Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1860

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У

УВЕРТЮ′РА (франц. ouverture, от лат. apertura – открытие) – оркестровое вступление к опере, балету, драме, кинофильму и т.п. Может быть самостоятельным произведением. С 18 в. обычно пишется в сонатной форме. В 19 в. развилась форма концертной увертюры программного типа («Сон в летнюю ночь» Мендельсона, «Ромео и Джульетта» Чайковского и др.).

УД – струнный народный музыкальный инструмент многих народов Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока, один из древнейших инструментов, предшественник европейской лютни. Известен с 9 в. Звук мягкий, негромкий, извлекается плектром.

УНИСО′Н (итал. unisono, от лат. unus – один и sonus – звук) – одновременное звучание нескольких звуков одной и той же высоты (или одинаковых звуков в разных октавах).


Ф

ФАГО′Т (итал. fagotto – узел, связка, вязанка дров) – духовой язычковый музыкальный инструмент. Изобретён в 16 в. Звук басовый, хриплый, грустный, глуповатый, похож на голос ворчливого старика, «в мажоре – старчески-насмешливый, в миноре – болезненно-печальный» (Н.А.Римский-Корсаков). Технические и художественные возможности велики и разнообразны. Незаменим для передачи юмористических сцен.

«Хрипун, удавленник, фагот…» (А.С.Грибоедов).

«Роль фагота среди оркестровых инструментов подобна роли горгонцолы среди других сыров – это предмет насмешек» (Сесил Грей, «Тетради», 1989).

ФАКТУ′РА (лат. facio – делаю, обработка) – «конкретное оформление музыкальной ткани, музыкальное изложение» (В.П.Фраёнов), система музыкальных средств (мелодия, аккорды, орнаментика и др.), которая характеризует технический склад музыкального произведения и обусловлена художественным содержанием и техническими возможностями инструментов.

ФАЛЬЦЕ′Т (итал. falso – ложный) – самый верхний регистр мужского певческого голоса, выходящий за пределы его нормального объёма (голос становится менее сильным, неестественно высоким, «женским», отсюда название – ложный, ненастоящий). Фальцет используется певцами эпизодически для придания звучанию голоса своеобразной тембровой окраски.

ФАНДА′НГО (испан. fandango) – общее наименование обширной группы испанских парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина фанданго – южная Испания. Фанданго – танец для одной пары, его хореографическое содержание – любовная пантомима, темп подвижный. Аккомпанирующие инструменты – гитара и кастаньеты. Все разновидности фанданго сопровождаются пением. Тексты фанданго очень красивы и возвышенны.

ФАНТА′ЗИЯ (греч. «воображение») – музыкальная пьеса в свободной (импровизационной, вариационной) форме. Представления о фантазии были разными в разные эпохи. Фантазия всегда связана с распространёнными в данное время жанрами и формами. Вместе с тем произведение, называемое фантазией, представляет собой необычную комбинацию обычных для данной эпохи «слагаемых» (структурных, содержательных). Возникновение фантазии как жанра относится к 16 в. Одним из истоков фантазии была импровизация. Термин «фантазия» используется также для определения некоторой свободы трактовки других жанров (вальс-фантазия, увертюра-фантазия и др.). (Т.С.Кюрегян)


ФАНФА′РА (итал. fanfara) – 1)духовой медный музыкальный инструмент, разновидность удлинённой трубы, применяется для сигналов; 2)трубный сигнал торжественного или воинственного характера.

ФАРАНДО′ЛА (франц. farandole) – провансальский народный танец в быстром темпе с чёткой акцентной ритмикой. Происхождение и название танца точно не установлены. Сложный танцевальный рисунок фарандолы (спиралевидный или круговой) иногда трактуют как символическое изображение бегства Тесея из лабиринта. Фарандола исполнялась во время праздников христианского календаря и в день легендарного чудовища, изображение которого несут перед танцующими. (Т.С.Кюрегян)

ФИНА′Л (лат. finis – конец) – в инструментальной музыке – последняя часть циклического произведения (сонатно-симфонического, сюитного). Для финала характерны быстрый темп, стремительность музыкального развития, простота и обобщённость мелодики, т.е. те приёмы, которые вызывают ощущение окончание произведения. (Т.Н.Дубровская)

ФИОРИТУ′РА (итал. fioritura – цветение) – украшающие пассажи в пении.

