Файл: программа летн.практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 660

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ

Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ

Периоды развития лагерной смены

Мотивация деятельности

Трудолюбие

Социальные отношения

Социальная приспособляемость

Ответственность

Эмоциональная зрелость (самоконтроль)

Понимание детей

Понимание взрослых

Способность принимать на себя руководство

Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности

Наиболее часто встречающиеся трудности

Способность наблюдать

Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)

Приложение 1

Что взять с собой в лагерь:

2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ

ДЕТЕКТИВ-ЛЭНД

ВЕЧЕР ТЕАТРА

ЯРМАРКА ТВОРЧЕСТВА

Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ

Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;

Федеральное агентство по образованию

6.С кем из взрослых тебе было легче всего общаться?

7. Приобрел ли ты друзей в лагере?

8. Хотел бы ты с кем-нибудь продолжать общаться после лагеря?

9. Чтобы ты хотел рассказать друзьям о лагере?

10. Хочешь ли ты сказать «спасибо»? Кому и за что?

11. Продолжи предложение «Мои впечатления от лагеря …»

12. Если ты хочешь, то можешь подписать анкету

Спасибо! Ждем тебя в нашем лагере!

Твои вожатые


Карта-схема

психолого-педагогической характеристики отряда


Цель: выявить уровень развития отряда как коллектива.

Материал: бланк карты-схемы.

Инструкция испытуемому: “Читая на бланке пары качеств, оцените по предложенной шкале степень их выраженности в своем отряде. Например, первая пара полярных качеств: отряд активен, полон творческой энергии – отряд пассивен, инертен. Вначале следует определить, является ли класс активным, энергичным или нет. Если класс активен, то выясняется степень активности: сильно выражено качество – ставится знак “Х” под цифрой 5; средне выражено – под цифрой 4; слабо – под цифрой 3. Если качество в отряде не выражено, не присуще ему, то также определяется степень отсутствия его: почти не выражено – ставится “Х” под цифрой 2; совсем не выражено, не присуще – под цифрой 1”.


Бланк Карты-схемы

Наименование качества

Наименование полярного

качества


Направленность деятельности ОТРЯДА

1. Отряд активен, полон творческой энергии.

5 4 3 2 1

1. Отряд пассивен, инертен.

2. Отряд выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, учеба, литература).

5 4 3 2 1

2. Отряд выше всего ставит примитивные блага, деньги, развлечения и т.д.

3. Отряд высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу.

5 4 3 2 1

3. Ради корыстных целей отряд готов поступиться и честью, и дружбой.

4. В своих делах отряд ставит перед собой общественно полезные цели.

5 4 3 2 1

4. Отряд отличают общественно вредные, асоциальные цели.

5. Достижение общественно ценного результата увлекает всех или большинство членов отряда.

5 4 3 2 1

5. Каждый увлекается лишь тем, что интересно ему, не считаясь с тем, представляет это интерес для отряда или нет.

6. В отряде более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.

5 4 3 2 1

6. Популярные члены отряда – эгоисты, работающие лишь для себя.

7. Члены отряда стремятся постоянно общаться друг с другом.

5 4 3 2 1

7. Члены отряда не стремятся постоянно общаться друг с другом.

8. Отряд стремится общаться и сотрудничать с другими классами.

5 4 3 2 1

8. Отряд стремится обособиться, изолироваться от других классов.

9. В отряде велико желание трудиться коллективно.

5 4 3 2 1

9. В отряде нет стремления к коллективному труду.

10. В отряде существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.

5 4 3 2 1

10. Отряд заметно разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, пренебрежительно относится к слабым.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО

(ОРГАНИЗОВАННОСТЬ) ОТРЯДА

1. В отряде имеются реальные и действенные органы самоуправления.

5 4 3 2 1

1. В отряде отсутствуют реальные и действенные органы самоуправления.

2. Отряд может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.

5 4 3 2 1

2. Отряд не может самостоятельно, без помощи старших, выбрать себе организаторов или проводит выборы несерьезно по принципу “кого-нибудь, только не меня”.

