипка считалась народным инструментом. Классический тип скрипки выработался в Северной Италии (в Кремоне) в 15-16 вв., а в 16-18 вв. сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров: Амати, Гварнери, Страдивари. Звучание скрипки начинает напоминать человеческий голос: оно может быть жалобным, решительным, нежным. Скрипки используются для инструментального мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли. Скрипка занимает самое большое место в истории развития музыкального искусства. Смычковые инструменты скрипичного семейства составляют основу симфонического оркестра.
«Когда человек не расположен слушать музыку, нет более неприятного звука по своей гармонии, чем звук скрипки» (Ричард Стил, 1712).
СО′ЛО (итал. solo – один) – музыкальное произведение, предназначенное для исполнения одним голосом или инструментом.
СОНА′ТА (от итал. sonare – звучать) – один из основных жанров сольной или камерно-ансамблевой инструментальной музыки; произведение, написанное, как правило, для одного или двух инструментов в сонатной циклической форме. Классический тип сонат сложился в творчестве Моцарта, Гайдна, Бетховена.
СОНА′ТНАЯ ФО′РМА – самая развитая нециклическая форма инструментальной музыки, форма музыкального произведения, основанная на контрастном развитии двух тем. Основные разделы сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза. Сонатная форма применяется, как правило, в 1-ой и финальной частях сонатной циклической формы. Классический тип сонатной формы сложился в творчестве Моцарта, Гайдна, Бетховена.
СОНА′ТНАЯ ЦИКЛИ′ЧЕСКАЯ ФО′РМА – форма музыкального произведения, состоящая из нескольких (трёх-четырёх) различных по характеру и темпу частей, из которых хотя бы одна написана в сонатной форме. Классический тип сонатной циклической формы сложился в творчестве композиторов венской классической школы: Моцарта, Гайдна, Бетховена. Как правило, первая часть – быстрая, написана в сонатной форме; вторая часть – медленная, наиболее певучая, лирическая, написана часто в форме вариаций или рондо; третья часть – подвижная, танцевальная, написана часто в форме скерцо или менуэта; четвёртая часть (финал) – быстрая или торжественная, часто пишется в сонатной форме или в форме рондо. Сонатная циклическая форма – высший, наиболее развитый тип многочастной инструментальной композиции.
СОПЕ′ЛЬ, ДУ′ДКА – русский народный духовой музыкальный инструмент, разновидность деревянной флейты со свистковым устройством. Древнейший инструмент восточных славян, в основном – пастуший, но служила и ратным музыкальным инструментом (музыкантов, играющих на дудке-«сиповке», называли «ратный игрец»). Позже стала инструментом скоморохов. Звук в нижнем регистре мягкий, сипловатый, в верхнем – сильный и резкий, в самом высоком – пронзительный и свистящий. Под названием сопилка распространён на Украине.
СОПРА′НО (от итал. sopra – над) – самый высокий певческий голос, которым обладают женщины и дети. В 16-18 вв. было распространено пение певцов-кастратов – сопранистов. Основные разновидности сопрано: драматическое, лирическое, колоратурное. Наиболее яркие партии, написанные для сопрано: Аида («Аида» Верди), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Розина («Севильский цирюльник» Россини) и др.
СПИНЕ′Т (от лат. spina – шип, колючка) – небольшой клавишно-щипковый струнный настольный музыкальный инструмент (без ножек), разновидность чембало (клавесина). Название связано с техникой звукоизвлечения: острый кончик птичьего пера «щипал» струну. Звук получался металлический, холодный. Спинет предназначался для домашнего музицирования. Спинеты часто делались в виде шкатулок для рукоделия, украшались резьбой, позолотой, инкрустацией. СПИ′РИЧУЭЛ (от англ. spiritual – духовный) – духовные песни американских негров, важнейший жанр их музыкального фольклора. Возникли в южных штатах США, получили широкую известность в конце 19 в. Спиричуэл – жанр, возникший в процессе взаимодействия двух национальных культур: они обобщили африканские и англо-кельтские художественные истоки. В поэтических текстах и музыке нашли претворение многие черты англо-кельтских баллад и протестантских гимнов. Основной жанр так называемого афро-американского фольклора США. Тексты спиричуэл – только «программный заголовок», музыка в них всецело господствует. В её основе всегда лежит легко доступная и выразительная мелодия экзотического характера. В ритмическом рисунке сочетаются характерные формулы европейского происхождения с элементами синкопирования. Спиричуэл поются хором а капелла, это – коллективная импровизация. Позже появились спиричуэл с инструментальным сопровождением (банджо). В таких обработках мелодия богато орнаментировалась. Как правило, спиричуэл – глубоко трагические, одухотворённые, «мистические», «иррациональные» песни. Мелодии и общий склад спиричуэл часто используются композиторами 19-20 вв.
