ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 1413
Скачиваний: 1
Выделяют две стратегические цели социокультурного проектирования: сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.
Первая подразумевает:
— сохранение ценностей и явлений культуры прошлого (в предметно-пространственном мире);
— освоение и активное использование культурного наследия жизнедеятельности человека (поведенческий аспект - нравы, обычаи, ритуалы).
Вторая предполагает:
— выявление, поощрение и тиражирование лучших современных идей и технологий (например, экологически безопасных способов существования человека);
— освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;
— оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.
Далее выделяют целевые ориентации социально-культурной проектной деятельности: создание оптимальной ситуации для развития социально-культурного субъекта и, как следствие, обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни в социуме (причем требуется отношение к культуре как к самоценному явлению, с одной стороны, и как к условию и средству решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия, с другой стороны).
Задачи проектной деятельности:
— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Концептуальная схема (алгоритм) формирования проекта
Выявление проблем |
Целеполагание |
Инструментализация. Методика, техника, технология |
|||
Проблемы |
Цели |
Задачи |
Методы (мероприятия и содержание деятельности) |
Форма организации исполнителей и аудитории |
Ресурсы (средства) |
Развертывающаяся система действий. Технология социально-культурной деятельности. Социальные программы и социальные проекты. |
Подготовка проекта предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:
а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;
б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.
Типология проектов (их виды)
Проекты можно классифицировать по разным основаниям, признакам, заложенным в основу типологии.
1. Типы проектов по характеру проектируемых изменений:
-
инновационные проекты. Их задача – внедрение принципиально новых разработок.
-
поддерживающие проекты (реанимационные, реставрационные)..
-
оргпроекты, предполагающие создание тех или иных форм негосударственных общественных объединений, центров, культурных комплексов и т.д.
Проектные решения в сфере развития инфраструктуры (как самостоятельные, так и в рамках культурной программы) могут включать:
— Создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;
— Инициирование и поддержка учреждений, способствующих снятию социальной напряженности (политклубов, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров и т.п.).
— Создание специализированных центров местной культуры – народных музеев, музеев частных коллекций, домашних библиотек, выставок и др.
— Реставрация нежилого фонда, пригодного для организации культурно-досуговых учреждений или их филиалов (в том числе и путем привлечения населения к достройке и дооборудованию помещений и территорий, пригодных для создания различного рода культурно-досуговых центров).
Стратегическая цель этих проектных мероприятий – обеспечить реальный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ.
Сверхзадача - высвобождение общественных энергий путем создания благоприятных условий, стимулирующих культурную деятельность индивидов, социальных категорий и групп населения, приведение культурной инфраструктуры в нормативное и функционально-содержательное соответствие тем новым задачам, которые возникают в связи с наиболее острыми социальными и личностными проблемами.
-
Типы проектов по направлениям деятельности (вопросы содержания проектов):
-
образовательные проекты (преимущественно, предоставление образовательных услуг).
-
Приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности. Кроме того, образовательные проекты могут быть направлены на совершенствование самой системы образования (различные образовательные реформы).
-
научно-технические проекты, выступают как социальные, если своими последствиями напрямую затрагивают общественную жизнь.
Могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию.
-
социальные (или социально-ориентированные) проекты, которые направлены на решение социальных проблем, в том числе связанных с незащищенными группами людей – инвалидами , пенсионерами, детьми; любыми благотворительными акциями.
-
культурные проекты. Они приобретают значение, когда их направленность совпадает с интеллектуальными и духовными поисками, актуальными для общества
-
. Отличительная черта – проекты данного типа вплетены в ткань социальной жизни (то есть доминируют не эстетические, культурно-семантические стороны проекта, а его социальная функция). Они могут иметь разный масштаб деятельности и временной период.
-
Как их разновидность - событийные проекты.
Событие- понятие , имеющее широкий спектр толкований: как природное явление, как событие в статусе происшествия или случая. Это то, что произошло, значительное явление, факт общественной (личной) жизни. Типы события – культурное, политическое, экономическое, историческое, из жизни отдельных людей или групп, городов, стран и всего мира. С различными событиями могут быть связаны проекты массовых праздников
Общественная значимость и масштабность праздничного события - становятся главной при классификации праздников,( представленной Д.М.Генкиным в учебном пособии «Массовые праздники», М.,1975). Масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.
Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип, ключ к классификации праздника. Пользуясь этим принципом, можно определить три основных группы праздников в нашей стране.
-
Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.
Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична. Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: молодежи, интеллигенции, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.
-
Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники отдельных возрастных групп, и праздники по профессиям, и праздники различных категорий трудящихся, и праздничные даты отдельных городов, трудовых коллективов, учебных заведений и многие другие. В каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднующей общности.
-
Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.
Нельзя не отметить и такое значительное явление, как праздничное событие отдельного человека, семьи, компании, дружеского круга.
Приведенные выше три вида праздников, как уже говорилось, не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней. Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности. Кроме того границы праздников чрезвычайно подвижны. Разработка празднования какого-либо события может стать предметом социально-культурного проекта.
3. Типы проектов по особенностям финансирования:
-
инвестиционные проекты. В такие проекты инвесторы вкладывают собственность с целью извлечения прибыли. Значимость проекта определяет соразмерность вложения капитала, она должна быть ясна. Также для рассмотрения проекта инвестором нужна детальная проработка документации, главным образом бизнес-плана. Основной мотив инвестора – получение максимальной прибыли, без этого инвестиционный проект невозможен. Это снижает возможность социального проекта в свете его особенностей стать инвестиционным.
-
спонсорские проекты.
Спонсор предоставляет средства на поддержку проекта, если это может стать
формой его рекламы или презентации (формирование образа фирмы).
-
кредитные проекты. В этом случае получение средств на проект возможно лишь при получении гарантий кредитным учреждением (например, залог собственности).
-
бюджетные проекты. Большинство социальных проектов финансируется из государственного или местного бюджетов. Чаще всего это осуществляется в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения.
-
благотворительные проекты.
Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо
(организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед
проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности
участвует в проекте не только выделением финансов.
5. Типы проектов по срокам реализации (временные рамки):
-
краткосрочные проекты (1-2 года).
-
среднесрочные проекты (3-5 лет).
-
долгосрочные проекты (10-15 лет).
4.Типы проектов по их масштабам.
Оценка масштаба основывается на нескольких показателях. Например:
-
какое количество людей сможет воспользоваться продуктом проекта;
-
сколько кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов
-
необходимо для реализации проекта; на какое время и для какой территории
-
рассчитано исполнение проекта и др.
Одна из классификаций:
-
микропроекты – это индивидуальная инициатива, получающая признание со стороны окружающих. Такие проекты не требуют сложного управления, больших финансовых затрат, в их основе человеческие отношения.
-
малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Особенность малых проектов заключается в том, что они допускают упрощения в ходе проектирования и реализации.
-
мегапроекты – это целевые программы, состоящие из нескольких взаимосвязанных проектов.