3. Члены отряда взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу.

5 4 3 2 1

3. Большинство членов отряда ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.

4. Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются.

5 4 3 2 1

4. Те же ошибки приводят к непониманию друг друга, рассогласованию действий, конфликтам.

5. Трудные условия, ситуация опасности еще более сплачивают отряд.

5 4 3 2 1

5. В трудных условиях происходит рассогласование отряда, вплоть до его полного распада.

6. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению отряда.

5 4 3 2 1

6. Неудача в достижении групповой цели расслабляет отряд вплоть до его полного отказа от реализации данной цели.

7. Отряд доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь им освоиться.

5 4 3 2 1

7. Отряд враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую среду.

8. Отряд легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.

5 4 3 2 1

8. Отряд не способен к согласованию своих действий.

9. Отряд представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

5 4 3 2 1

9. Отряд не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.

10. Отряд имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями.

5 4 3 2 1

10. Отряд не имеет способных организаторов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ОТРЯДА

1. В отряде преобладает приподнятый, бодрый тон.

5 4 3 2 1

1. В отряде преобладает подавленное настроение.

2. В отношениях между членами отряда проявляются симпатии, доброжелательность, уважение.

5 4 3 2 1

2. В отношениях между членами отряда существует конфликтность, антипатии.

3. Члены отряда стремятся к совместным переживаниям событий.

5 4 3 2 1

3. В отряде имеется тенденция к замкнутости, отказ от группового характера переживаний.

4. Успехи и неудачи отряда в целом переживаются всеми его членами.

5 4 3 2 1

4. Успехи и неудачи отряда оставляют его членов равнодушными.

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов отряда.

5 4 3 2 1

5. В этих условиях в отряде проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.

6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.

5 4 3 2 1

6. В этих условиях отряд теряется, “раскисает”, наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.

7. Отрицательная оценка отряда со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание.

5 4 3 2 1

7. В данных обстоятельствах только у части отряда имеют место переживания.

8. Между микрогруппировками в отряде существует взаимное расположение и добро-желательность.

5 4 3 2 1

8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.

9. Отряд умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния.

5 4 3 2 1

9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля отряда, протекают стихийно.

10. Членам отряда нравится бывать вместе, участвовать в совместной деятельности.

5 4 3 2 1

10. Члены отряда не стремятся бывать вместе, безразличны к общению, отрицательно относятся к совместной деятельности.


Обработка данных

Количественный показатель определяется суммой баллов по каждому психологическому критерию (максимум – 50, минимум – 10). При делении полученных результатов на 5 результаты переводятся в 10-балльную систему, а затем сравниваются с критериями.

Критерии оценки полученных результатов

  1. 1-3 балла – низкая степень выраженности данного социально-психологического параметра в отряде.

  2. 4-6 баллов – средняя степень выраженности данного социально-психологического параметра в отряде.

  3. 7-8 баллов - высокая степень выраженности данного социально-психологического параметра в отряде.

  4. 9-11 баллов – очень высокая степень выраженности данного социально-психологического параметра в отряде.


Для качественного анализа надо “наложить” выявленный уровень развития коллектива с помощью шкалы на типовое описание группы соответствующего уровня развития, данное Л.И. Уманским.


Приложение 5

Формы и виды анализа деятельности детского коллектива

Анализ - это этап в организации дела, который позволяет соотнести результаты дела с намеченными в процессе целеполагания задачами, и оценить эффективность деятельности.

Рефлексия - это осмысление человеком собственных действий и поступков, своих внутренних состояний, чувств, переживаний.

Анализ и рефлексия позволяют контролировать деятельность отряда (и деятельность собственно педагога), своевременно корректировать деятельность педагога, создают основу для поиска и реализации новых идей, создают условия для профессионального роста педагога и развития коллектива. Важно научить подростка коллективному анализу и рефлексии, так как это способствует осознанному отношению к деятельности коллектива и их собственной деятельности и является мощнейшим средством личностного саморазвития.

