ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1864
Скачиваний: 3
СУРДИ′НА (от лат. surdus – глухо звучащий) – приспособление у музыкальных инструментов, которое служит для уменьшения силы звука и для изменения тембра.
СЦЕНИ′ЧЕСКИЙ ТА′НЕЦ – один из основных видов танца (наряду с танцем народным, бытовым и бальным). Возник из народного танца в процессе профессионализации танцевального искусства как зрелища. В Европе развитие сценического танца начинается с античности, когда в Древней Греции при специализации актёров по родам искусств выделяются пантомимисты и танцовщики (4-2 вв. до н.э.). К ранним формам европейского сценического танца относятся танцы средневековых народных потешников: жонглёров, шпильманов, скоморохов и др. В дальнейшем идёт процесс постепенной театрализации танцев; развитие сюжетной линии усложнило сценические задачи танцовщика, потребовало введения сценического костюма. Начиная с 17 в., с появлением танцевальных спектаклей, происходит формирование сценического танца, усложняется его техника, складываются современные формы сценического танца: классический танец (основная система европейского театрального танца) и характерный танец. В 20 в. в Европе и в США возникли новые формы сценического танца, называемые «танцем модерн», включающие различные виды свободных, пластических, ритмических и др. танцев. В странах народов Азии, особенно там, где танцевальное искусство достигло высокой степени профессионализации (Индия, Китай. Япония и др.), сложились свои танцевальные системы. (Е.Я. Суриц)
СЮИ′ТА (франц. suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. Развилась из сопоставления двух контрастных танцев: медленного (павана) и быстрого (гальярда). Классический тип старинной танцевальной сюиты 16-17 вв. состоял из 4 частей: умеренно медленная аллеманда, быстрая куранта, медленная сарабанда и очень быстрая жига. В 19 в. появляется новый тип сюиты, состоящей из частей нетанцевального склада.
Т
ТАЛЬЯ′НКА (искажённое слово «итальянка») – обобщённое народное название одного из видов русской гармоники (вологодской, бологоевской, вятской и новоржевской). Название утвердилось благодаря популярности песен, частушек, лирических стихов, в которых воспевалась эта гармоника.
ТАМБУРИ′Н (франц. tambourin – барабанчик) – ударный музыкальный инструмент, появившийся во Франции (Прованс). Звук более глухой, чем у барабана.
ТАМБУРМАЖО′Р (франц. tambour-major, от tambour – барабан и major – главный) – первоначально главный барабанщик в полку, позднее – руководитель хора музыкантов военного оркестра на марше. Тамбурмажор выбирался из унтер-офицеров (как правило, высокого роста), ему полагалось особое обмундирование: эполеты, металлические галуны (позументы) с кисточками на груди (в гвардии – золотые, в армии – серебряные), каска с красным султаном и тесак с серебряным темляком (темляк – тесьма с кистью). В правой руке – тамбурмажорский жезл (булава, трость) с золотым набалдашником, перевитый тесьмой с большими кистями; с его помощью тамбурмажор отдавал различные команды оркестру. В российской армии тамбурмажорский жезл иногда используется дирижёрами военных оркестров при управлении большими (сводными) оркестрами во время торжественных парадов. (А.Т.Тевосян)
ТАМТА′М (звукоподражательный термин, заимствованный из Индии) – самозвучащий ударный музыкальный инструмент, разновидность гонга. С древнейших времён использовался в качестве ритуального инструмента в храмах юго-восточной Азии. Изготавливался из специальных сплавов, влияющих на тембр звука. Звук низкий, неопределённой высоты, звенящий, глубокий, рокочущий, «колокольный», нарастающий и расплывающийся после удара; может быть различной мощности; извлекается ударами колотушек. (Ю.А.Фортунатов)
ТА′НГО (испан. tango) – старинный испанский народный танец. Термин, вероятно, африканского происхождения (этим словом обозначался негритянский праздник с песнями и танцами и место, где он проходил). Однако музыка и хореография танца, который распространился в начале 20 в. по всему миру под названием «аргентинское танго», – креольские. Первые упоминания о танго в Латинской Америке относятся к рубежу 18-19 вв. В то же время в Андалусии было известно «цыганское танго» – сольный женский танец, принадлежащий к группе фламенко и не имевший никакой генетической связи с аргентинским танго. В истории танго различают три последовательных этапа: 1)андалусийское танго – шуточная уличная песенка, имеющая, вероятно, общий источник с кубинской хабанерой. Именно эта разновидность танго распространилась в Испании в сер. 19 в. под названием американское танго; 2)креольское танго, возникшее от смешения аргентинских и кубинских мелодических и ритмических песенных элементов; 3)аргентинское танго, возникшее в конце 19 в. в результате изменения хореографии креольского танго: партнёры, танцующие отдельно, теперь танцевали, обняв друг друга за плечи. В 20 в. аргентинское танго распространилось во всём мире как салонный и эстрадный медленный парный танец с характерными паузами в музыке и движениях («люфтпаузы»).