ФИСТУЛА′ (лат. fistula – труба, флейта) – звук особой окраски самого высокого регистра (головного) мужских голосов, отличается своеобразным тембром с оттенком искусственности, имеет комико-ироническую окраску. (А.А.Розенберг)

ФЛАМЕ′НКО (испан. flamenco) – обширная группа песен и танцев Южной Испании и особый стиль их исполнения. Слово «фламенко» – из жаргона 18 в., этимология его не установлена. Родина фламенко – Андалусия, территория, где на протяжении 2500 лет скрещивались различные культурные влияния Востока (финикийские, греческие, карфагенские, византийские, арабские, цыганские), что и определило подчёркнуто ориентальный облик фламенко по сравнению с остальным испанским музыкальным фольклором. Решающее воздействие на формирование фламенко имело принятие испанской церковью греко-византийского пения (2-11 вв.) и иммиграция в 1447 г. в Испанию многочисленных групп цыган, обосновавшихся в Андалусии. От греко-византийской литургии фламенко заимствовало типичные мелодические обороты, а исполнительская практика цыган придала фламенко окончательный художественный облик. Первое документальное сведение о фламенко как о специфическом стиле пения относится к 1780 г. Для мелодий фламенко характерны небольшой диапазон, плавный мелодический рисунок, многократные повторения одного звука, обильная орнаментика. Особый характер мелодиям фламенко придаёт спонтанная, импровизационная манера исполнения певцов (кантаоров), которые никогда не повторяют одну и ту же песню, но всегда привносят в неё нечто новое и неожиданное, хотя и не нарушающее стиль. Главным, практически единственным музыкальным инструментом, участвующим во фламенко, является гитара, обладающая приглушённым голосом (гитара фламенка). Помимо гитары, пение сопровождается пальмас фламенкас – ритмическими ударами 3-4 прижатых пальцев одной руки по ладони другой, питос – прищёлкиванием каблуком и т.п. Кастаньеты аккомпанируют танцам фламенко. Танец фламенко всегда сольный, тесно связанный с пением, но имеющий свой характерный облик. В отличие от древних региональных видов испанского музыкального фольклора, фламенко в своих наиболее чистых формах никогда не было общенародным достоянием, не культивировалось всем населением Андалусии и вплоть до последней трети 19 в. не пользовалось ни популярностью, ни даже известностью за пределами узкого круга знатоков и любителей. Достоянием широкой публики фламенко становится лишь с появлением специальных артистических кафе, в которых выступали исполнители фламенко. Рубеж 19-20 вв. – «золотая эпоха» фламенко. (П.А.Пичугин)


ФЛЕ′ЙТА (нем. Flöte, от прованс. flaüto) – духовой музыкальный инструмент, один из древнейших (по преданию – инструмент Пана, бога лесов). Звук очень лёгкий, светлый, «довольно мягкий свист, без особенной силы» (М.Глинка). «Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре» (Н.А.Римский-Корсаков). Технически очень подвижна, ей удаются порхающие, щебечущие пассажи.

«Флейта не принадлежит к инструментам, оказывающим благотворное моральное воздействие, – она слишком возбуждает» (Аристотель, 384-322 до н.э.).

«Запрещено играть на флейте по ночам. Молодые люди поют серенады, и только играть на флейте запрещено. Я спросил – почему? Потому что девушкам вредно слушать флейту по ночам» (Э.Хемингуэй, 1899-1961).

ФЛЕ′ЙТА ПА′НА – духовой музыкальный инструмент древнего происхождения, разновидность продольной флейты: несколько трубочек разной длины, закрытых с одного конца и, как правило, связанных между собой. Греческая разновидность флейты Пана – сиринкс, русская – цевница, кугиклы. Звук свистящий, потусторонний.

