Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1862

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ш

ШАНСО′Н (франц. chanson – песня) – многоголосная песня 15-16 вв., сложившаяся на основе национальных песенных традиций и ставшая одним из самых значительных жанров не только французской, но и всей европейской ренессансной музыки. Истоки шансон – в народных эпических песнях, из которых в Средневековье развились эпические поэмы, называвшиеся chanson de gesteпеснь о деяниях. Мелодии этих песен не сохранились. В широком смысле – французская песня во всех её исторических и жанровых разновидностях от древнейших времён до наших дней. (Т.Н.Дубравская)

ШАНСОНЬЕ′ (франц. chansonnier, от chanson – песня) – французские поэты и исполнители песен (часто – авторы музыки и текста). Истоки французских шансонье восходят к искусству менестрелей, трубадуров, труверов. С конца 19 в. так называют профессиональных эстрадных певцов.

ШАРМА′НКА (от начальной строки немецкой песенки «Scharmante Katharine» – «Прелестная Катарина», исполнявшейся в России на первых русских шарманках) – механический духовой музыкальный инструмент, род небольшого переносного органа без клавишного механизма. Шарманка появилась во Франции в конце 17 в. (первоначально как инструмент для обучения певчих птиц), затем распространилась в Германии как инструмент бродячих музыкантов. В России появилась в начале 19 в. Была вытеснена граммофонами.

ШПИ′ЛЬМАН (нем. Spielmann, от spielen – играть и Mann – человек) – 1)странствующий народный профессиональный музыкант Средневековья в странах немецкого языка. Шпильман был спутником певца (барда, трубадура, трувера) или выступал самостоятельно. С 14 в. большая часть шпильманов перешла в разряд профессиональных городских музыкантов, организованных в цехи и гильдии. Цехи сохранялись до 18 в.; 2)немецкое обозначение группы барабанщиков и трубачей в военных оркестрах. Это была специальная «малая группа», которая перед выступлением «большого оркестра» исполняла «сигнальный марш». Группой руководил тамбурмажор, который дирижировал барабанной палочкой и пританцовывал перед полком. (О.Т.Леонтьева)

Ы

ЫР – общее наименование песен у ряда тюркских народов; как правило, это песни декламационного и импровизационного склада, которые исполняются народными сказителями.


Э

ЭКЗЕРСИ′С (франц. exercice, от лат. exercitium – упражнение) – музыкальное упражнение для развития техники игры на каком-либо инструменте или пения.

ЭКОССЕ′З (франц. écossais – шотландский) – старинный шотландский народный танец, который исполняется под аккомпанемент волынки; разновидность контрданса; серьёзный, в умеренном темпе. В конце 16 в. стал придворным парно-групповым танцем в Англии, затем появился во Франции, получив название «экоссез». Под общим названием «англез» распространился по всей Европе.

ЭКСПОЗИ′ЦИЯ (от лат. expositio – изложение, показ) – первый раздел сонатной формы, в котором показываются («экспонируются») музыкальные темы (главная и побочная) произведения.


ЭО′ЛОВА А′РФА (по имени бога ветров Эола в древнегреческой мифологии) – струнный музыкальный инструмент, воздушная арфа. Состоит из деревянного ящика, в котором слабо натянуты струны (8-13), колеблемые ветром и нежно, мелодично звучащие (на эоловой арфе как бы играет сама Природа). Устанавливалась на крышах домов или в парковых сооружениях (беседках, гротах). Один из «избранных» инструментов романтической литературы.

ЭТЮ′Д (франц. étude – учение, изучение) – инструментальная пьеса для совершенствования отдельных технических приёмов игры. В 19 в. в связи с развитием виртуозного исполнительства становится самостоятельным музыкальным произведением (этюды Листа, Паганини, Рахманинова и др.).


Ю

ЮБИЛЯ′ЦИЯ (лат. jubilatio – ликование) – в музыке христианского культа продолжительное, ликующее распевание последней гласной в слове (аллилуйя, амен), «клич радости бессловесной» (Августин, 354-430). Обычай вводить в богослужебные напевы орнаментальные вставки сложился в первые века христианства под влиянием восточных традиций.