ТА′НЕЦ (нем. Tanz) – вид искусства, в котором художественные образы создаются пластическими, ритмическими и систематизированными движениями; неразрывно связан с музыкой. Возникновение танца относится к глубокой древности. Изначальная функция танца – выражение эмоционального напряжения через слаженные движения. В отличие от пляски, которая импровизационна, движения в танце определены заранее. Существует деление танцев на культовые, сценические и бытовые. Среди бытовых танцев со временем определились различия между крестьянскими и городскими танцами, а среди городских выделились придворные, бальные, салонные танцы. На этой основе формируется европейский балет, в котором различают классический танец и характерный. Независимо от европейских танцев тысячелетиями существуют различные танцы в странах Азии и Востока. Одна из особенностей восточного танца – тонко разработанный язык жестов, который является танцевальным эквивалентом словесной речи. (Т.С.Кюрегян)
ТАПЁР (франц. taper – хлопать, играть на ударных инструментах, бренчать на рояле) – пианист, который аккомпанирует танцам на танцевальных балах или сопровождающий музыкой немые кинофильмы. В переносном смысле – механично играющий человек.
ТАРАНТЕ′ЛЛА (от названия города на юге Италии) – итальянский народный танец, один из самых примечательных танцев Италии. Темп быстрый, исполняется с пением под аккомпанемент флейты, гитары и кастаньет. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» – безумия, вызываемого (как полагали) укусом тарантула. В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась. В основе мелодии лежал один мотив (или ритмическая фигура), повторение которого оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие. Хореография отличалась экстатичностью – самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов. Со временем тарантелла стала обычным танцем, но сохранила неистовый характер. К жанру тарантеллы неоднократно обращались многие композиторы (Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Россини, Бизе, Глинка, Рахманинов, Чайковский, Сарасате, Прокофьев и др.). (Т.С.Кюрегян)
«Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний – и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды» (Р.М.Рильке, 1875-1926).
ТАРЕ′ЛКИ (от греч. «кимвал») – ударный инструмент, состоящий из двух медных дисков. Звук (продолжительный, звенящий) извлекается ударом одной тарелки об другую быстрым скользящим движением наискось. Известны в глубокой древности (Древний Египет, Древняя Индия). Существует несколько видов тарелок: турецкие (звук серебристый, звенящий), китайские (звук низкий, протяжный, с шумовой волной) и др.
ТВИСТ (англ. twist – кручение) – современный танец. Введён в США в 60-е годы 20 в. певцом Х Бэллардом. Приобрёл известность в 1961 г. благодаря блестящему исполнению этого танца американским певцом и танцором негром Ч.Чекеру. Относится к танцам группы рок-н-ролла. Отличается быстрым темпом и чётким ритмом. В 70-е годы стал популярен во всём мире.
ТЕ′МА (греч. «то, что положено в основу») – музыкальное построение, которое выражает основную мысль произведения или его части; «основа музыкального развития, стержень становления формы музыкального произведения» (В.Б.Валькова). Крупные музыкальные формы обычно содержат несколько тем.
ТЕМБР (франц. tembre, от греч. «тимпан») – характер звука, благодаря которому звуки, голоса инструментов отличаются друг от друга, «окраска звука».
ТЕМП (итал. tempo, от лат. tempus – время) – скорость движения музыкальных звуков. С 17 в. обозначается итальянскими терминами.
ТЕ′НОР (итал. tenore, от лат. tenor – держу) – высокий мужской певческий голос. Различают лирический и драматический типы теноровых партий. Выдающиеся теноры: Э.Карузо, Б.Джильи, М.Дель Монако, Л.Собинов, С.Лемешев, И.Козловский. Наиболее яркие оперные партии: Хозе («Кармен» Бизе), Радамес («Аида» Верди), Альфред («Травиата» Верди), Ленский («Евгений Онегин») и др.
ТИМПА′Н (греч.) – древний самозвучащий ударный инструмент, разновидность медных тарелок (библейские кимвалы).
ТОККА′ТА (итал. toccare – трогать, касаться) – виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, написанная в быстром темпе, с четким («молоточкообразным») ритмом. В 16-18 вв. писалась в свободной импровизационной манере, близкой прелюдии или фантазии. Первоначально выполняла функцию вступления (как правило, к фуге), потом стала самостоятельным жанром.
ТРЕЛЬ (от итал. trillare – дребезжать) – очень быстрое многократное чередование двух смежных звуков, создающее впечатление птичьей трели, разновидность мелизма.
ТРЕМБИ′ТА (укр.) – украинский духовой мундштучный музыкальный инструмент. Род деревянной трубы без игровых отверстий (альпийская труба), которая изготавливается из одного куска пихты, ели (лучшие образцы – из так называемого «громового» дерева, т.е. дерева, расколотого молнией), очень длинная (до 3 м). Звук сильный, гулкий, «полётный», с дальностью распространения более 10 км. Трембита – пастушеский инструмент карпатских горцев (гуцулов). На трембите исполняли сигналы тревоги, начала и конца рабочего дня, рождественские (колядные) и похоронные обрядовые наигрыши. (И.В.Мациевский)
ТРЕ′МОЛО (итал. tremolo – дрожащий, трепет) – быстрое многократное повторение, как правило, одного звука (реже 2-3), создающее впечатление глухого, тревожного, страшного рокота. Используется для создания зловещего эффекта, сцен зимы, холода и т.п.