В отряде вожатый должен предусмотреть следующие виды анализа:

анализ дела, прошедшего в отряде или в лагере;

анализ каждого дня;

анализ оргпериода;

анализ всей смены;

анализ работы органов самоуправления в отряде;

анализ взаимоотношений, сложившихся в коллективе;

анализ поступков детей, конкретных ситуаций;

анализ участия каждого ребенка в деятельности отряда и лагеря;

самоанализ детьми и взрослыми своих поступков, собственного участия в жизни отряда и лагеря.

Общие требования к коллективному анализу.

Конструктивность (выявлять как положительные, так и отрицательные стороны, не сводится к фиксации эмоций).

Позитивность (выявление позитивных моментов в жизнедеятельности коллектива, создание положительной мотивации на достижение успеха.).

Своевременность (отвечать потребностям группы, настрою и педагогическим задачам).

Структурированность (соблюдение этапов анализа, фиксация результатов).

Разнообразие (использование различных форм проведения анализа).


Личная направленность (стимулирование осознанного отношения каждого к жизнедеятельности коллектива и собственным поступкам).

Формы анализа

«Огонек» - уникальная форма отрядной работы. Это - откровенный разговор, коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня; взаимоотношений, складывающихся в коллективе.

Основная задача «огонька» — это рефлексия совместной деятельности отряда, событий, происходящих с отрядом в целом и с каждым его членом в отдельности. «Огонек» позволяет ребятам лучше узнать друг друга, привить навыки самоанализа и анализа событий, происходящих в лагере и отряде. «Огонек» является важным средством в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим.

Схема проведения «огонька».

Настрой (Песня «Вечерняя»).

Вступительное слово ведущего (о схеме анализа проведенного дела или прожитого дня).

Рассказ - анализ детьми деятельности отряда, передача символа «огонька» (талисмана).

Заключительное слово ведущего (подведение итогов, настрой на оптимистическое продолжение смены).

Заключительная песня.

Прощальный ритуал.

Схема устного анализа.

Фиксирование результатов деятельности / Мы это сделали!

Оценка деятельности / Что хорошо? Что плохо?

Выявление причин / Почему это удалось? Почему не удалось?

Создание банка положительного опыта/ Что сохранить? Что убрать?

Определение личного вклада каждого / Кого благодарить и за что?

Стимулирование самоанализа / Каков мой вклад в дело? Что я могу о себе сказать? Какие выводы я сделаю?

Определение путей изменения деятельности / Что изменить? Что добавить? Как это сделать?

Схема письменного анализа.

Цель: анализ наиболее значимого события за какой-либо период (неделю, смену)

Описание события

Мысли во время события и после него


Чувства во время события и после него


Деятельность и отдельные действия, которые запомнились


Кто и как влиял на восприятие этого события


Выводы, к которым я пришел



«День за днем»

Для ежедневного анализа, происходящего с каждым ребенком можно использовать следующую схему.

Инструкция: Не спеши. Остановись. Подумай. Как прожит этот день?

В середине, в круге, обозначь цветом твое настроение в течение дня:

красный - восторженное,

оранжевый - радостное,

желтый - приподнятое,

зеленый - спокойное, уравновешенное,

синий - грустное,

фиолетовый - тревожное,

черный – уныние.

В первом секторе укажи причины, которые больше всего повлияли на твое настроение:

отношения с товарищами;

отношения со взрослыми;

удачи отряда и неудачи отряда;

личные успехи или неуспехи;

очень личное;

тоска по дому и близким;

плохая погода;

недовольство собой;

здесь интересно или неинтересно;

бытовые условия;

состояние здоровья;

трудно сказать.

Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;


= ровные;

 конфликтные;

II безразличные;

+ уважительные;

Х неуважительные.