ТЕАТР ЭСТРАДА ЦИРК


А

АВАНСЦЕ′НА (франц. avant-scène, от avant – перед и scène – сцена) – передняя часть сцены, занимает пространство от красной линии сцены до рампы.

А′ВГУСТ (нем. August) – клоунское амплуа в западноевропейском цирке. В русском цирке носит название рыжий. Первые исполнители этого амплуа развлекали публику в паузах между номерами, они создавали образ бестолкового и суетливого рабочего манежа (униформиста), которого прозвали «глупый Август» (Dummer August). Неловкие движения Августа ещё больше подчёркивали быстроту и слаженность действий настоящих униформистов, подтянутых и расторопных. Постепенно образ Августа приобрёл самостоятельное значение, не связанное с работой униформистов. В конце 19 в. клоуны-Августы разыгрывали в паре с белым клоуном специальные маленькие пантомимы и сценки (антре). В этих сценках Август представал грубоватым, но детски-наивным хвастуном и неудачником, не лишённым хитрости. Однако эти черты существенно менялись в трактовке различных артистов. Костюм и грим Августа приобрели условный характер: неестественно широкие бесформенные брюки и длинный пиджак; огромные ботинки, буфонный грим. Комизм достигался также особыми движениями, восклицаниями, интонацией, карикатурным смехом и плачем. Игра Августа строилась на контрастах. Рядом с партнёром – белым клоуном, одетым в усыпанный блёстками стилизованный костюм, с белым от пудры лицом, элегантным и высокомерным, увалень и весёлый растяпа Август казался особенно нелепым и смешным. (М.И.Зильбербрандт)

АГО′Н (греч. «веду») – в древнегреческой комедии словесное состязание между двумя главными действующими лицами, спор, в котором обсуждаются основные проблемы произведения.

АКРОБА′Т (греч. «хожу на цыпочках», «лезу вверх») – цирковой и эстрадный актёр, который исполняет акробатические номера. Различаются акробаты: прыгуны, клишники, крафт-акробаты (силовые), акробаты на проволоке, акробаты в колонне (групповые исполнители различных акробатических приёмов с плеч друг друга), акробаты с подкидной доской.


АКРОБА′ТИКА – один из видов циркового и эстрадного искусства, демонстрирующий мастерское владение телом и высокое развитие мускулатуры. Акробатика делится на 5 видов: силовую, прыжковую на земле, плечевую, икарийские игры и акробатику на лошадях. Акробатике родственны: балансирование (баланс), хождение по канату, балансирование на шаре, гимнастика и др. Акробатическое искусство было известно в древности (Египте, Греции, Риме, Византии). Первые акробатические упражнения состояли из эквилибристики на натянутом канате, неустойчивых пирамидах, из танцев между хрупких ваз, прыжков над мечом и т.д. В средние века это искусство развивали скоморохи, которые были одновременно фокусниками, танцорами на канате. Начиная с 18 в. и в особенности в 19 в. акробатика получила широкое распространение в цирке. Тогда же появилась акробатика на лошадях.

АМПЛУА′ (франц. emploi – применение, роль) – ряд ролей, которые соответствуют сценическим данным актёра. Зачатки амплуа были уже в античном театре (трагические и комические актёры, типизированные персонажи – маски в мимах); в средневековом театре (комические персонажи дурака, беса, аллегорические фигуры Зависти, Разума и т.д.); итальянская комедия дель арте специализировала актёров на исполнение ролей одного постоянного сценического типа (Панталоне, Смеральдина, Арлекин) и способствовала формированию амплуа. Французский классицистический театр 17 в. создал устойчивые амплуа: короли, тираны, любовники и пр. До начала 20 в. в России были распространены следующие амплуа: мужские – любовник, герой, комик, простак, резонёр, фат; женские – комическая старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и др. В странах Востока исполнительские традиции породили строгую систему амплуа. В китайском традиционном театре сложилось 5 основных групп амплуа, каждая из которых дробилась на несколько разновидностей. К концу 17 в. в японском театре Кабуки определилось 8 основных амплуа. В индийском народном театре катакали, в котором каждый персонаж представлял собой веками канонизированный мифологический персонаж, выработалось около 12 видов аплуа. (А.Я.Шнеер)