ТРЕПА′К (от др.-рус. «тропать» – топать ногами) – старинная русская быстрая пляска с характерными дробными шагами и притопываниями, задорная, весёлая, удалая. По характеру трепак близок «Камаринской» и «Барыне», но в отличие от них не имеет традиционной мелодии. Трепак – это, как правило, или одиночная мужская пляска или пляска-соревнование (перепляс). Часто использовался в произведениях русских композиторов (А.Рубинштейн, М.Мусоргский, И.Стравинский).
ТРЕУГО′ЛЬНИК – самозвучащий ударный музыкальный инструмент. Звук яркий, звенящий, прозрачный, с мелодичным отзвуком. Первоначально применялся только в военной музыке. С 18 в. широко используется в симфонической музыке.
ТРЕЩЁТКА – русский шумовой музыкальный инструмент. Как правило, представляет собой набор деревянных дощечек (до 20 штук), которые нанизаны одним концом на две верёвки. Взяв концы верёвок в руки, плавным или резким движением дощечки ударяют друг о друга. Звук напоминает пулемётную очередь. В прошлом выполняла ритуально-магические функции. Сохранилась в некоторых областях (Новгородской, Ленинградской) в качестве детского и охотничьего шумового инструмента. В народных ансамблях употребляется для ритмического сопровождения танцев и песен.
ТРИ′О (итал. trio, от лат. tres – три) – ансамбль из трёх музыкантов; музыкальное произведение для трёх инструментов. Наиболее распространённая разновидность камерной музыки.
ТРОМБО′Н (от итал. tromba – труба) – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Звук сильный, суровый, резкий, богатый, мужественный, рассудительный, в нижнем регистре – несколько зловещий. «Тембр мрачно-грозный в низких тонах и торжественно-светлый в верхних. Густое и тяжеловатое пиано, зычное и могучее форте» (Н.А.Римский-Корсаков, 1844-1908).
«В Армии спасения не один грешник доигрался на тромбоне до царства небесного» (Б.Шоу, 1856-1950).
«Тромбоны слишком священны, чтобы часто их использовать» (Ф.Мендельсон, 1809-1847).
ТРУБА′ (от нем. Trumba) – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, его предшественница – фанфара. Звук светлый, летящий, высокий, горделивый, очень яркий, пронзительный. Трубными фанфарами открывались Олимпийские игры и религиозные церемонии. Идеальный инструмент для военных целей: звук разносится далеко. Вне войны это инструмент для создания церемониальных и торжественных сцен: прибытие королей, гонцов, богов и ангелов.
«И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению? ( Библия, Первое Послание к Коринфянам, I в. н.э.).
ТРУБАДУ′Р (франц. trobar – слагать стихи) – странствующий провансальский поэт-певец 12-13 вв., как правило, рыцарь. Трубадуров сопровождали менестрели, которые аккомпанировали трубадурам на различных музыкальных инструментах. Лирика трубадуров называется куртуазной (придворной), она оказала значительное влияние на творчество труверов и миннезингеров. Мелодии песен по характеру близки народным, ритмика мелодий подчинялась ритмике текста.
ТРУВЕ′Р (франц. trouver – находить, придумывать) – французский средневековый странствующий поэт-певец 11-14 вв. Творчество сложилось под влиянием поэзии трубадуров, но было более народным (темы, приёмы, образы).
ТУ′БА (итал. и лат. tuba – труба) – самый низкий по звучанию духовой мундштучный музыкальный инструмент. Звук густой, глубокий, полный.
«Без сомнения, туба – самый утробный из всех инструментов, толстый кишечник музыки» (Питер де Вриз, 1974).
«Затем я несколько дней издавал звуки настолько ужасные и омерзительные, что по округе прошёл слух, будто у меня в ванной живёт слон» (Герард Хофнунг, «Музыкальный клуб», 1954, из рассказа о том, как он учился играть на тубе).
ТУСТЕ′П (англ. two-step – два шага) – салонный танец, возникший в Северной Америке в начале 20 в., одна из форм джазовой музыки. Ритмически напоминает польку, темп быстрый. Наиболее распространён в начале 20 в.
ТУ′ТТИ (итал. tutti – все) – исполнение музыки всем оркестром или всем хором.
ТУШ (нем. Tusch) – небольшая музыкальная пьеса фанфарного склада, состоящая, как правило, из одного музыкального предложения; темп быстрый. Исполняется во время чествований, вручения наград и т.п. Зародилась в Южной Германии в середине 18 в.; современная форма сложилась в 19 в.