Файл: 2009_Давл-Кильд_Биатова_ВведСпец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предложение, содержащиеся в условиях, составляет формулировку задачи.

Следующий этап - синтез решения этой задачи. Синтез, т.о., определяется как поиск такого расположения компонентов, которое отвечало бы указанным условиям. После того, как найден достаточно перспективный способ удовлетворения желаний или потребностей, предложенные методы должны быть подвержены тщательному изучению и анализу (обнаружение скрытых слабостей или дефектов плана).

Почти всегда необходимо зафиксировать результаты творческой деятельности и сообщить их другим членам организации, а также объявить о них потенциальным потребителям.

Последовательность решения творческих проблем

1. Нужно ясно понять проблемную задачу, а для этого поставить перед собой вопросы: «Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условие? Достаточно ли условие для определения неизвестного или недостаточно? Чем чрезмерно? Чем противоречиво?»

2. Поиск идеи решения и составления плана решения. Не известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли использовать метод её решения? Нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще?

3. Осуществление плана. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен?

4. Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли проверить правдоподобность, размерность полученного результата? Нельзя ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Нельзя ли решить задачу, обратную этой?

Выдающиеся деятели маркетинга в социально-культурном сервисе и туризме

Эллсворт Статлер (1863-1928)

- создал первую гостиницу, ориентированную на средний класс;

- в каждом номере установил телефон, появилась возможность заказа еды в номер;

- разработал кодекс Статлера:

1. Главная задача – обслужить своих постояльцев лучше, чем в других отелях мира.

2. Гость должен чувствовать, что мы хотим обслужить его так, как его не обслужат в другом отеле мира.

3. Не дерзи и не нахальничай, из денег гостя твое (наше) жалованье.

4. Нельзя оспаривать требования гостя. Должен или сам урегулировать вопрос или обратиться к начальнику.

5. Во всех спорах служащий всегда не прав, не только с точки зрения гостя, но и с точки зрения администрации.

6. Можно получать чаевые, но служить необходимо хорошо.

7. Любой служащий, не сумевший угодить клиенту, не соответствует статлеровским стандартам.

Также Статлер разработал программу, которая гарантировала участие служащих в прибылях.

Ралф Хитц (1891-1940) - глава самой крупной компании в 30-е гг. “National Hotel Company”.

Его заслуги состоят в следущем:

- он первый создал базу данных своих постояльцев,


- создал базу для 3000 регулярно проводимых съездов и конференций и рассылал информацию по своим отелям,

- открыл три специальных учреждения, изучающих рынок индустрии туризма

- он был первым, кто пригласил в гостиницу музыкантов,

- внутрикорпоративный маркетинг основывал на поощрениях,

- проводил программу повышения квалификации сотрудников,

-учредил клуб для служащих со стажем более 5 лет, они могли обращаться непосредственно к генеральному директору отеля.










Тема 11. Проектирование услуг в социально-культурном сервисе и туризме

Cоциокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Чтобы до конца понять суть проектирования, нужно соотнести его с понятиями, которые являются близкими ему по смыслу и значению. Среди них: предвидение, прогнозирование, программирование, моделирование, планирование.

Прогнозирование (от греческого слова prognose – предвидение, предсказание), разработка прогноза – вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; в узком значении – специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления. Прогнозирование как одна из форм предвидения научного в социальной сфере находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Но нередко (особенно в общественных науках) обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазрушению прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

Отсюда методологическая ориентация прогнозирования управляемых (большей частью социальных) явлений на оценку вероятного (при условии заранее заданных норм) состояние объекта с целью оптимизации принимаемых решений.

Прогнозирование основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития. А предвидение - в узком смысле — предсказание, в более широком — это предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды.

Таким образом, и прогнозирование, и предвидение относятся к уже существующему явлению, описывают тот или иной вариант его будущего.


Программирование – разработка нормативной стороны изменений, то есть обязательное определение целей, задач, цикла мероприятий.

Программирование – более широкое понятие, чем проектирование. Проект иногда рассматривается как часть программы.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Слово "модель" происходит от слова "modulus" - мера, образец. Оно имеет множество значений и оттенков и используется как в профессиональной и научной деятельности, так и в обыденной жизни.

научных исследованиях модель - это созданный человеком искусственный объект или явление, отображающий основные свойства реального объекта или явления. Исследуя свойства модели, человек получает новые знания о реальном объекте или явлении.

При обучении модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например, модели станков, механизмов, приборов и др.

В строительстве модели используются в качестве архитектурных проектов, выполненных в определенном масштабе и используемых с древнейших времен. Стоимость модели несравненно меньше стоимости реального строительного объекта, однако, хорошо исполненная модель дает прекрасное пространственное представление о предстоящем строительном объекте, о его архитектуре и, следовательно, о целесообразности его строительства.

В самолетостроении модели играют еще большую роль. Известно, что будущий самолет изготавливают в уменьшенном масштабе, сохраняя при этом средний объемный вес, затем "продувают" в аэродинамической трубе и по полученным данным дают заключение о целесообразности дальнейших работ, тем самым значительно экономя материальные и интеллектуальные средства.

Модели строятся на основе аналогий и теории подобия. Одним из первых теорию подобия применил на практике изобретатель И.П. Кулибин при постройке арочного моста в Петербурге. Он построил модель этого моста и заметил, что при изменении масштаба модели условия работы (в данном случае нагружения) её деталей изменяются непропорционально.

Изучение работоспособности объекта на моделях называется моделированием.

По сути, моделирование — база любого научного исследования — как теоретически (используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментально (используются предметные модели). Моделирование может быть этапом на пути проектирования, методом оценки эффективности будущего результата проекта.

Конструирование - это разработка графической модели технического устройства, по которой возможна материализация создаваемого устройства путем изготовления его в производственных условиях.


Слово "конструирование" происходит от латинского слова "construire" - строить, создавать, сооружать. Обозначает процесс создания нового устройства в виде материального предмета, пригодного для практического пользования.

Планирование — научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества. Это разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению.

В отличие от проектирования планирование прописывает все максимально детально.

В той или иной степени все приведенные понятия соотносятся с проектированием. Все понятия конкретизируют одно – взгляд в будущее, но одни из них более конкретно, другие – менее.

Особенностью и преимуществом проектирования является то, что оно сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Но при разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т. е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Методика планирования же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т. е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Формируя модели и образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации. Гармонично совмещая сугубо нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Объектом социально-культурного проектирования является сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две взаимодействующие подсистемы: социум и культуру.

В качестве субъектов и участников проектного процесса могут быть названы:

  • специалисты, владеющие технологией проектирования;

  • органы принятия решений в сфере культуры;

  • государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов;

  • творческие объединения, благотворительные организации (могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам, пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т. п.);

  • общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором (для привлечения общественности необходимы консультации специалистов, материальная и организационная поддержка).