АМФИТЕА′ТР (лат. amphitheatrum, от греч. «с обеих сторон» и «зрелище») – 1)древнеримское монументальное здание для публичных зрелищ (боёв гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений): грандиозное сооружение с эллипсовидной ареной, усыпанной песком; арену окружала высокая стена (подий), на которой размещались ряды кресел для зрителей, вместо крыши был тент (веларий), под ареной размещались клетки с дикими зверями и др.; 2)в современном театре места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

АНТРЕ′ (франц. entrée – вход, вступление, выход на сцену) – 1)в средневековой Европе – торжественный выход в пиршественный зал костюмированных персонажей. Выход сопровождался песнями, игрой на музыкальных инструментах. Антре во Франции, Италии, Испании явились прообразами балета. В 17-18 вв. так называли самостоятельную часть балета. В балетах 19-20 вв. – общий выход танцовщика и танцовщицы перед исполнением номера; 2)комический клоунский номер, разговорная сценка или пантомима. В широком смысле – всякое появление клоуна на манеже.


АНФЕСТЕ′РИИ (греч. «праздник цветов») – в Древних Афинах один из четырёх праздников бога Диониса. Праздновались в феврале-марте, посвящены весеннему обновлению природы. Сыграли большую роль в становлении греческого театра.

АНШЛА′Г (нем. Anschlag – афиша, объявление) – специальное объявление, которое вывешивается у кассы театра и означает, что все билеты проданы; то же самое, что «полный сбор».

АПА′РТ (франц. á part – в сторону) – слова актёров, направленные в публику, в сторону от действующих лиц; считается, что другие персонажи пьесы, присутствующие на сцене, их не слышат.

АПА′Ч (нем. Patsch – пощёчина) – фальшивая звонкая пощёчина, которой обмениваются клоуны в цирке.

АПОФЕО′З (греч. «обожествление») – заключительная торжественная сцена спектакля, обычно монументального характера.

АРАБЕ′СК (франц. arabesque – арабский) – одна из основных поз классического танца; существует множество разновидностей арабеска.

АРЕ′НА (лат. arena – песок) – в Древнем Риме круглая (иногда – овальная), усыпанная песком площадь в центре амфитеатра; от зрителей отделялась стеной или рвом с водой; служила местом для гладиаторских боёв. В современном цирке – место представления, игровая площадка, на которой демонстрируются цирковые номера.

АРЛЕКИ′Н (итал. Arlecchino) – традиционный персонаж итальянской комедии дель арте. Создан актёром А.Ганасса во 2-й половине 16 в. Арлекин занимал в труппе положение второго Дзанни – простака, неотёсанного увальня, который запутывает своими выходками действие комедии. Арлекин носил костюм, покрытый многочисленными разноцветными заплатками (они указывали на его бедность и скупость). В 17 в. во Франции актёр Д.Бьянколелли изменил характер и костюм Арлекина. В его исполнении Арлекин превратился в первого Дзанни – хитрого, остроумного, злоязычного интригана, который активно участвовал в развитии действия. Заплаты на костюме приняли форму правильных треугольников красного, жёлтого и зелёного цвета, тесно прилегавших друг к другу. В 18 в. актёр Т.Визентини внёс в трактовку роли Арлекина патетические черты, заставив зрителей парижских ярмарочных театров одновременно смеяться и плакать. Дальнейшее развитие маски Арлекина происходило вне комедии дель арте, во французских арлекинадах 18-19 вв., в которых Арлекин превратился из слуги в изящного любовника, счастливого соперника Пьеро. (С.С.Мокульский)

