Файл: 2009_Давл-Кильд_Биатова_ВведСпец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1413

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют две стратегические цели социокультурного проектирования: сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.

Первая подразумевает:

сохранение ценностей и явлений культуры прошлого (в предметно-пространственном мире);

освоение и активное использование культурного наследия жизнедеятельности человека (поведенческий аспект - нравы, обычаи, ритуалы).

Вторая предполагает:

выявление, поощрение и тиражирование лучших современных идей и технологий (например, экологически безопасных способов существования человека);

освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;

оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.

Далее выделяют целевые ориентации социально-культурной проектной деятельности: создание оптимальной ситуации для развития социально-культурного субъекта и, как следствие, обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни в социуме (причем требуется отношение к культуре как к самоценному явлению, с одной стороны, и как к условию и средству решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия, с другой стороны).

Задачи проектной деятельности:

анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.


Концептуальная схема (алгоритм) формирования проекта


Выявление проблем

Целеполагание

Инструментализация.

Методика, техника, технология

Проблемы

Цели

Задачи

Методы (мероприятия и содержание деятельности)

Форма организации исполнителей и аудитории

Ресурсы (средства)

Развертывающаяся система действий.

Технология социально-культурной деятельности.

Социальные программы и социальные проекты.


Подготовка проекта предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:

а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;


б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.


Типология проектов (их виды)

Проекты можно классифицировать по разным основаниям, признакам, заложенным в основу типологии.

1. Типы проектов по характеру проектируемых изменений:

  • инновационные проекты. Их задача – внедрение принципиально новых разработок.

  • поддерживающие проекты (реанимационные, реставрационные)..

  • оргпроекты, предполагающие создание тех или иных форм негосударственных общественных объединений, центров, культурных комплексов и т.д.

Проектные решения в сфере развития инфраструктуры (как самостоятельные, так и в рамках культурной программы) могут включать:

Создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;

Инициирование и поддержка учреждений, способствующих снятию социальной напряженности (политклубов, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров и т.п.).

Создание специализированных центров местной культуры – народных музеев, музеев частных коллекций, домашних библиотек, выставок и др.

Реставрация нежилого фонда, пригодного для организации культурно-досуговых учреждений или их филиалов (в том числе и путем привлечения населения к достройке и дооборудованию помещений и территорий, пригодных для создания различного рода культурно-досуговых центров).

Стратегическая цель этих проектных мероприятий – обеспечить реальный доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ.

Сверхзадача - высвобождение общественных энергий путем создания благоприятных условий, стимулирующих культурную деятельность индивидов, социальных категорий и групп населения, приведение культурной инфраструктуры в нормативное и функционально-содержательное соответствие тем новым задачам, которые возникают в связи с наиболее острыми социальными и личностными проблемами.

  1. Типы проектов по направлениям деятельности (вопросы содержания проектов):

    • образовательные проекты (преимущественно, предоставление образовательных услуг).

Приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности. Кроме того, образовательные проекты могут быть направлены на совершенствование самой системы образования (различные образовательные реформы).

    • научно-технические проекты, выступают как социальные, если своими последствиями напрямую затрагивают общественную жизнь.

    Могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию.


      • социальные (или социально-ориентированные) проекты, которые направлены на решение социальных проблем, в том числе связанных с незащищенными группами людей – инвалидами , пенсионерами, детьми; любыми благотворительными акциями.

      • культурные проекты. Они приобретают значение, когда их направленность совпадает с интеллектуальными и духовными поисками, актуальными для общества

      • . Отличительная черта – проекты данного типа вплетены в ткань социальной жизни (то есть доминируют не эстетические, культурно-семантические стороны проекта, а его социальная функция). Они могут иметь разный масштаб деятельности и временной период.

      • Как их разновидность - событийные проекты.

      Событие- понятие , имеющее широкий спектр толкований: как природное явление, как событие в статусе происшествия или случая. Это то, что произошло, значительное явление, факт общественной (личной) жизни. Типы события – культурное, политическое, экономическое, историческое, из жизни отдельных людей или групп, городов, стран и всего мира. С различными событиями могут быть связаны проекты массовых праздников

      Общественная значимость и масштабность праздничного события - становятся главной при классификации праздников,( представленной Д.М.Генкиным в учебном пособии «Массовые праздники», М.,1975). Масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.

      Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип, ключ к классификации праздника. Пользуясь этим принципом, можно определить три основных группы праздников в нашей стране.

      1. Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

      Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична. Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: молодежи, интеллигенции, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

      1. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники отдельных возрастных групп, и праздники по профессиям, и праздники различных категорий трудящихся, и праздничные даты отдельных городов, трудовых коллективов, учебных заведений и многие другие. В каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднующей общности.

      2. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.


      Нельзя не отметить и такое значительное явление, как праздничное событие отдельного человека, семьи, компании, дружеского круга.

      Приведенные выше три вида праздников, как уже говорилось, не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней. Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности. Кроме того границы праздников чрезвычайно подвижны. Разработка празднования какого-либо события может стать предметом социально-культурного проекта.


      3. Типы проектов по особенностям финансирования:

      • инвестиционные проекты. В такие проекты инвесторы вкладывают собственность с целью извлечения прибыли. Значимость проекта определяет соразмерность вложения капитала, она должна быть ясна. Также для рассмотрения проекта инвестором нужна детальная проработка документации, главным образом бизнес-плана. Основной мотив инвестора – получение максимальной прибыли, без этого инвестиционный проект невозможен. Это снижает возможность социального проекта в свете его особенностей стать инвестиционным.

      • спонсорские проекты.

      Спонсор предоставляет средства на поддержку проекта, если это может стать

      формой его рекламы или презентации (формирование образа фирмы).

      • кредитные проекты. В этом случае получение средств на проект возможно лишь при получении гарантий кредитным учреждением (например, залог собственности).

      • бюджетные проекты. Большинство социальных проектов финансируется из государственного или местного бюджетов. Чаще всего это осуществляется в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения.

      • благотворительные проекты.

      Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо

      (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед

      проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности

      участвует в проекте не только выделением финансов.

      5. Типы проектов по срокам реализации (временные рамки):

      • краткосрочные проекты (1-2 года).

      • среднесрочные проекты (3-5 лет).

      • долгосрочные проекты (10-15 лет).

      4.Типы проектов по их масштабам.

      Оценка масштаба основывается на нескольких показателях. Например:

      • какое количество людей сможет воспользоваться продуктом проекта;

      • сколько кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов

      • необходимо для реализации проекта; на какое время и для какой территории

      • рассчитано исполнение проекта и др.

      Одна из классификаций:

      • микропроекты – это индивидуальная инициатива, получающая признание со стороны окружающих. Такие проекты не требуют сложного управления, больших финансовых затрат, в их основе человеческие отношения.

      • малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Особенность малых проектов заключается в том, что они допускают упрощения в ходе проектирования и реализации.


      • мегапроекты – это целевые программы, состоящие из нескольких взаимосвязанных проектов.