ФОКСТРО′Т (англ. foxtrot , от fox – лиса и trot – рысь, быстрый шаг) – салонный танец, в основе которого лежат движения регтайма и тустепа; типичная форма джазовой музыки. Получил широкое распространение после первой мировой войны.

ФО′РТЕ (итал. forte – сильнo) – «громко», обозначение динамики звука. Противоположное понятие – пиано («тихо»).

ФОРТЕПЬЯ′НО (нем. Fortepiano, от итал. forte – громко и piano – тихо) – собирательное название семейства клавишно-струнных молоточковых музыкальных инструментов. Фортепьяно было сконструировано в начале 18 в. в Италии (мастер Бартоломео Кристофори) и к концу века полностью вытеснило клавесин и клавикорд. Инструмент с самым большим диапазоном звучания. Разновидности фортепьяно – пианино и рояль.

ФУ′ГА (от лат. fuga – бег, бегство) – форма полифонических произведений, которая основана на имитационном проведении одной или нескольких тем во всех голосах по определённому плану; высшая форма полифонии. Сформировалась в 17 в. на основе предшествующих полифонических форм (канцона, ричеркар) и стала особенно значительной музыкальной формой в творчестве Баха и Генделя.

ФУЭТЕ′ (от франц. fouet – хлыст) – наименование группы па классического танца, для которой характерно хлёщущее движение ноги, способствующее вращению исполнителя.


Х

ХАБАНЕ′РА (испан. habanera, от названия города – Гавана) – испанский народный танец-песня, возникший на Кубе и получивший широкое распространение в Испании. Коллективный парный танец, темп медленный, движения носят импровизационный характер. Главная особенность хабанеры – в её чарующей, сладостной, изысканной мелодии. Эталоном для бесчисленных пьес этого жанра стала знаменитая «Голубка» испанского композитора Себастьяна Ирадьера (1850). (П.А.Пичугин)


ХАРА′КТЕРНЫЙ ТА′НЕЦ (франц. danse de caractère – танец в характере, образе; danse caractéristique – характерный танец) – вид сценического танца. Является неотъемлемой частью всей школы классического танца. В 17-18 вв. характерным танцем называли танцевальные антре комедийных, сатирических, гротесковых, буффонных, пародийных персонажей, исполняющих народные или жанрово-бытовые танцы. В балетах 18-нач.19 вв. выразительные средства характерных танцев вводились в партии, требующие своеобразной характеристики (Арлекин, Пьеро, Крестьянин, Ремесленник, Матрос и др.). В романтическом балете (30-40 гг. 19 в.) характерным танцем стали называть национальные народные танцы, которые вводились в балетные спектакли. К концу 19 в. выработалась академическая форма характерного танца, основанная на использовании высокой профессиональной техники классического танца. (А.A.Ильин)

ХОР (греч. «хороводная пляска с пением») – певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку, и музыкальное произведение, написанное для этого коллектива. Различают хоры женские, мужские, смешанные, детские.

ХОРА′Л (лат. cantus choralis – хоровое песнопение) – общее название традиционных одноголосных (или многоголосных) песнопений западно-христианской церкви; важная часть богослужения. Различают два основных типа хорала: григорианский и протестантский. Историческая роль хорала огромна: с хоралом и хоральными обработками связано развитие европейского композиторского искусства, зарождение и развитие гармонии, музыкальных форм и т.п. В музыке 20 в. хорал и хоральность продолжают оставаться средством воплощения сурового аскетизма, одухотворённости; неоднозначность хорала превращается в его смысловую универсальность. (Т.С.Кюрегян)

ХОРЕОГРА′ФИЯ (от греч. «пляска» и «пишу») – танцевальное искусство в целом; искусство сочинения танцев и танцевальных спектаклей; запись движений танца при помощи системы условных знаков. Термин вошёл в употребление в 17 в. во Франции.