АРЛЕКИНА′ДА (франц. arlequinade) – небольшая сценка, в которой главным действующим лицом является Арлекин и другие персонажи итальянской комедии дель арте. Арлекинада была популярным жанром французских ярмарочных театров 18 в. В маленьких, чаще всего одноактных, пьесах-арлекинадах преобладали элементы пантомимы, пения, танца. Традиционная сюжетная схема арлекинады: любовные перипетии, остро комические ситуации с пародийно-сатирическими намёками на злободневные темы. Жанр арлекинады зародился в 17 в. под влиянием обосновавшегося в Париже театра итальянских комедиантов, который познакомил французского зрителя с комическими персонажами комедии дель арте и, в частности, с Арлекином. Разновидности арлекинады получили распространение и в других европейских странах (бурлеск, клоунада). Широкое развитие арлекинада получила также в русских балаганах в 19 в. (А.Я.Шнеер)


АТТРАКЦИО′Н (франц. attraction – притяжение) – зрелищный номер, который вызывает особый интерес. Впервые понятие было введено в цирке для номеров, основанных на механических и технических трюках.


Б

БАЛАГА′Н (от перс. «верхняя комната», «балкон») – временное здание для театральных, цирковых или эстрадных представлений. В России известны с 18 в. Балаганы строились из досок; крыши делались из брезента или мешковины (шапито). Большое место в балаганных представлениях занимал Дед-раёшник – зазывала. Балаганы существовали до 30-х гг. 20 в

БАТЛЕ′ЙКА (от Betleem – польск. название г. Вифлеема) – народный кукольный театр. Распространён с 16 в. в Белоруссии, куда пришёл с Украины и из Польши. Возникновение театра-батлейки связано с рождественскими праздниками (отсюда название: Вифлеем – место рождения Христа). Сценой служил двухъярусный ящик, который напоминал церковь или домик. Батлейщики водили деревянные куклы на стержнях по прорезям в полу ярусов. В представлениях участвовало до 40 персонажей. Существовало шесть разновидностей театра. Особое место занимали батлейки, устроенные по принципу теневого театра и батлейки с меняющимися прозрачными декорациями. Батлейки существовали до нач. 20 в.

«БЕ′ЛЫЙ КЛО′УН» – цирковое амплуа, партнёр Августа или Рыжего в традиционном клоунском антре. По характеру «белый клоун»простак или резонёр. Внешний облик «белого клоуна» сохраняет постоянные черты. Неестественно белое под густым слоем краски лицо, поднятые в остром изломе чёрные линии бровей, малинового цвета губы и уши создают брезгливо-капризное выражение недоумения и настороженности. Изящный бархатный или шёлковый костюм, украшенный аппликациями и блёстками, состоит из куртки, коротких до колен галифе, шёлковых чулок и остроносых туфель. Напомаженные волосы покрыты надетым набекрень белым коническим колпачком, в руках – тонкая щёгольская тросточка с овальной подушечкой на конце. Игра тросточкой, мелкие семенящие шажки, жеманные интонации дополняют образ маменькиного сынка-переростка, изнеженного и манерного тихони. Наименование и характер «белого клоуна» оформились в выступлении с Августом. До этого существовали так называемые соло-клоуны, продолжавшие традиции балаганных дедов, ярмарочных паяцев. (М.И.Зильбербрандт)

БЕЛЬЭТА′Ж (франц. bel – прекрасный и étage – ярус) – первый ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.

БЕНЕФИ′С (франц. bénéfice – барыш, польза) – спектакль, сбор с которого полностью или частично поступал в пользу одного или нескольких актёров (бенефициантов). Первый бенефис состоялся во Франции в 1735 г. В России вошли в практику с 1783 г.

БЕНУА′Р (франц. baignoire – ванна) – ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или немного ниже. Впервые появились во французском театре 18 в. для того, чтобы подчеркнуть сословное разделение публики. Первоначально ложи бенуар закрывались сетками, которые позволяли находившимся там зрителям быть невидимыми.