ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 1412
Скачиваний: 1
Тема 12. Государственная культурная политика
В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой политики. Сейчас культурная политика в России сводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и тому подобному.
Разумеется, под культурной жизнью и культурой вообще в данном случае имеется в виду гораздо более частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой и даже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политики практически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросы их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности (за исключением специализированных учебных заведений художественного и культурно-просветительского плана), работа со сферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п. Как правило, к компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:
— систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);
— систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т. п.);
— систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа как общего, так и специализированного профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т. п.; одним из активно развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);
— популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;
— международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.
Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.
Независимо от институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурной политики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством системы народных традиций) заключается во все той же межпоколенной трансляции социального опыта (в данном случае воплощенного в комплексе объектов культурного наследия).
Представляется принципиально важным, чтобы культурная политика не отрывалась от основных направлений общесоциальной политики государства, работала как одна из ее подсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики — трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности, т. е. пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.
Государственная культурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Культурная политика - это отношение властей к культуре, деятельность правительства в сфере культуры, влияние высокопоставленных лиц на ее развитие. Сегодня стало очевидным, что в определении стратегии и тактики государственной культурной политики должны участвовать не только работники аппарата структурных звеньев управления, но прежде всего творческие работники, представители интеллигенции.
Именно в культуре проявилась вся “изнанка” становления рыночных отношений. В результате резко снизился жизненный уровень служителей искусства, практически свелись к нулю возможности реализовать творческую продукцию по прежним каналам, ухудшилось психологическое состояние творческих работников, упал их общественный статус.
Специалист социально-культурного сервиса осуществляет регулирование культурных процессов, взаимодействует с людьми и принимает решения, имеющие социальные и культурные последствия.
Специалист социально-культурного сервиса должен находить возможности организовывать картинные галереи, выставки самодеятельных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, старинных народных промыслов, проведение фольклорных праздников, фестивалей, конкурсов. Важнейшей специфической функцией социально-культурной деятельности является организация многогранной самодеятельности населения, содействие самореализации личности в искусстве, техническом творчестве, спорте, общественных делах. Участие в массовых праздниках раскрепощает народные таланты, смекалку, приносит в жизнь соревновательный момент, желание принародно обнаружить свое мастерство, знание, умение. Удовлетворяя эти свои устремления, развивая себя, приобретая новые личностные качества, вызывающие, в свою очередь, новые, возвышенные потребности, люди сохраняют основы национальной культуры, создают новые ценности. Развитие этих форм - важнейшее условие формирования политической культуры народа, культуры деловых отношений, общения людей.
Организатор социально-культурного сервиса должен знать законодательные акты, регулирующие культурную сферу, их влияние на досуговую деятельность. Поэтому, целесообразно уже в начале обучения привести из Закона РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” несколько выдержек.
Статья 3. Основные понятия
Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям
Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ.
Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц.
Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:
-
поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
-
создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций – школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);
-
стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы;
-
осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;
-
способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
-
осуществлять свой протекционизм в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
-
публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.
Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности
Представительная, исполнительная и судебная власти в РФ выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.
Статья 52. Цены и ценообразование в области культуры
Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать льготы для детей, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.
В сфере культуры работают государственные и негосударственные фонды, которые возможными силами поддерживают данную область.
Основными целями, например, Фонда поддержки культуры (на примере Санкт-Петербурга), являются:
- предоставление грантов учреждениям культуры, включенным в список особо ценных объектов культурно-исторического наследия народов РФ;
- реализация одного из компонентов Проекта реконструкции центра Санкт-Петербурга;
- поддержка инициатив в области культуры, связанных с развитием инфраструктуры сферы культуры, сохранением культурного наследия, а также с актуальными явлениями современной культуры.
Задачами Санкт-Петербургского общественного фонда культуры и образования, являются:
- изучение и распространение идей гуманизма и просвещения;
- участие в образовательном процессе путем сотрудничества с государственными и негосударственными учреждениями, средствами массовой информации;
- организационная, правовая, социальная и материальная помощь и поддержка учреждений и организаций, деятелей культуры, искусства, науки, образования.
В Налоговом кодексе РФ предусмотрена статья, предоставляющая льготы по налогообложению организациям культуры. В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению по НДС (18%) реализация на территории РФ услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
- услуги по предоставлению напрокат аудио - видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
- услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;