СТА′БАТ МА′ТЕР (лат. Stabat Mater) – католическая хоровая композиция (секвенция) на текст широко распространённого в средние века стихотворения, которое начинается словами «Stabat Mater dolorosa” (“Стояла мать скорбящая”). Стихотворение приписывается францисканскому монаху 14 в. Якопоне да Тоди. Предназначалась к празднику «Семи скорбей богородицы». С 15 в. многие композиторы создавали полифонические музыкальные воплощения текста «Стабат Матер» (Гайдн, Шуберт, Лист, Россини, А.Н.Серов и др.).
СТАККА′ТО (итал. staccato – отрывать) – короткое, отрывистое исполнение звуков на музыкальных инструментах или голосом; один из основных приёмов извлечения звука; противоположный приём – легато.
СТЕКЛЯ′ННАЯ ГАРМО′НИКА – музыкальный инструмент, в котором звук возникает в результате трения. Стала известна с 18 в. в Англии. Появлению стеклянной гармоники предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах (играющий проводил пальцем по краям стаканов, наполненных до определённого уровня водой). В 1746 г. К.В.Глюк дал в Лондоне концерт на 26 стеклянных стаканах, «настроенных весенней водой». Звук чистый, певучий, своеобразного тембра; создаёт ощущение таинственности, сказочности. В середине 19 в. вышла из употребления. (А.Н.Лисова)
СТРАДА′НИЯ – музыкально-поэтический жанр русского фольклора, разновидность русской медленной частушки любовного содержания. Исполняются в медленном движении, в напевной или напевно-речитативной манере. В музыке сочетаются лиричность девичьих песен о разлуке, элементы сказа и плясовой припевки. В вокальной мелодии и в инструментальном сопровождении обнаруживается «приуроченность» мелодического рисунка к жестикуляции и мимике исполнителя. Страдания исполняются соло или дуэтом в сопровождении гармони или балалайки; соло с хором в сопровождении баяна или аккордеона. Хоровые страдания без аккомпанемента на Урале называют «мелкими песнями». В самодеятельных хоровых коллективах подбирают «цепочки» страданий, построенные по принципу «вопрос-ответ». Музыкально-поэтические мотивы страданий стали основой лирических песен, произведений камерной музыки (вокальные циклы В.А.Гаврилина «Русская тетрадь», В.В.Беляева «Девичьи страдания» и др.).
«СТРА′СТИ» (лат. passio – страдание) – вокально-драматическое произведение на религиозный сюжет о страданиях и смерти Христа. Жанр возник из чтения «страстей господних» (по Евангелию). «Страсти» введены в церковный (католический) обиход в 4 в.; приурочивались к предпасхальной (страстной) неделе. Первоначально это – полупение-получтение на латинском языке, в котором только особо значимые в смысловом отношении фрагменты подчёркивались мелизмами. Позже «страсти» строятся по принципу диалога (респонсорный тип). Параллельно развиваются народные театрализованные инсценировки «Страстей». В 16 в. возникает мотетный тип «Страстей», в котором весь канонический текст давался в хоровом исполнении, и протестантские «страсти» (немецкий язык, мотивы протестантского хорала, допущение инструментального сопровождения). В 18 в. утвердился тип ораториальных «Страстей». Постепенно «Страсти» отделяются от церковного богослужения и превращаются в самостоятельную форму духовной музыки. Высшей художественной завершённости эта форма достигла в творчестве Баха («Страсти по Матфею»). В 20 в. наиболее значительное произведение этого жанра – «Страсти по Луке» К.Пендерецкого. (М.С.Друскин)