В третьем секторе поставь знак той позиции, какую ты занимал в течение дня в отряде:

о рганизатор -

у частник -

з ритель -

н е принимал никакого участия -

В четвертом секторе обозначь твой личный итог дня:

О - открыл в себе что-то новое

Н - научился…

И - изменил свою точку зрения (свою позицию)

В - влюбился

П - преодолел себя

У - узнал …

1

2

3

4



Приложение 6

Титульный лист


Федеральное агентство по образованию

Воронежский государственный университет



Факультет философии и психологии



Кафедра педагогики и педагогической психологии







Отчет о летней педагогической практике

в детском оздоровительном лагере «Ракета»







Студента ___ курса

ф.и.о. студента


Руководитель практики

ф.и.о. преподавателя






Воронеж 200_

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Григоренко Ю.Н. Кипарис-4. Здравствуй, наш лагерь! Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых / Ю.Н. Григоренко, М.А. Пушина. – М., 2003. – 192 с.

  2. Игры на каждый день : Пособие для организаторов развивающего досуга / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосбирск, 2003. – 144 с.

  3. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных / Под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003. – 196 с.

  4. Позывные лета : калейдоскоп летнего отдыха детей / Под ред. И.В. Макаренко. – М., 2003. – 413 с.


Дополнительная литература

  1. Вульфов Б.З. Организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы : Содержание и методика деятельности / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1993. – 208 с.

  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М., 1998. – 208 с.

  3. Кузнецова И. Не все о лете : Картотека массовых мероприятий / И.Н. Кузнецова, С.В. Попова. – Воронеж, 2002. – 44 с.

  4. Кузнецова И.Н. Педагогика солнца / И.Н.Кузнецова, В.М.Симонов. – Воронеж, 2001. – 68 с.

  5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы / А.Н. Лутошкин. – 2-е изд. – М., 1983. – 208 с.

  6. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987. – 544 с.

  7. Поломис К. Дети в летнем лагере : Занятия в дождливую погоду / К.Поломис. – М., 1991. – 152 с.

  8. Шмаков С.А. Каникулы : Прикладная «энциклопедия» : Учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. – М., 1997. – 120 с.

  9. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию : Сборник игр-коррекций / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М., 1993. – 76 с.

  10. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел / Н.Е. Щуркова. – Владимир, 1993. – 95 с.

  11. Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu. ru).






ОГЛАВЛЕНИЕ


От составителей ………………………………………………..


3

Основные цели и задачи летней педагогической практики ...


4

Права и обязанностей студентов-практикантов ……………..


4

Организационные вопросы практики ………………………...


5

Содержание практики …………………………………….…...


6

Организационная работа ………………………………….…


6

Примерные правила внутреннего распорядка ДОЛ ……..


7

Примерные условия работы отрядного вожатого в ДОЛ .


8

Периоды развития лагерной смены ………………………


9

Планирование воспитательной деятельности ……………


10

Логика построения плана воспитательной работы ……...


11

Организация режима дня, активного отдыха детей ……..


12

Воспитательная работа ………………………………………


12

Индивидуальная работа с детьми и подростками ……….


13

Особенности общения с родителями ……………………..


14

Научно-исследовательская работа ………………………….


15

Отчетная документация студентов-практикантов …...……..


15

Практические рекомендации по ведению педагогического дневника ……………………………………………………....



16

Примерный план изучения уровня развития отряда ………


18

Отчет о летней педагогической практике ………………….


19

Схема описания воспитательного мероприятия …………...


21

Схема анализа воспитательного мероприятия ……………..


21

Характеристика вожатого …………………………………...


22

Приложение 1 …………………………………………………..


24

Приложение 2 …………………………………………………..


25

Приложение 3 …………………………………………………..


42

Приложение 4 …………………………………………………..


47

Приложение 5 …………………………………………………..


53

Приложение 6 …………………………………………………..


56

Рекомендуемая литература ……………………………………


58



























Составители: Ирина Федоровна Бережная,

Светлана Владимировна Попова





Редактор Тамара Дмитриевна Бунина