Файл: 2009_Давл-Кильд_Биатова_ВведСпец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1407

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Упражнение на развитие памяти, внимательности

Положить на стол несколько предметов. Игрок смотрит на них в течение определенного времени. Потом отворачивается, а в это время вы убираете несколько предметов. После чего игрок должен назвать предметы, которые вы убрали, либо отвернувшись, он должен назвать как можно больше предметов, которые он запомнил.

Также можно просто назвать определенное количество слов, а игрок должен повторить их в той же последовательности, или просто повторить все слова.

7. Практические упражнения в группах тренинга умений (тренинг уверенности в себе)

Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы

Цель: Прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. Упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.

Необходимое время: 1 час.

Процедура: Каждому члену группы предлагают продемонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы. Например, представьте, что друг "забыл" вернуть деньги, которые он занял у вас.

Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием: "Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги!" Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: "Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?" Уверенный ответ может быть таким: "Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу".

Постарайтесь вовлечь всех членов группы, даже если при этом каждый участник предложит только один из трех ответов.

Используйте одну ситуацию на каждого участника. Ролевое проигрывание ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности, может помочь вам идентифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете. Помните, что невербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное. Старайтесь, чтобы тон голоса, позы, выражение лица соответствовали словам.

Руководитель или группа могут создать дополнительные ситуации, подобные перечисленным ниже, или использовать эти ситуации.

Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...

Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему...


Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...

По очереди просите обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответа участника.

Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным.

8. Развитие умений и навыков активного слушания

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем, ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 минут “очень скучного рассказа”. Затем, ведущий отзывает в сторону будущих “рассказчиков”, якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ “очень скучным”. На самом деле дает разъяснения, что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова). Если в течение 7-10 секунд выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще 1 минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как “глухое молчание”). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, давая необходимые пояснения.

9. Упражнение на развитие навыка сенситивности

Участники садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Сейчас на этот стул будут по очереди садиться некоторые из нас и “говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить слова вслух. (Предварительно преподаватель договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них он просит “поговорить” по телефону с ребенком, другого – с начальником, третьего – с другом и т.д.). Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор”.

Каждый разговор длится около минуты. После этого преподаватель просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения преподаватель задает вопрос: “На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?”.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем “разговаривает” человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными проявлениями.

10. Упражнение на развитие эмпатии

Подумайте, способны ли Вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если Вы умеете отдавать себе в этом отчёт, у Вас есть способности думать за других, а точнее чувствовать состояние окружающих вас людей, понимать собеседника на интуитивном уровне.


1. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда - другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий! Это поможет Вам понимать причины действий других людей.

2. Назовите (про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите, в чём здесь причина.

3. Вспомните случай, когда в беседе Ваш собеседник отстаивал, как Вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

4. Были ли случаи, когда Вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?

Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать:

- Обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние;

- Научитесь слушать других людей;

- Перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли Вам возразить;

- Наблюдая за человеком, попробуйте угадать во что этот человек будет одет в следующий раз. Как часто подтверждаются ваши прогнозы;

- Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нить событий. Это поможет Вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами.



11. Упражнение на развитие воображения

Участники разбиваются на пары. Один партнер закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени второй партнер обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

12. Упражнение “Учимся уверенному поведению


Признаки уверенности

Признаки беспокойства

1. Вторжение в интимную зону собеседника (от 45 до 15 см)

1. Стремление вести беседу на границе личной зоны (от 45 см до 1,2 м)

2. Жесты ладонью вниз, перстоуказующие жесты


2. Жесты ладонью вверх с разведенными пальцами


3. При рукопожатии – ладонью вниз, рука прямая. Рука сухая, теплая


3. При рукопожатии – ладонь вверх, рука согнута. Рука влажная, холодная


4. Рукопожатие с использованием обеих рук (левая рука обхватывает запястье, локоть, предплечье или плечо)

4. Отсутствует рукопожатие или краткое рукопожатие кончиков пальцев


5. Разомкнутые пальцы рук


5. Сцепленные пальцы рук


6. Закладывание рук за спину: рука в руке


6. Закладывание рук за спину: захват запястья, локтя

7. Акцентирование больших пальцев: закладывание их за ремень, лацканы

7. Защита рта рукой, покашливание


8. Закладывание рук за голову


8. Прикосновение к носу, мочке уха, оттягивание воротничка

9. Руки на бедрах


9. Поправление манжет, браслета часов, верчение пуговицы, ручки

10. Закидывание ноги на ногу с обхватыванием ноги руками

10. Скрещение ног, прижатие друг к другу лодыжек

11. Сидение верхом на стуле

11. Сидение на краешке стула

12. 2/3 времени взгляд сосредоточен на собеседнике

12. Отведение глаз в сторону

13. Сверхраскованная поза: ноги на столе, на ручке кресла

13. Наклон туловища вперед, опущенные голова и плечи

14. Стремление копировать жесты собеседника

14. Статичные позы или, наоборот, ерзание на месте




ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Тесты


Тест 1. Определение коммуникативных и организаторских способностей

Студентам нужно ответить на все вопросы листа вопросов. Если ответ положительный, в соответствующей клетке листа ответов ставится знак "+", если же отрицательный - то знак "-". Не следует затрачивать много времени на обдумывание, нужно отвечать быстро. Если на некоторые вопросы трудно ответить, необходимо выбрать предпочтительный ответ.

При ответе следует обращать внимание на первые слова вопроса. От­вет должен быть очень точно согласован с этими словами. Нужно отве­тить на все вопросы.

Вопросов.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с раз­личными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намере­ний, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значи­тельно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам входить в новые компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за не­выполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседо­вать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных развлечениях?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознако­мых вам людей?