ХОРОВО′Д (от греч. «групповой танец с песней», «хор» и общеславянского «водить») – древнейший вид народного творчества, объединяющий в разных соотношениях музыку, танец и игровое действие. Распространён у многих народов мира. В хороводе люди держатся за руки или просто идут друг за другом. Различают хороводы обрядовые и необрядовые. Обрядовым хороводам свойственны медленное круговое движение «по солнцу» под пение архаических песен, игровые элементы. Необрядовые хороводы имеют обычно более развитую хореографию, сопровождаются инструментальным ансамблем. Рисунок хоровода часто имеет изобразительный характер: «заплетение плетня», «ворота», «завивание капустки» и т.п.

ХО′ТА (испан. jota) – испанский народный парный танец, очень подвижный, с острым ритмом; сопровождается пением, игрой на гитаре, кастаньетах. Классический тип хоты – арагонская. Хота стала основой многих произведений «на испанские темы» (увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» Глинки, цикл фортепьянных пьес Фалья «Четыре испанские пьесы» и др.).



Ц

ЦЕВНИ′ЦА – русский духовой музыкальный инструмент, разновидность флейты (кугиклы, флейта Пана).

ЦИМБА′ЛЫ (польск. cymbały, oт греч. «кимвал») – струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент, древнейший многострунный инструмент восточного происхождения (первые изображения – на ассирийских памятниках: 4-угольные гусли на 4-х ножках). Народные цимбалы кладут на колени. Звук извлекается деревянными палочками (молоточком) или щипком. Цимбалы обладают ярким, долго не затухающим звуком. Наиболее распространены в Венгрии, Польше, на Украине.


Ч

ЧАКО′НА (испан. chacona.) – старинный танец, известный в Испании с 16 в. Исполнялся в живом темпе, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Первоначально характер чаконы был «диким» и «неистовым» (по описаниям Сервантеса и Л. де Веги), но в 17 в. стал спокойным и плавным. Наибольшее распространение чакона получила в 17-18 вв. как пьеса, построенная в форме вариаций на неизменно повторяющуюся в басу тему. Характер инструментальной чаконы величественный, торжественный. Одна из самых знаменитых чакон – чакона из партиты ре минор для скрипки соло И.С.Баха.

ЧА′РДАШ (венг. csárdás – трактир, корчма) – венгерский народный танец, появившийся в 19 в. Исполняется парами. Состоит из двух частей: медленной (лашшан) и очень быстрой (фришка). Народный чардаш лежит в основе «бального чардаша» («венгерки»), популярного в России в нач. 20 в. В профессиональной музыке нашёл претворение в знаменитых «Венгерских рапсодиях» Листа, в «Венгерских танцах» Брамса.

ЧА′РЛСТОН (англ. charleston) – бальный танец, появившийся в городе Чарлстон (США) в 1922 г. Основой послужили негритянские танцы. Некоторые элементы чарлстона вошли в быстрый фокстрот. Одна из форм джазовой музыки.

ЧАСТУ′ШКА (от «частый», т.е. много раз повторяющийся) – короткая народная песенка, весёлая или лирическая («страдания»); песенка-куплет, обычно рифмованная. Генетически связана со старой плясовой песней, шуточными припевками масленичных и ярмарочных балагуров, свадебными «дразнилками». Для жанра частушки характерно возникновение новых текстов, образов. Тематика неограниченная. Исполняются частушки обычно полуговорком, очень звонко; пение чередуется с пляской; характерны диалоги. Частушку в разных местностях называют по-разному: припевки, прибаски, припляски, пригудки, тараторки и др. Музыкальный язык частушки связан с гармошечным наигрышем. Формы частушек чрезвычайно многообразны.

ЧЕЛЕ′СТА (итал celeste – небесный) – пластиночный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Звук очень нежный, серебристо-певучий, похожий на звон колокольчиков. В оркестре впервые была использована П.И.Чайковским («Танец феи Драже» в балете «Щелкунчик»).

ЧЕЧЁТКА – эстрадный, преимущественно мужской танец. Состоит из быстрых ритмических выстукиваний подошвой и каблуком при сохранении неподвижности корпуса. Особенностью чечётки является отсутствие эмоциональности, подчёркнутая независимость танцующего оттого, что делают его ноги.